О подарках под ёлочку

ЭкспертОбщество

О подарках под ёлочку

Александр Привалов

Минпрос составил очередную распорядительную бумагу — новый порядок аттестации педагогов. О содержании бумаги чуть позже и очень коротко, ибо форма представления бумаги это самое содержание вполне характеризует. Форма же такова: проект, в полном соответствии с законом, вывешен на правительственном сайте для обсуждения интересующимися гражданами. Вывешен он 20 декабря, срок для замечаний и предложений — до 2 января. Интересующиеся этой бумагой граждане суть педагоги; у них в эти дни конец четверти (конец полугодия), то есть дым коромыслом на работе втрое гуще обычного плюс, возможно, предпраздничные хлопоты. А третьего января, когда у кого-то из них и мог бы выдаться наконец свободный час для этой бумаги, поезд уже уйдёт. По мне, понять это издевательство можно одним-единственным способом: сами авторы считают свою бумагу так явно неприятной её объекту, то есть педагогическому сообществу, что и слышать его мнение не хотят. Понимаете, не учесть не хотят — мнения нечиновных критиков и никогда не учитываются в сколько-нибудь важных вопросах, — а именно слушать стоны не хотят. Берегут свои нежные нервы. Хотя ничего очень уж неожиданного бумага не содержит, всё в прежнем русле. Основная новация: начальство на местах сможет отныне изобретать какие угодно способы оценки педагога, претендующего на первую и высшую категории. Как, например, учитывать при аттестации «практические результаты инновационной деятельности» аттестуемого школьного учителя? А как захочешь, так и учитывай. То есть начальникам жить станет ещё чуть лучше, педагогам — ещё чуть труднее. Привычное дело.

Впрочем, возможно, труднее станет не «чуть», а весьма ощутимо — во всяком случае, от аттестации, проводимой по очень похожей методе, стоном стонут сейчас преподаватели детских школ искусств (ДШИ) Москвы. Действующее образовательное начальство помешано на идее, что можно и нужно объективно судить о качестве образования, не глядя ни на учителя, ни на ученика, а глядя исключительно в бумажки, — это у них называется «педагогические измерения», и в упомянутой кампании оно царит в неправдоподобной, гомерической степени. Бедные педагоги ДШИ будут проходить аттестацию заочно. По баллам. Как обучаемые педагогом детишки играют на скрипочках или танцуют па-де-патинёр, никому вообще не интересно. Интересно, как педагог ответит на компьютерный тест (знаешь, какая система образования в Сингапуре или, там, когда разразился маньеризм, — получи балл, не знаешь — не прогневайся, и таких вопросов с полста) и как напишет мотивационное письмо. В нём педагог должен объяснить, почему посмел претендовать на первую или высшую категорию (даже если он её давным-давно имеет). Потратьте минуту и прикиньте, как бы подобное письмо написали вы, — правда же, весёленькое заданьице? К письму надо приложить портфолио, которое тоже будут оценивать в баллах: проектные деятельности, инновации, эффективности и прочая того же рода бессмысленная в этом контексте шелуха. Прежде в основе аттестации был открытый урок, который затем члены комиссии обсуждали с педагогом, теперь — да кому ты нужен, на уроки твои ходить. Подвесь видеозапись на YouTube, а мы её, если выдастся минутка, посмотрим. А не выдастся, так и не посмотрим. А результаты мы тебе сообщим через два месяца… Пока действует ст. 282 УК РФ в её нынешней редакции, я не вижу возможности печатно комментировать описанное измывательство.

В соцсетях и на форумах очень принято возводить генезис подобных начальственных действий к знаменитым майским указам. Действительно, установленные тогда требования к величине зарплат в образовании труднодостижимы везде, а в иных местах (регионах, муниципиях) и совсем недостижимы. Чтобы как-то выползать на заданные средние цифры, локальное начальство увидело себя вынужденным резко сокращать численность педагогического персонала, а для масштабных сокращений нужен свирепый инструментарий — такие ломы, против которых и приёма нет. Например, аттестации обсуждаемого здесь рода. Но такое толкование, хоть и вполне справедливо, раскрывает скорее повод, чем причины; причины всё-таки в другом — ведь и до майских указов вожди нашего образования шли ровно по той же дороге, дороге абсолютного недоверия ко всякому живому человеку.

