Что такое документальный фильм в эпоху, когда у миллионов есть смартфоны

ЭкспертСобытия

Новое документальное кино: границы жанра

Что такое документальный фильм в эпоху, когда миллионы, оснастившись смартфонами, и так снимают кино о самих себе

Вячеслав Суриков

Юрий Дудь — главный интервьюер отечественного YouTube — не раз пытался разнообразить свои интервью как локациями, в которых они записываются, так и количеством персонажей в своих роликах. Записанные в разное время, они появляются в кадре в заданной автором логической последовательности и развивают тему интервью. За неимением какого-то другого определения для подобного рода роликов, слишком обширных по хронометражу, чтобы оставаться всего лишь роликами, они стали именоваться фильмами. И это продолжалось до тех пор, пока он не выложил «фильм», посвященный трагическим событиям в Беслане. Трехчасовая работа «Беслан. Помни» благодаря незаурядному даже для самого Дудя количеству просмотров — 18 миллионов — заставил профессиональное сообщество задаться не только вопросом корректности подачи информации, но и той формой, которую он для нее выбрал: является ли «Беслан. Помни» образцом жанра документального кино? Видимо, эти разговоры и самого Юрия Дудя заставили сомневаться в избранных им формулировках: уже в следующей своей многонаселенной работе «Реутов-ТВ», представляя ее зрителям и определяя ее жанр, он сделал характерный жест, сигнализирующий о том, что речь идет о «фильме» в кавычках и к традиционному документальному кино он все же не имеет отношения.

До Юрия Дудя границы жанра документального кино для массовой публики устанавливал Леонид Парфенов, который достиг совершенства в жанре телевизионного стендапа, наиболее ярко продемонстрировав его в серии передач «Намедни». В момент своего появления на телевизионном экране они идентифицировались именно как передачи, а не документальные фильмы в первую очередь потому, что автор произносил текст не за кадром, а в студии, представая в ней скорее в качестве ведущего информационной программы, только расставляющей по полкам не события минувшего дня, а минувших лет. Но в своих последующих работах, которые позиционировались им уже как именно документальные фильмы, он по-прежнему продолжил демонстрировать искусство произнесения стилистически выверенного текста в кадре, оставаясь главным героем своих фильмов, о ком бы в них ни шла речь. Леонид Парфенов по-прежнему снимает свои фильмы и программу «Намедни», по-прежнему работает в кадре, произнося без запинки немыслимое количество текста и по-прежнему оставаясь главным специалистом по дорогим и эффектным историческим проектам, которые требуют в том числе тщательного подбора фактов и хроники. Именно он стал предтечей Юрия Дудя, доказав, что ведущий своим появлением в кадре не портит его, а наоборот, притягивает внимание зрителей, большинство которых предпочитают личный контакт с автором.

Между тем самый традиционный метод получения документального материала предполагает внедрение кинематографиста в ту среду, из которой этот материал необходимо получить. При этом он сам остается за кадром, потому что камера, как правило, находится в его руках: он одновременно и автор, и оператор фильма. Он минимизирует барьеры между собой и фиксируемой им реальностью, а любой лишний человек его только усиливает. Эти сьемки могут длиться сколь угодно долго, иногда чем дольше, тем лучше. Покинув эту среду, автор начинает работать с материалом, сокращать его, расставлять акценты, чтобы уложить увиденное им в какой-то приемлемый хронометраж. Для сьемок фильма о знаменитости, который также попадает в разряд документального кино, авторы ограничиваются развернутым интервью с героем фильма, с тем, кто его знает, и подбором хроники. Это промежуточный жанр по отношению к наиболее трудоемким фильмам в документальном жанре, которым в большинстве своем не удается избавиться от «говорящих голов», каковыми злоупотребляют авторы телевизионных проектов, но они предпочитают делать акцент на хронику, совершая настоящее чудо погружения в реальность прошлого, давая возможность соприкоснуться с ним без посредников. Это настоящее документальное кино. Но приходится признать, что ролики в Stories в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), если смотреть их подряд, иногда производят почти такое же впечатление. Возможно, это и есть документальное кино будущего.

The Family, пять серий, 2019 год, Джесс Мосс

Фильм, спродюсированный одним из столпов мирового документального кино Алексом Гибни, способным открывать новые грани хорошо знакомой реальности. В этом фильме режиссер занимается исследованием деятельности влиятельнейшей христианской организации, сумевшей пустить глубокие корни в американскую власть. Ее главный тезис — «Вся власть от Бога». Главное публичное событие — молитвенные завтраки, участием в которых не пренебрегают самые влиятельные в США политические фигуры.

Inside Bill’s Brain. Decoding Bill Gates, три серии, 2019 год, Дэвис Гуггенхайм

Подробнейший рассказ об основателе Microsoft Билле Гейтсе: о том, как он создавал компанию и стал одним из богатейших людей планеты, а также о том, чем занимается сейчас — как работает и совершенствует унитаз, не требующий канализации, и как борется с полиомиелитом. В фильме используется максимум изобразительных средств, принятых в документальном кино: хроника, фотографии, интервью с самим Гейтсом, его женой, ближайшими соратниками и даже анимация.

