Российские системы подводной навигации оказались в два раза дешевле импортных

ЭкспертHi-Tech

Место под солнцем нашлось под водой

Российская компания за год разработала системы подводной навигации, работающие по принципу «земного» GPS, и сделала их в два раза дешевле импортных аналогов

Вера Колерова

Сотрудник МЧС готов к испытаниям российского подводного навигационного оборудования. На глубине он сможет ориентироваться так же хорошо, как автомобилист на дороге

Компания «Лаборатория подводной связи и навигации» (UC&NL) в прошлом году более трети выручки заработала на продажах своего навигационного оборудования за рубежом. «Каждый второй зарубежный покупатель с удивлением спрашивает: а что, в России умеют делать такие системы? Это не Китай? Со страшным недоверием относятся», — говорит директор компании Артур Абеленцев. Не так давно у «Лаборатории» появился американский дилер, который продает оборудование UC&NL под американизированными брендами. По словам руководителя этого проекта Евгения Бивола, навигация UC&NL востребована водолазами-любителями, туристическими парками, дайвингцентрами. «Подводная робототехника быстро развивается, а там тоже нужна навигация и связь. Большой сегмент — съемки под водой для Голливуда, — говорит г-н Бивол. — Наш продукт вызывает интерес, тем более что аналогов по техническому уровню у некоторых решений UC&NL — тех же гидроакустических модемов — в мире нет. Американские и европейские разработчики навигационного оборудования не такие инновационные. Но по отношению к российскому продукту все равно сохраняется некоторый скепсис, особенно со стороны американцев».

«С американцами у нас интересные разговоры на эту тему были. Они большие патриоты в этом смысле. Наши американские дистрибуторы участвовали в двух профильных выставках в США в 2019 году. Как только потенциальные покупатели узнавали, что продукт российский, тут же прерывали диалог и уходили», — рассказывает Артур Абеленцев. Но UC&NL терпеливо доказывает преимущества своего оборудования. Абеленцев признает, что компания только сейчас начинает активно работать с отраслевыми экспертами. Это нужно было начать делать на пару лет раньше, говорит он, ведь практика показала, что почти все зарубежные продажи делаются по рекомендациям тех, кто уже купил устройства UC&NL.

Станислав Дмитриев, главный инженер UC&NL, связывает надежды на рост продаж с тем, что в мире начался бум в сфере использования подводных роботов. Роботизированные подводные исследования становятся все более востребованными у нефтяников. «Но даже у одного из лидеров рынка гидроакустических систем, немецкой EvoLogics, нет феноменального развития в области навигации и связи под водой. Это специфический и очень интересный рынок, и мы сейчас находимся примерно в той же точке, где был Эдисон, изобретая электрические сети. Вроде они есть, и вроде это даже прикольно, но непонятно, что с этим делать», — говорит Дмитриев.

Долго ли, коротко ли

Существуют разные системы навигации под водой для водолазов и автономных необитаемых телеуправляемых аппаратов, но очень редкие из них обеспечивают решение прямых геодезических задач: чтобы водолаз мог понимать свое местоположение (или наблюдаемого объекта) в привязке к географическим координатам, отметить какое-то место на дне и затем к нему вернуться, понять, где именно был сделан подводный снимок. Именно такую систему навигации начала делать команда UC&NL в 2015 году — подводный навигатор, позволяющий добиваться точности и функциональности всем привычного автомобильного GPS. В разработке активно участвовало всего три человека, и буквально за год первая навигационная система была готова. Она была реализована на так называемой длинной базе — RedWave. По акватории расставляются четыре навигационных буя, оснащенных GPS-приемниками, благодаря которым они определяют свои координаты. Затем с помощью гидроакустического сигнала эта информация поступает под воду на навигационные приемники, находящиеся под водой в фигуре, образуемой буями. Приемники закреплены на оборудовании для водолаза или подводном роботе. Приемник принимает сигналы от каждого из буев, определяет свои точные координаты и ежесекундно обновляет их. В общем, такая система навигации известна в мире. Однако особенность — и уникальность — разработки UC&NL в том, что в этой системе может работать неограниченное количество приемников, при этом не в ущерб скорости отработки географических координат. На такие сложные навигационные задачи есть запрос со стороны тех, кто занимается, например, подводной сейсморазведкой — они используют десять-двадцать устройств, которые необходимо позиционировать одновременно.

