Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

ЭкспертБизнес

Конец эры больших бюджетов

Первые признаки тектонического сдвига в истории кино

Вячеслав Суриков

Чтобы вернуться к объемам 2019 года, мировому кинематографу потребуется не меньше пяти лет. Фото: Aleksandr Mamaev кредит- ura.ru/ТАСС

Киноиндустрия находится в двойственном положении: с одной стороны, онлайн-сервисы жаждут все больше контента, спрос на него велик как никогда, с другой — кинотеатры, приносящие студиям львиную долю дохода, закрыты на неопределенный срок. Из заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что Германия к привычной жизни вернется только в августе, основные игроки отечественного кинорынка сделали вывод: если голливудские студии смогут заполучить немецкого зрителя только в конце лета, вряд ли они выпустят в мировой прокат потенциальные суперхиты раньше этого срока. Это не означает, что если отечественные кинотеатры откроются раньше, то российские картины окажутся вне конкуренции и соберут на свои показы всю аудиторию, изголодавшуюся по кинематографическим зрелищам. Вместо этого им придется иметь дело со зрителем, который успел позабыть, что такое просмотр фильма в кинотеатре и зачем это ему нужно. Очевидно, что к тому времени личный бюджет большинства из них значительно сократится.

Если кинопоказы начнутся только в августе, никто не берется предсказать, на каком проценте экранов, которые работали в марте, зритель сможет увидеть кино этим летом. При этом, как показывает опыт Китая, зритель, отпущенный с карантина, спешит в кино едва ли не в последнюю очередь. Отечественные продюсеры предпочли бы, чтобы за тяжелую работу по возвращению зрителя в кинотеатры первыми взялись мейджоры — во всяком случае, она им по силам. Они будут вынуждены выпустить в прокат отложенные проекты, которые раскачают аудиторию, а уже вслед за ними зрителя, вновь ощутившего вкус к коллективным просмотрам, подхватят отечественные кинокомпании. Ведущий аналитик в сфере креативных индустрий Олег Иванов считает, что ситуация с прокатом «ухудшится в два раза». По его оценкам, зрители пойдут в кино не раньше четвертого квартала 2020-го. Все, что происходит сейчас в кинопрокате и кинопроизводстве, говорит о том, что история кино разделится на периоды «до и после пандемии».

Потери, которые при этом придется пережить всему отечественному рынку визуального контента, глава студии СТВ Сергей Сельянов оценивает в 73 млрд рублей до конца года и в 150 млрд в течение ближайших трех лет. Для возвращения индустрии в стабильный режим работы и вовсе понадобится не меньше пяти лет. В четвертом квартале зрителей с оскудевшим кошельком ждет наплыв отечественных и голливудских картин. Уже сейчас продюсеры понимают, что им предстоят очень сложные переговоры друг с другом по поводу дат выпуска фильмов в прокат. Особенно это важно для фильмов, которые уже начали кампанию по продвижению: ленты нужно показать, пока эмоциональный импульс, уже спровоцированный в умах зрителей, окончательно не угас. Зато в следующем году кинотеатры столкнутся с дефицитом премьер. Сергей Сельянов в этой ситуации сравнивает кинотеатры с театрами, основную долю бюджета которых составляет государственная субсидия, утверждая, что кино вправе рассчитывать на аналогичное отношение к нему со стороны государственных структур.

Студия «ТриТэ» перенесла показ фильма «Серебряные коньки» с февраля на декабрь. Она до последнего оттягивала перенос премьеры «Стрельцова», который зритель должен был увидеть в феврале, теперь у этого фильма нет даты начала кинопоказов. Остановлен проект Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Остановлена подготовка к съемкам фильма Алексея Сидорова «Чемпион». «Профит» успел до карантина завершить работу над фильмом «Сердце Пармы» и очень рассчитывает на подходящую дату релиза. Работа над проектом «Мастер и Маргарита», который решил поставить один из основных хитмейкеров отечественного кино Николай Лебедев, остановлена. По оценке главы студии «Профит» Игоря Толстунова, за время карантина из производственного процесса могут выпасть шестьсот творческих групп, которые до сих пор выпускали сто пятьдесят художественных фильмов и около полутысячи фильмов телевизионных. В наиболее уязвимом положении оказались творческие единицы, не занятые в постоянном штате студии, а переходящие с проекта на проект.