Что они, не понимают, что проектная да инновационная деятельность, которую им будет вынужден демонстрировать всякий учитель — неважно, английского языка, химии или сольфеджио, – есть в огромном большинстве случаев бессмысленная туфта? Понимают, конечно, — взрослые же люди. Однако альтернатива их, прости господи, «педагогическим измерениям» для них неприемлема категорически, потому что всякая альтернатива непременно сводится к тому или иному изводу того самого простодушного открытого урока, к суждению о качестве образования, исходящему как раз из внимательного взгляда на ученика и учителя, а не на цифирь. Известно, что опытный педагог, посидев на уроке, всегда безошибочно скажет, насколько проводивший его учитель хорош (плох), а обычно ещё и посоветует аттестуемому, над чем и как тому стоит поработать для повышения своего уровня. Почему так нельзя? Нам говорят: потому что это необъективно и потенциально коррупциогенно. На самом же деле образовательные начальники считают, что так нельзя, поскольку в этом случае оказалось бы под сомнением их право безапелляционно командовать.

Не только в образовании так — посмотрите, что делается в медицине, что происходит в науке. Во всех этих областях мнение профессионалов, мнение людей, репутация которых говорит сама за себя, год за годом и месяц за месяцем планомерно лишается веса и значения. Безоговорочную власть имеют теперь в этих сферах менеджеры (в основном эффективные, конечно), которые не отличат хорошего учителя (врача, физика) от плохого, даже если будут глядеть на них в упор целый год. Отсюда — немыслимые, противоестественные, постоянно растущие горы отчётности, отсюда надуманные KPI там, где в принципе нечем заменить живой человеческий взгляд. Поэтому люди уже не учат и не лечат, а заполняют формы и выполняют заданные показатели. И от того, что этих людей так демонстративно не уважают, лучше учить и лечить они точно не станут.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неравенство и бедность Неравенство и бедность

Неравенство в России слишком велико

Эксперт
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Искусственный интеллект на грани нервного срыва Искусственный интеллект на грани нервного срыва

В 2018 году искусственный интеллект вышел «на свободу»

Эксперт
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Суперприложения уже здесь Суперприложения уже здесь

Суперприложения — тренд из Азии на экосистему из множества приложений

Эксперт
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта

Экранная эволюция Эндрю Скотта

Правила жизни
У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага

Обезьяны реагировали на голоса соседей менее агрессивно, чем на голоса чужаков

N+1
Судан: великое прошлое и трагическое настоящее Судан: великое прошлое и трагическое настоящее

Судан, наверное, самая нетуристическая страна Африки

Зеркало Мира
Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка? Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка?

Откуда берутся бородавки и причем тут жабы?

ТехИнсайдер
Минимум внимания и максимум любви: 10 самых неприхотливых домашних животных Минимум внимания и максимум любви: 10 самых неприхотливых домашних животных

Собрали топ-10 самых простых в уходе зверьков

ТехИнсайдер
Врач о способе очистить организм от ядов: все, что нужно знать о детоксе Врач о способе очистить организм от ядов: все, что нужно знать о детоксе

Нашему организму совсем не нужна «чистка» или «детокс»

ТехИнсайдер
Опытным путем Опытным путем

Шеф-повара вспоминают жизненные уроки на старте своей карьеры

Grazia
Stenosis Stenosis

Stenosis делают художники Даниил Шульгин (Shulya) и Анатолий Алексеев

Собака.ru
Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях

Призраки прошлого в мистическом романе Юлии Шляпниковой «Наличники»

СНОБ
Окно в лес Окно в лес

Как в доме в пригороде Казани интерьер стал продолжением лесного пейзажа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Плоский мир: обещает ли двумерное золото технологическую революцию Плоский мир: обещает ли двумерное золото технологическую революцию

Какие технологические достижения могут принести сверхтонкие слои золота

Forbes
Открыть в приложении