Не волшебная палочка

Мировой опыт доказывает: тратить деньги на ВСМ необходимо с открытыми глазами

ЭкспертОбщество

Не волшебная палочка

Мировой опыт доказывает, что тратить деньги на ВСМ необходимо с открытыми глазами, тщательно взвешивая и планируя каждый проект, вписывая его в стратегию развития национальной транспортной системы, с одной стороны, и региональных экономик по ходу следования трассы — с другой

Андрей Горбунов

Проекты ВСМ, которые в России РЖД предлагает реализовать между Санкт-Петербургом, Москвой и Казанью, активно заявляются во многих странах мира, от Польши до Марокко. Но до запуска движения поездов доходит далеко не каждый проект. В Западной Европе на уровне стратегических документов ЕС поставлена задача к середине нынешнего века сконцентрировать на ВСМ половину пассажиропотока на расстояниях 300–600 км. Между тем результаты реализованных проектов ВСМ неоднозначны. Есть абсолютно хитовые линии, востребованность которых у пассажиров почти сразу и сильно превзошла все самые смелые прогнозы, а остановочные пункты по их следованию стали точками роста новой экономики. Есть линии менее востребованные, сильно недозагруженные, у которых даже операционная работа убыточна и дотируется региональными и центральными бюджетами. Впрочем, в мире принято не только считать рентабельность конкретных линий, но и оценивать эффекты от развития национальной сети ВСМ, включая расширение рынков труда, товаров, услуг, капитала вследствие агломерационных эффектов и повышения мобильности населения.

ВСМ не следует тянуть до каждой деревни. Это не только высокоскоростной, высокотехнологичный, но и крайне дорогостоящий вид транспорта. В Евросоюзе Испания потратила на строительство ВСМ 31 млрд евро, Франция — более 38 млрд, Италия — почти 32 млрд, Германия — 28,5 млрд. Общие затраты на развертывание сети ВСМ в Китае уже превысили совершенно невообразимую цифру — 1,2 трлн долларов (это три четверти годового ВВП России).

ВСМ — это комплексный проект, выходящий за рамки чисто транспортных эффектов. При удачном расчете эти магистрали дают импульс экономическому росту. Но ошибки в планировании обходятся очень дорого. Поэтому долгое и детальное обсуждение проектов ВСМ в нашей стране с привлечением экспертного сообщества может положительно сказаться на их воплощении.

Национальный проект

Крупнейшей сетью ВСМ в Европе обладает Испания. В отдельные годы объемы прямых бюджетных вложений и банковских гарантий в строительство ВСМ в Испании превышали затраты на строительство автомагистралей, достигая 4 млрд евро в год, или 0,6% ВВП страны. Спустя 30 лет с момента запуска первой высокоскоростной линии две трети испанцев сегодня живут в зоне оперативного доступа к ближайшей станции ВСМ. Другой вопрос, насколько активно испанцы пользуются такой возможностью. Если «столичные» линии, от Мадрида до крупных экономических центров, неплохо загружены и рентабельны (Мадрид— Барселона—7,4 млн пассажиров в 2017 году, Мадрид—Севилья — 3,3 млн, Мадрид—Малага — 2,5 млн), то ряд провинциальных линий не могут похвастаться востребованностью. Например, загрузка ВСМ Ла-Корунья—Виго не превышает 19% расчетной. Заметим, конечные точки трассы — города с населением менее 300 тыс. человек, что существенно меньше эмпирической нижней границы населенности городов-узлов рентабельных высокоскоростных магистралей. Две другие линии ВСМ связали Мадрид с городами Леон (130 тыс. человек, административный центр одноименной провинции) и Сантьяго-де-Компостела (94 тыс. человек, столица Галисии). Как результат, загрузки новых линий между столицей и такими малочисленными городами не превысила соответственно 39 и 36%. Были примеры и полного провала в перспективном планировании. В 2011 году оператор Renfe закрыл линию ВСМ Толедо—Альбасете, после того как за полгода по ней было перевезено всего шесть тысяч человек.