«По молодости и неопытности мы начали с такой сложной разработки, немножко опередив время. Похоже на стрельбу из пушки по воробьям», — говорит руководитель R&D Александр Дикарев. Рассчитывали на то, что система будет нужна для управления небольшим «флотом» из подводных аппаратов или для координации работ десяти-тридцати водолазов. Но сегодня подводные работы имеют куда более скромный масштаб: под воду запускают лишь один-два аппарата или пару водолазов, так что нельзя сказать, что длинная база пользуется большим спросом.

Для большинства задач в подводном мире используются другие системы навигации — на ультракороткой базе (УКБ), работающие по запросноответному принципу, а не пассивному, когда приемники сами постоянно принимают сигналы с навигационных буев. Это скорее трекинговая, чем навигационная система, то есть она позволяет следить за движением подводного объекта. Чтобы пользоваться УКБ, не нужно устанавливать буи, и это сильно воодушевляет покупателей. С судна просто свешивается на штанге пеленгационная антенна, задается ориентация, например на нос судна, а затем антенна посылает запрос на маяк-ответчик, установленный на подводном объекте. Этот сигнал обрабатывается, маяк-ответчик выдает ответный сигнал, который приходит на антенну, и она определяет расстояние до него и азимутальный угол. Таким образом, УКБ позволяет определить положение наблюдаемого объекта сначала в относительных координатах — относительно судна, а затем их нужно преобразовать в географические координаты с помощью дополнительного GPS-приемника.

«Такая пеленгационная система проигрывает по сравнению с системой на длинной базе в точности, — поясняет Станислав Дмитриев. — Она проводит измерения в градусах, и чем больше расстояние, на которое удален от антенны отслеживаемый объект, тем больше величина ошибки по вычислению дистанции и азимута. Кроме того, с увеличением дистанции скорость определения положения объекта у системы УКБ будет снижаться хотя бы потому, что она работает по принципу “запрос — ответ”, опрашивая каждый приемник на подводных объектах, а звук под водой идет медленно». Но для большинства пользователей эти недостатки УКБ не принципиальны, так что в UC&NL сделали и такую систему — Zima, которая сейчас продается лучше RedWave.

По словам представителей UC&NL, самая сложная часть разработки — создание гидроакустического передатчика, расположенного на навигационных буях, и софта для него. Отдельно решали инженерную задачу по помещению всей электроники в компактный корпус, чтобы не обременять водолазов (и роботов тоже).

С тех пор команда UC&NL «выпустила под воду» несколько модификаций навигационных систем для водолазов и небольших подводных роботов, а также сделала линейку гидроакустических модемов. Модемы нужны для передачи цифрового сигнала с наблюдаемых подводных объектов, при этом они могут быть интегрированы в некоторые системы навигации.

Такое оборудование — и навигация, и модемы — требуется подводным археологам, при обследовании подводных объектов (трубопроводов, гидротехнических сооружений), ученым.

Трое в лодке

С самого начала проект UC&NL ориентировался на мировой рынок навигационных систем и систем связи для подводных работ, объем которого составляет сотни миллионов долларов по оценке Абеленцева.

Свое «место под водой» основатели UC&NL усмотрели в том, чтобы делать оборудование в области коммерчески доступной малой гидроакустики. Как говорит Артур Абеленцев, на этом рынке были дорогие — по цене 150–160 тыс. евро — навигационные комплексы для работы на больших глубинах и крупных судах либо для оборонных нужд (например, в России есть концерн «Океанприбор», выпускающий гидроакустическое оборудование для подводных лодок), но явно проседал сегмент навигации для водолазов и небольших компаний, выполняющих работы под водой.