Анимационные студии не нуждаются в съемочных площадках, поэтому продолжают свою работу в прежних темпах в дистанционном режиме. У производителей телевизионных сериалов нет проблем с доставкой контента до зрителя. Они обеспокоены в первую очередь падением рекламного рынка, что неизбежно скажется на платежеспособности телеканалов — основных заказчиков их продукции. Соучредитель компании Cosmos Studio Александр Акопов на пресс-конференции в ТАСС дал оптимистический прогноз: рынок упадет на 10–15%, и это не катастрофа. Из этой ситуации можно будет выбраться. Он считает, что рано или поздно индустрия вернется к своим прежним показателям. Ничто не заменит эмоциональный эффект, который получает зритель от коллективного просмотра. Та картинка, которую зритель видит на своем айпаде или айфоне, несопоставима по качеству с той, что на большом экране. Продюсеры не собираются менять свои планы по премьерам фильмов, в первую очередь на больших экранах. Единственное, что они допускают, — сокращение окна между началом кинопроката и онлайн-показами.

Режиссер и продюсер Борис Гуц, автор первого в России фильма, снятого от начала и до конца на мобильный телефон, обладатель Гран-при фестиваля «Окно в Европу», готовился к съемкам большого исторического проекта с сентября прошлого года: он проводил кастинг, искал источники финансирования. Съемки были запланированы на ближайшую осень. Сейчас пробы и выбор локаций для съемок приостановлены. Борис Гуц говорит, что ему повезло, что они не успели начать съемки. Потери были бы намного больше, если бы пришлось сейчас останавливать съемочный процесс. Он прогнозирует, что после завершения пандемии ему будет намного труднее договариваться о привлечении партнеров к финансированию проекта. Даже в том случае, если инвесторы, с которыми он уже успел предварительно договориться, вдруг пойдут на попятную, он отнесется к ним с пониманием. В самой незащищенной ситуации, с его точки зрения, оказались те актеры, которые еще не успели выбиться в категорию звезд и для которых съемки в кино — основной источник заработка. Сейчас он сконцентрирован на подготовке камерного проекта без больших затрат, предполагая, что с ним после пандемии запуститься будет намного проще.

Режиссер Алена Олейник в прошлом году закончила работу над первым полнометражным фильмом «Экспонат», который был сделан на деньги Министерства культуры РФ производственными силами новосибирской студии «Картина мира». У фильма, ориентированного на семейную аудиторию, состоялось только несколько предварительных показов — до широкой премьеры дело так и не дошло. Пандемия застала создателей фильма в стадии поиска прокатчиков — на устраивающих их условиях. Создатели фильма готовы подождать с выходом фильма до того момента, когда прокатчики смогут им их предложить. Возможно, этому будет способствовать прогнозируемый в не столь отдаленном будущем дефицит контента. Но Алена Олейник понимает, что ее «Приключения экспоната» если и выйдет в прокат, то произойдет это в ситуации, далекой от идеальной: «Пока никто не хочет брать нас в прокат, но мы не собираемся сдаваться. Потому что наше кино нравится и родителям, и детям. Наши два закрытых показа и показы для фокус-групп это подтвердили». Сейчас все проекты, которые студия «Картина мира» должна была запустить в производство в феврале, остановлены.

Одним из последствий кризиса в киноиндустрии, вызванного пандемией, неизбежно станет перераспределение сил на кинорынке. Даже мейджорам вряд ли удастся на сто процентов сохранить свои позиции. В этой ситуации, по мнению Сергея Сельянова, для отечественных кинематографистов открываются новые возможности. Вплоть до захода на те территории, как творческие, так и географические, на которые им до сих пор вход был закрыт, — при условии, что в новой ситуации они окажутся менее консервативными, чем их конкуренты. Еще одна возможность открывается для российских регионов, которые хотели бы, чтобы на их территориях снималось кино. Если они смогут создать для сьемок подходящие экономические условия, им легко удастся привлечь к себе кинематографические группы, которые уже сейчас находятся в поисках вариантов сокращения бюджетов. Не исключен всплеск регионального кино, уровень которого по сравнению с проектами больших студий с сокращенным бюджетом уже не будет вызывающе контрастным.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бертольт Брехт Бертольт Брехт