Подоплека испанского бума ВСМ носит не чисто экономический характер. С самого начала проекту создания сети ВСМ в этой стране придавалось важное политическое и идеологическое значение — как символу национальной гордости, самостоятельности и состоятельности. К слову, испанцы сумели разработать и наладить массовое производство подвижного состава для ВСМ на собственной оригинальной платформе.

В 1980-е годы страна прошла через период автономизации, когда отдельные полномочия передавались на уровень вновь образованных провинций. В этот период строительство ВСМ обеспечивало лояльность местных элит, так как придавало импульс региональным экономикам, создавало рабочие места, увеличивало доступность столицы для провинциальных жителей. В настоящее время обеспечение работы убыточных незагруженных линий осуществляется за счет прибыли от ВСМ центральных направлений, где высокоскоростные поезда успешно оттянули на себя пассажиропотоки как с авиатранспорта, так и с традиционных железных дорог.

Важным элементом поддержания рентабельности перевозок на испанских ВСМ стало разделение железных дорог страны на две госкомпании: оператора перевозок Renfe и собственника инфраструктуры ADIF. Долговая нагрузка при строительстве линий ВСМ ложится на ADIF (более 20 млрд евро), а размер платежей со стороны Renfe за доступ и использование линий регулирует государство. За год Renfe перевозит на всех типах высокоскоростных и скоростных линий более 36 млн человек, из них поездами ВСМ пользуются чуть более 21 млн.

Бюджетная поддержка

Французская сеть ВСМ начала создаваться во второй половине 1970-х годов. Первая линия ВСМ Париж—Лион, запущенная в 1981 году, полностью окупилась к 1992 году, после 11 лет эксплуатации. Государственные фонды и после 2000 года активно привлекались к финансированию строительства новых линий ВСМ. В недавно построенных или строящихся линиях ВСМ доля государственных субсидий составляет от 10% на линии Валанс — Средиземное море до 40% на линии Тур—Бордо и 75% на линии Париж—Восток.

Источником финансирования для важной в политическом отношении линии ВСМ между Парижем и Страсбургом, дающей выход на высокоскоростные магистрали Германии, стали государственные фонды Франции и французских провинций, Люксембурга и ЕС.

Фонды ЕС, основной вклад в наполнение которых вносят Германия и Франция, являются одним из важных источником финансирования строительства ВСМ в Евросоюзе. На них приходится в среднем по 11% инвестиционных программ ВСМ. С 2000 года ЕС предоставил 23,7 млрд евро в виде субсидий для совместного финансирования вложений в инфраструктуру высокоскоростных железных дорог. Еще 29,7 млрд евро, но уже в виде кредитов, выделил Европейский инвестиционный банк. Испания стала основным получателем половины средств ЕС, выделенных для инвестирования высокоскоростных железнодорожных перевозок (более 11 млрд евро). Доля Италии составила всего 2%.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О чем молчит глубинный народ О чем молчит глубинный народ

Мы не избежали соблазна на страницах журнала «Эксперт» сравнить три протеста

Эксперт, август'19
Роберт Нейверт: «Университеты без онлайн-курсов станут никому не нужны» Роберт Нейверт: «Университеты без онлайн-курсов станут никому не нужны»

Роберт Нейверт: традиционные вузы сознательно сопротивляются инновациям

РБК, сентябрь'19
Mars 2020: есть ли жизнь после Curiosity Mars 2020: есть ли жизнь после Curiosity

Близкая и далекая Красная планета может стать для нас более понятной

Naked Science, август'19
Цены делают по марке Цены делают по марке

Четыре вопроса о введении дополнительного сбора операторами касс

РБК, июнь'19
Увидеть красоту своих шрамов Увидеть красоту своих шрамов

Мы хотели бы быть идеальными и поэтому часто недовольны своей внешностью

Psychologies, июль'19
Недружественные сотрудники «Транснефти» Недружественные сотрудники «Транснефти»

В деле о загрязнении нефтепровода «Дружба» появились сотрудники «Транснефти»

РБК, июнь'19
С днем рождения, Александр Терехов! С днем рождения, Александр Терехов!