«А если вам нужно исследовать, например, нефтепровод в заливе на глубине до тридцати метров, куда не зайдет судно со сложным навигационным комплексом? Тогда вы возьмете водолаза, который будет работать в условиях видимости полтора метра. Да, он сможет найти повреждения, но без навигационной системы не будет понимать, где находится. Вернуться потом к обнаруженным повреждениям — отдельная задача, часто не менее сложная, чем эти повреждения обнаружить», — говорит Абеленцев. Компактное навигационное оборудование от UC&NL используется и для навигации подводных роботов, которые без этого под водой практически бесполезны.

Пример востребованности навигационных систем UC&NL — компания НТЦ «Транскор-К», которая закупила у «Лаборатории» несколько навигационных комплексов для своих исследований состояния трубопроводов под водой. Их использовали на проекте, реализованном для «Роснефти» на Сахалине в проливе Невельского. «Этот пролив по сложности второй после Гибралтара, — говорит Светлана Камаева, руководитель НТЦ “Транскор-К”. — Условия для навигации там ужаснейшие, дичайшее течение, нулевая видимость. С помощью UC&NL мы смогли привязать результаты наших исследований, осуществленных с помощью подводных роботов, к карте. Перед этим мы какое-то время учились работать с их оборудованием и по итогу выставили много замечаний к его работе, что было встречено с полным пониманием и желанием исправлять недостатки — они отличные партнеры. Зарубежные аналоги у продукции UC&NL есть. Но мы не можем себе их позволить, да и за рубежом это по карману только самым крупным компаниям».

Двое ключевых разработчиков UC&NL до начала проекта работали в волгоградском НИИ гидросвязи «Штиль» (входит в концерн «Океанприбор»). Как рассказывает Станислав Дмитриев, еще в 2011 году у них с Александром Дикаревым возникла идея сделать простую гидроакустическую систему навигации для коммерческих пользователей. Систему на длинной базе они придумали уже вместе, в «Лаборатории». Когда Дикарев вернулся в Волгоград из Манчестерского университета, они с Дмитриевым и Абеленцевым создали «Лабораторию», купили китайскую надувную лодку и выходили на ней в воды Волгоградского водохранилища и на местную реку Пичуга для испытаний самодельной навигационной аппаратуры. До создания «Лаборатории» со своей задумкой они обращались в крупные компании в поисках поддержки и инвестиций. В конце концов по совету директора EvoLogics запустили спин-офф проект в рамках своего НИИ и выпустили несколько пробных систем — впрочем, бизнеса из этого не получилось: руководство НИИ инициативу не поддержало. В 2015 году удалось привлечь инвестора — предпринимателя Артура Абеленцева — и начать свой проект. Он финансировал компанию на старте из собственных средств; позже «Лаборатория» получила несколько грантов от Фонда Бортника и целевые гранты (для компенсации затрат на участие в зарубежных выставках и проч.) от инновационного фонда «Сколково», резидентом которого стала в 2016-м. Уже с 2015 года «Лаборатория» производила коммерческие продукты и генерировала выручку, которая также позволила расширить производственную и научную материальную базу.

По словам Станислава Дмитриева, на запуск потратили не более пяти миллионов рублей, включая зарплату сотрудников на первое время.

После презентации навигационных систем UC&NL в 2015 году на Военноморском салоне пришли первые покупатели — один из лидеров «подводного» рынка компания «Форт XXI век», которая занимается исследованиями подводных объектов во внутренних водоемах и на шельфе (гидротехнических сооружений, трубопроводов и др.). За ней потянулись и другие. «Мы не сделали ни одной продажи себе в убыток и сразу вышли на операционную рентабельность», — говорит Абеленцев.

С 2015 года разработчики прошли большой путь: было значительно переработано «железо», поменялась вся «математика», появились новые продукты. «Внешне продукт похожий, но внутри другой. Только в 2017 году нам стало уже совсем не стыдно за наши навигационные системы», — признается Абеленцев.

Помимо собственно продажи оборудования сейчас треть выручки компании приносят сервисные услуги, когда ее сотрудники сопровождают сложные проекты по подводным работам. Так было, кстати, и с НТЦ «Транскор-К» по одному из проектов.

Преимущество компании — в размере ее оборудования: гидроакустические модемы, например, получилось сделать самыми маленькими в мире, сохранив при этом высокую надежность передачи цифровых данных.