The Vietnam War, десять серий, 2017 год, Кен Бёрнс, Линн Новик

Невероятный по масштабам документальный эпос, в котором американские документалисты Кен Бёрнс и Линн Новик собрали все возможные материалы о Вьетнамской войне. Сериал обошелся его создателям в 30 млн долларов. Они работали над ним десять лет. За это время отсмотрели 24 тыс. фотографий и 1500 часов архивных съемок. Авторы взяли интервью у 79 свидетелей событий: у тех, кто воевал, и у тех, кто участвовал в протестах.

Conversations With a Killer: The Ted Bundy Tapes, пять серий, 2019 год, Джо Берлингер

История американского маньяка, которому очень долго удавалось не попадаться полиции. Его особенность была в том, что внешне он выглядел как благополучный человек. Чуть ли не в ходе судебного процесса, проходившего в прямом эфире, нашлась женщина, которая вышла за него замуж. Фильм отличается множеством документальных сьемок и записей, включая его последнее интервью, данное перед казнью: в нем он все-таки признается в своих убийствах.

Wild Wild Country, пять серий, 2018 год, Чэпмен Рассел Вэй, Маклейн Вэй

История Ошо Раджниша, индуистского проповедника с репутацией сексуального гуру, чьи ученики ради утопии готовы были вступить в войну с кем угодно. Очень подробная и драматургически тонко выстроенная история о том, что противостояние любого коллектива окружающему миру оборачивается его гибелью. Благодаря бережно собранным авторами хроникальным кадрам мы наблюдаем историю возвышения и падения Ошо практически своими глазами.

They Shall Not Grow Old («Они никогда не станут старше»), 2018, 99 мин. Питер Джексон

Главная сенсация прошлого года в мире документального кино. Новозеландский режиссер, автор трилогии по произведениям Джона Р. Толкина, собрал хронику Первой мировой войны и решил не только раскрасить ее, но и привести в соответствие современным техническим стандартам — и тем самым вернуть хроникальным кадрам естественность восприятия. Люди на старинной пленке и в самом деле ожили и даже заговорили: реплики солдат были расшифрованы по губам и озвучены профессиональными актерами.

Apollo 11 («Аполлон-11»), 2019, 93 мин. Тодд Миллер

К пятидесятилетию полета американского пилотируемого космического корабля на Луну Тодд Миллер собрал все хроникальные кадры и последовательно смонтировал их, добившись максимального эффекта присутствия в момент старта корабля, его полета и при высадке астронавтов на Луну. Непонятно только, почему лишь сейчас американцы поставили таким образом точку в дискуссиях относительно подлинности их лунной экспедиции. В американском прокате фильм собрал больше 11 млн долларов.

Rolling Thunder Revue: A Bob Dylan Story By Martin Scorsese, 2019, 142 мин. Мартин Скорсезе

Еще одно обращение Мартина Скорсезе к жанру документального кино, которое он, как правило, совершает ради того, чтобы рассказать историю о музыке и музыкантах. Герой этой работы Скорсезе — Боб Дилан образца 1975 года, совершающий турне по Америке. Еще один случай максимального погружения в реальность ушедших времен. Почти весь фильм состоит из хроники, в нем почти нет закадрового текста, и только иногда в кадре возникает сам Дилан и комментирует события более чем сорокалетней давности.

Dominion («Доминион»), 2018, 120 мин. Крис Дельфорс

Один из фильмов, который запустил веганскую революцию в США. Он состоит из документальных кадров, сделанных на мясоперерабатывающих предприятиях Австралии. Авторы фильма утверждают, что те условия, в которых там находятся животные, ничем не отличаются от принятых в западной мясоперерабатывающей индустрии. Закадровый текст читают голливудские актеры-веганы Хоакин Феникс и Руни Мара.

Pavarotti («Паваротти»), 2019, 114 мин. Рон Ховард

Сделанный по классическим телевизионным стандартам документальный фильм, который выделяет из общего ряда подобного рода лент прежде всего очень подробная работа с материалом. Рон Ховард — еще один голливудский режиссер, как и Скорсезе, работающий в качестве режиссера художественных фильмов, и так же, как он, погружающийся в жанр документального кино ради музыки и музыкантов. В данном случае ради Лучано Паваротти.

Yaghobzadeh Alfred/Abaca/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Команда 47 Команда 47

У успеха экономического развития Ленинградской области много составляющих

Эксперт
Злобный ЗОЖ: почему страху и чувству вины не место в оздоровлении Злобный ЗОЖ: почему страху и чувству вины не место в оздоровлении

ЗОЖ ассоциируется с позитивной картиной, но негатива в нем больше, чем кажется

Psychologies
Кино Кино

Это нам надо: артефакты, за которыми охотятся герои и злодеи в фильмах

Правила жизни
Головной офис Головной офис

Как не потеряться в изобилии средств для кожи головы

Grazia
«В церкви Божией разгласия» «В церкви Божией разгласия»

Почему и как образовались сразу две «параллельные» русские митрополии?