Поздравляем дизайнера и вспоминаем его интервью двухлетней давности

Vogue, июнь'19
ЛГБТК-активисты о жизни и борьбе за права в разных странах ЛГБТК-активисты о жизни и борьбе за права в разных странах

Художники, журналисты, политики от Филиппин до Бангладеша

Vogue, июнь'19
Что не так в деле Ивана Голунова Что не так в деле Ивана Голунова

РБК и независимые эксперты проанализировали позицию следствия

РБК, июнь'19
Муся Тотибадзе — о дебютном альбоме, первом концерте и быстром успехе Муся Тотибадзе — о дебютном альбоме, первом концерте и быстром успехе

Интервью с Мусей Тотибадзе об амбициях, страхе и первом сольном концерте

РБК, июнь'19
Пещерное сознание Пещерное сознание

Что хорошего в жизни под туфовыми сводами пещер

Вокруг света, июль'19
Максим(ум) возможностей Максим(ум) возможностей

После расставания с Ксенией Собчак жизнь Максима Виторгана не остановилась

Cosmopolitan, июль'19
Мы можем всё... съесть: на очереди панголины Мы можем всё... съесть: на очереди панголины

Эти чешуйчатые создания высоко ценятся на черном рынке

National Geographic, июль'19
Перекупщики сойдут со сцены Перекупщики сойдут со сцены

Госдума предложила сделать билеты в театр невозвратными

РБК, июнь'19
Volkswagen Passat: Требует внимания Volkswagen Passat: Требует внимания

«Пассат» седьмого поколения и сейчас выглядит эффектно, да и оснащен неплохо

АвтоМир, июнь'19
Падение мифа о красоте Падение мифа о красоте

Как жить в эпоху бодипозитива и феминизма

Домашний Очаг, июль'19
Ирина Медведева: «Не снимусь голой даже за миллион долларов» Ирина Медведева: «Не снимусь голой даже за миллион долларов»

Звезда шоу «6 кадров» рассказала, из-за чего спорит с мужем-французом

StarHit, июнь'19
Татьяна Буланова: Придуманная быль Татьяна Буланова: Придуманная быль

Блондинка-тихоня из девяностых на экране

Караван историй, июль'19
Полный вперед Полный вперед

Как петербургская группа из Новокузнецка Shortparis меняет музыкальный ландшафт

Vogue, июль'19
Наука и просвещение не готовы к открытиям Наука и просвещение не готовы к открытиям

Эксперты составили для Счетной палаты рейтинг прозрачности российских ведомств

РБК, июнь'19
Всем шампанского Всем шампанского

Флора Фишбах выросла в Шампани, чтобы нравиться всему миру

Vogue, июль'19

Take That решились собраться втроем, чтобы напомнить о себе и своих старых хитах

Playboy, июнь'19
Удержаться на плаву Удержаться на плаву

Вьетнамцы острова Фукуок. Все их существование связано с водой

Вокруг света, июль'19
Полураспад лжи Полураспад лжи

Что думает о самом рейтинговом сериале в истории его создатель

Русский репортер, июнь'19
Molly: Если ты знаешь, к чему стремишься, никто не сможет тебе помешать Molly: Если ты знаешь, к чему стремишься, никто не сможет тебе помешать

В жизни Ольги Серябкиной много перемен

Cosmopolitan, июль'19
Дональд Трамп начал наступление с юга Дональд Трамп начал наступление с юга

Каковы шансы президента США переизбраться на второй срок

РБК, июнь'19
Союзники без обязательств Союзники без обязательств

Отношениям России и Китая не хватает стратегической глубины

Эксперт, июнь'19
Экспресс-обзор: 7 удивительных поездов Экспресс-обзор: 7 удивительных поездов

Добраться из пункта А в пункт Б можно разными способами

Вокруг света, июль'19
Бюджетная оппозиция Бюджетная оппозиция

Доля государственных средств достигла максимума в доходах КПРФ и ЛДПР

РБК, июнь'19
Гамарджоба, Генацвале Гамарджоба, Генацвале

Грузия хороша вне зависимости от политических, экономических и прочих потрясений

АвтоМир, июнь'19