Удалось «Лаборатории» добиться и более низкой цены модемов, чем в среднем на мировом рынке, — немногим более тысячи долларов за единицу. Для научных учреждений, которые сейчас преимущественно покупают такую продукцию, это очень важно.

Производственную часть в UC&NL стараются по возможности отдавать на аутсорсинг, отказавшись даже от линии поверхностного монтажа, — у себя в Волгограде собирают только гидроакустические антенны и производят финальную сборку изделий, ведь именно эта часть работы связана с ноу-хау; производство корпусов, сборка электроники делаются на других российских предприятиях.

Впрочем, как это обычно бывает у российских производителей, почти все электронные компоненты используются китайские (точнее, произведенные в Китае по заказу американских и европейских держателей лицензий).

Но импортные электронные компоненты, по большому счету, не проблема. Они вызывали вопросы только у некоторых представителей госструктур, интересовавшихся навигацией UC&NL. Действительно, перед компанией маячит внушительный рынок гособоронзаказа, ведь гидроакустическое оборудование нужно и военным, и полиции, и МЧС. Однако у компании пока мало опыта в этой области: только Росгвардия купила два комплекта на пробу в рамках гособоронзаказа по 275-ФЗ, причем энтузиазма у Абеленцева эта продажа не вызвала. «Я бумаг заполнил больше, чем когда мы изобретали все наше оборудование», — говорит предприниматель.

UC&NL гораздо больше верит в свои перспективы на зарубежных рынках, тем более что похожие европейские навигационные системы стоят вдвое дороже. А со стороны восточных соседей, в частности Китая, серьезной конкуренции нет — китайцы на рынке гражданских навигационных систем не сильно продвинулись. К тому же европейцы проще, чем американцы, смотрят на бизнес. С ними из-за политических неурядиц и санкций (впрочем, под санкции напрямую оборудование UC&NL не подпадает) проблем почти не возникает. Был только случай с EPFL (Федеральная политехническая школа Лозанны, Швейцария), с которой переговоры шли без малого год, а потом выяснилось, что ее руководство опасается последствий покупки оборудования у российского контрагента. В итоге удалось убедить компанию приобрести навигацию через американского дистрибутора UC&NL. «Швейцарцы были готовы даже дороже заплатить за оборудование. Причем, смешно сказать, отгрузка-то все равно велась напрямую из России в Швейцарию, что было отражено в товарной накладной», — недоумевает Абеленцев.

Во время пандемии коронавируса работа с зарубежными покупателями у UC&NL не прерывалась, рассказывает Абеленцев: «Сильного спада нет, но я не питаю иллюзий, что все пойдет, как и раньше: отлив опускает все лодки». От 2020 года он ждал рывка в продажах, их увеличения в разы (за 2019 год выручка составила 11 млн рублей), но уже понятно, что его не будет. «Нам на руку то, что курс рубля упал, — мы, кстати, не поднимали цены на свои изделия. Так что российские покупатели все чаще смотрят в нашу сторону, как и зарубежные. Мы сумеем позаботиться о себе сами — от государства помощи не ждем, и это не упрек: ему есть кого поддерживать». Ухудшились и ожидания по возврату инвестиций в проект: с 2021 года пришлось перенести «контрольную дату» на 2023–2025-й.

В России бизнесу мешает то, что заказчики очень долго принимают решение о покупке оборудования (а потом оно может годами ждать момента, когда его опустят в воду, — а значит, на рынке нет положительных референсов). «Даже гарантия возврата денег в течение двух месяцев в случае возникновения проблем не помогает», — говорит Абеленцев. За рубежом сохраняется настороженное отношение к российским компаниям, особенно если их продукцию на первый взгляд можно отнести к оборудованию двойного назначения.