Дилетант
Насколько на самом деле опасны вейпы? Насколько на самом деле опасны вейпы?

Что происходит в отрасли и насколько оправданы опасения потребителей?

Forbes
Идеи, теории и полимеры Идеи, теории и полимеры

А. А. Берлин — один из создателей научной школы по химической физике полимеров

Наука и жизнь
Почему Нобелевская премия по литературе удивила даже букмекеров Почему Нобелевская премия по литературе удивила даже букмекеров

Лауреатами Нобелевской премии по литературе стали Ольга Токарчук и Петер Хандке

Forbes
Почему в индустрии моды существует рабство Почему в индустрии моды существует рабство

Одна из больших глобальных проблем моды сейчас — трудовое рабство

Esquire
Петроградный Меркурий Петроградный Меркурий

Привет, петербургские! Это ваша инструкция по выживанию на 2020 год

Собака.ru
В августе 1974-го: Восхождение на Эльбрус В августе 1974-го: Восхождение на Эльбрус

Восхождение УАЗа на Эльбрус

4x4 Club
Как выбрать тоник для волос и как им пользоваться Как выбрать тоник для волос и как им пользоваться

Рассказываем, какими бывают тоники и как их правильно использовать

Cosmopolitan
Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов

Богатейшие американцы хотят платить больше налогов

Forbes
«Внутри России поводов для гордости уже не сыщешь». Самые яркие высказывания Владимира Буковского «Внутри России поводов для гордости уже не сыщешь». Самые яркие высказывания Владимира Буковского

В Великобритании умер советский диссидент и писатель Владимир Буковский

СНОБ
Прорваться сквозь шум. Как привлечь всеобщее внимание в сети Прорваться сквозь шум. Как привлечь всеобщее внимание в сети

Отрывок из книги «Прорваться сквозь шум»

Forbes
Сеанс гипноза и мать-детоубийца: 5 лучших спектаклей фестиваля «Территория» Сеанс гипноза и мать-детоубийца: 5 лучших спектаклей фестиваля «Территория»

Пять самых лучших и провокационных спектаклей фестиваля «Территория»

Forbes
Удлинители и тройники: как найти и починить неисправность? Удлинители и тройники: как найти и починить неисправность?

Обидно, когда дорогой удлинитель вдруг перестает работать

CHIP
Горы зовут Горы зовут

Лез-Арк – курорт во французских Альпах

Домашний Очаг
Опыт читателя: как я компьютерную технику в войсках внедрял Опыт читателя: как я компьютерную технику в войсках внедрял

Рассказ нашего читателя о далеких 90-х, когда ПК в России были диковинкой

CHIP
Гуси‑лебеди Гуси‑лебеди

Как неказистый домик превратился в благородный особняк

AD
«Удерживаю вес 9 лет, потому что худела медленно» «Удерживаю вес 9 лет, потому что худела медленно»

Для нашей героини лишние 10 кг были причиной дискомфорта

Худеем правильно
Обзор Android 10 Q: новые функции системы Обзор Android 10 Q: новые функции системы

С Android Q, он же Android 10, у вашего смартфона появится много возможностей

CHIP
От “Секретных материалов” до “Во все тяжкие”: за что мы любим Винса Гиллигана От “Секретных материалов” до “Во все тяжкие”: за что мы любим Винса Гиллигана

Разбираем творчество сценариста и режиссера Винса Гиллигана

Esquire
Недостача на $330 млн: как банк плохих долгов остался без денег от продажи инвестбизнеса «Открытия» Недостача на $330 млн: как банк плохих долгов остался без денег от продажи инвестбизнеса «Открытия»

Вадим Беляев смог продать ядро инвестиционного бизнеса банка Роману Авдееву

Forbes
Фильм «Текст» с Александром Петровым: рецензия Фильм «Текст» с Александром Петровым: рецензия

Почему Фильм «Текст» — это самое честное кино 2019 года

Esquire
Одна, но надолго ли? Джим Керри, Брэдли Купер и другие мужчины Рене Зеллвегер Одна, но надолго ли? Джим Керри, Брэдли Купер и другие мужчины Рене Зеллвегер

Большинство романов Рене Зеллвегер начались на съемочной площадке

Cosmopolitan
«Дружба, скрепленная кровью» «Дружба, скрепленная кровью»

К концу 1939 года Гитлер и Сталин демонстрировали друг другу тёплые чувства

Дилетант
Экстремальный ультрафиолет Экстремальный ультрафиолет

Полупроводниковая промышленность берет курс на экстремальный ультрафиолет

Эксперт
Объявляется проверка! Объявляется проверка!

Как технологии выводят заботу о здоровье на новый уровень

Grazia
Герой номер 55 Герой номер 55

Герои той войны, подвиг которых оказался забытым после пожара революции

Огонёк
Открыть в приложении