Голубая мечта

«Таблетки роста» в виде денег инвесторов или фондов UC&NL принимать не будет — как считает Абеленцев, это небезопасно. «У меня волосы встают дыбом, когда я вижу, как в России происходит взаимодействие компаний с инвесторами: на одну честную историю я знаю девять, когда кто-то кого-то кинул. Мы с ребятами сразу сказали друг другу: наш проект не инвестиционный, здесь мы зарабатываем деньги, а в тот момент, когда не сможем зарабатывать, — расходимся. Мы растем органически, как классический бизнес прошлого века. Это не самая модная модель сейчас, но я делаю реальный продукт и у меня реальная прибыль. Продажа бизнеса мне не интересна ни в каком виде. Сейчас компанией, кроме меня, владеет один из изобретателей навигации, и, наверное, к нам скоро присоединится еще один — так мы поощряем сотрудников». Выстроить устойчивую модель бизнеса удается за счет того, что операционная рентабельность у компании высокая за счет довольно низкого объема прямых расходов, и при увеличении объемов производства экономика улучшается буквально с каждой новой продажей.

«Лаборатория» работает над новыми модификациями навигационных систем и модемов. Уже почти готова система, совмещающая навигацию на ультракороткой базе и передачу цифровых данных с помощью модема, — но здесь UC&NL будет в числе догоняющих, так как подобные зарубежные продукты уже есть на рынке. «У подводников невообразимое число задач и научных разработок, — объясняет Дикарев. — Иногда данные просто поступают с подводного аппарата, с датчиков растворенного кислорода, например. Изучают планктон и прочее. И очень заманчиво сделать так, чтобы передача данных совмещалась с определением местоположения». Среди активных разработок — система «Причальный луч» для обеспечения стыковки подводного аппарата со станцией, то есть его «парковки». Кроме того, близок к выводу на рынок оптический модем, принцип действия которого близок к LiFi, который будет передавать данные быстрее, чем уже имеющиеся у компании гидроакустические, хотя и на меньшее расстояние, что обусловлено особенностями распространения светового сигнала в воде. Здесь задача простая: сделать прибор не хуже, чем зарубежные оптические модемы, но намного дешевле.

Впрочем, на российском рынке подводной связи (пока не навигации) у волгоградской компании уже есть конкуренты — компания IVA Technologies давно разрабатывает свою систему подводной связи с инновационным компонентом: радиосвязь через средовой барьер, то есть когда радиоволны способны проходить через воду на поверхность (см. «Установили связь с подводным миром», «Эксперт» № 28 за 2018 год). Созданный компанией мобильный комплекс связи сочетает гидроакустику и радиосвязь, но нацелен, скорее, на применение в военной сфере. А вот в области передачи данных — подводной телефонии — IVA является конкурентом UC&NL, отмечает коммерческий директор IVA Technologies Максим Смирнов. Он обращает внимание на то, что у гидроакустической подводной телефонии есть недостатки: «Звуковая волна может хорошо распространяться только в однородной водной среде, а при наличии препятствия и термоклина (неперемешивающихся слоев воды с разной температурой. — “Эксперт”) дальность может сокращаться до нескольких метров. Кроме того, гидроакустика не способна работать через границу раздела сред — например, если связь будет идти через ледовый покров. Наша разработка эти проблемы решает». Конкурировать с IVA Technologies «Лаборатория» будет и в сфере создающегося сейчас подводного интернета вещей. Такой проект UC&NL уже начала разрабатывать при поддержке Фонда Бортника. По словам Станислава Дмитриева, речь идет о «гидроакустической самоорганизующейся сети». «Допустим, вы ведете мониторинг загрязнения окружающей среды в бухте, — объясняет он. — У вас в сети много далеко разнесенных сенсоров, и вам нужно определить их местоположение и передавать с них данные, да еще и по цепочке, потому что у антенны на берегу может не хватать дальности, чтобы обрабатывать информацию с них всех сразу. В такую систему можно теоретически добавлять сотни модемов и исполнительных устройств». Подводный интернет вещей — дело прекрасного будущего. А пока UC&NL хотелось бы покрепче встать на ноги. «Вот бы ни в чем себе не отказывать — построить большое здание рядом с озером, чтобы можно было выйти и с крыльца кинуть в воду прибор для испытаний, — мечтает Дмитриев. — А помещение нам нужно обширное, чтобы было где расположить оборудование — поставить тот же гидробак под серьезным давлением, как на глубине хотя бы шесть тысяч метров. Но пока все это голубая мечта».

Фото: Предоставлено компанией «Лаборатория подводной связи и навигации»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самовоспроизводящаяся система самосовершенствования Самовоспроизводящаяся система самосовершенствования

Построение производственных систем для российской промышленности

Эксперт
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Безглютеновая еда выходит на индустриальные мощности Безглютеновая еда выходит на индустриальные мощности

В создание продуктов без глютена «Сапсан» инвестирует более 1,1 млрд рублей

Эксперт
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Недосчитались алмазов в пещерах каменных Недосчитались алмазов в пещерах каменных

Запасы некоторых полезных ископаемых уменьшаются быстрее, чем прирастают

Эксперт
Силиконовый остров Силиконовый остров

Как Тайвань стал главной мировой полупроводниковой державой

Деньги
Быт военного времени Быт военного времени

Вторая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Гений генетики Гений генетики

Как изменилась наука о наследственности со времен Грегора Менделя

Огонёк
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
То, что надо! То, что надо!

Opel Grandland X – новая достойная страница в истории старого доброго бренда

Playboy
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Почему скрипит обувь при ходьбе и как это исправить: решаем навязчивую проблему за минуту Почему скрипит обувь при ходьбе и как это исправить: решаем навязчивую проблему за минуту

Скрип обуви во время ходьбы может сильно раздражать и вызывать улыбки со стороны

ТехИнсайдер
Как в африканских странах осваивают криптовалюту и поможет ли это торговле с Россией Как в африканских странах осваивают криптовалюту и поможет ли это торговле с Россией

Какие цифровые инструменты можно использовать для торговли со странами Африки

Forbes
В духе модернизма В духе модернизма

Лаконичный одноэтажный дом в живописной местности в окрестностях Минска

Идеи Вашего Дома
SpaceX Starship облетел Землю во время третьего испытательного полета, но разрушился при приземлении SpaceX Starship облетел Землю во время третьего испытательного полета, но разрушился при приземлении

Starship облетел вокруг Земли. Команда SpaceX считает это большим шагом вперед

ТехИнсайдер
Богатые живут лучше? Узнайте, если деньги могут принести счастье: мнение эксперта! Богатые живут лучше? Узнайте, если деньги могут принести счастье: мнение эксперта!

Можно ли купить счастье?

ТехИнсайдер
И снова здравствуйте! И снова здравствуйте!

Почему мы выбираем партнеров с одним и тем же психотипом

Лиза
О тонкостях астрономической терминологии О тонкостях астрономической терминологии

«Протопланетный» или «протопланетарный»: есть ли разница?

Наука и Техника
Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно

Современная католическая организация «Опус Деи» буквально использует рабство

Правила жизни
Шестидесятники: громкие и тихие Шестидесятники: громкие и тихие

Поэзия 1960: поэты, выступавшие на стадионах, и тихие лирики, фронтовики и барды

Полка
Свидетель народа Свидетель народа

Как историк Василий Суриков оказывался всегда современным

Weekend
5 самых странных лотов благотворительных аукционов 5 самых странных лотов благотворительных аукционов

Иногда, чтобы помочь кому-то, нужно продать свои ресницы

Правила жизни
Чек-лист тревожного человека: как понять, что тебе нужна помощь Чек-лист тревожного человека: как понять, что тебе нужна помощь

Как понять, что твоя тревожность уже вышла за рамки нормальной реакции

VOICE
Австралийский миллиардер снова возобновляет работу над созданием копии «Титаника». Первый рейс запланирован на 2027 год Австралийский миллиардер снова возобновляет работу над созданием копии «Титаника». Первый рейс запланирован на 2027 год

Клайв Палмер возобновил строительство копии «Титаника»

Правила жизни
5 советов, как справиться с синдромом выжившего 5 советов, как справиться с синдромом выжившего

В чем суть синдрома выжившего, какие он имеет последствия и как его пережить

Psychologies
Mini LED в телевизорах и мониторах: что это за технология и в чем ее преимущества Mini LED в телевизорах и мониторах: что это за технология и в чем ее преимущества

В чем отличия традиционных типов подсветки от Mini LED?

CHIP
12 фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить партнеру во время секса 12 фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить партнеру во время секса

Список фраз, которые стоит избегать в постели

Psychologies
Открыть в приложении