Не жизнь (1898–1956), а непрерывное бегство Бертольта Брехта

Дилетант
Все мировые запасы нефти по странам в одной картинке Все мировые запасы нефти по странам в одной картинке

Самые громадные запасы нефти находятся в Венесуэле

Maxim
Время повернуть дышло Время повернуть дышло

Законодательство о банкротстве грозит «обнулением» значительному числу компаний

Эксперт
Время есть Время есть

Интервальное голодание полезно для мышц, мозга, сердца и хорошего настроения

Добрые советы
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт

Актриса Эмбер Херд скандально известна как бывшая жена Джонни Деппа

Cosmopolitan
А те, кто толще нас, уже едят А те, кто толще нас, уже едят

Центробанк расширяет и удешевляет доступ к ликвидности для крупнейших банков

Эксперт
5 мифов об аутизме 5 мифов об аутизме

Об аутизме важно говорить как можно чаще, ломая сложившиеся стереотипы

Psychologies
Знакомая мелодия Знакомая мелодия

О духовом оркестре, электропроигрывателе «Юбилейный» и Джоне Кейдже

GQ
«Не дотянули»: аналитики предупредили о риске падения цен на нефть даже после сделки России и ОПЕК «Не дотянули»: аналитики предупредили о риске падения цен на нефть даже после сделки России и ОПЕК

Крупнейшее сокращение добычи не убережет нефтяные цены от нового падения

Forbes
Инерционный поворот Инерционный поворот

Многолетние периоды крепкого рубля обычно заканчиваются девальвационным шоком

Forbes
Убийца, который ходит сам по себе: самые опасные породы кошек Убийца, который ходит сам по себе: самые опасные породы кошек

Далеко не все породы кошек могут быть безопасны для своих хозяев

Популярная механика
Месть Чингисхана Месть Чингисхана

Вторжение монголов положило конец господству половцев в Великой степи

Дилетант
Лимузин с пропеллером: самый роскошный российский вертолет Лимузин с пропеллером: самый роскошный российский вертолет

Новое применение вертолета “Ансат” - VIP-перевозки

Популярная механика
Как известные мужчины борются со стрессом? Советы от 11 звезд Как известные мужчины борются со стрессом? Советы от 11 звезд

Звездные способы борьбы со стрессом, которыми ты тоже можешь воспользоваться

Playboy
Что можно, а что нельзя? Инструкция поможет избежать штрафов в карантин Что можно, а что нельзя? Инструкция поможет избежать штрафов в карантин

Кому и куда можно ездить на автомобиле и как взять с собой семью

РБК
7 самых интересных фильмов, снятых по видеоиграм 7 самых интересных фильмов, снятых по видеоиграм

Звездные актерские составы, эффектные трюки, юмор и отличные саундтреки

РБК
Унаследованные от отца митохондрии оказались гигантской вставкой в ядерный геном Унаследованные от отца митохондрии оказались гигантской вставкой в ядерный геном

Вставка митохондриальной ДНК создает иллюзию присутствия отцовских митохондрий

N+1
7 способов поддержать человека, который сильно переживает из-за пандемии 7 способов поддержать человека, который сильно переживает из-за пандемии

Как помочь близким или друзьям, которые с трудом переносят режим самоизоляции

Playboy
Самоизоляция Путина. Куда делся президент после послания к нации Самоизоляция Путина. Куда делся президент после послания к нации

Обеспечение граждан всем необходимым в условиях карантина затруднительно

СНОБ
Ураганы заставили ящериц отрастить подушечки пальцев покрупнее Ураганы заставили ящериц отрастить подушечки пальцев покрупнее

Особенность, которая помогает ящерицам крепче держаться за растения

N+1
«От одного лидера за 16 лет устанет любой народ…» «От одного лидера за 16 лет устанет любой народ…»

Книга, впервые рассказавшая биографию будущего президента Владимира Путина

Огонёк
Голубая дивизия и блокада Ленинграда Голубая дивизия и блокада Ленинграда

Отрывок из книги про блокаду Ленинграда

СНОБ
Война или мир: как мы встретим братьев по разуму Война или мир: как мы встретим братьев по разуму

Есть ли уже готовый план действий для эпохальной межпланетной встречи?

Популярная механика
Безразличные матери. Как проработать детские травмы в зрелом возрасте Безразличные матери. Как проработать детские травмы в зрелом возрасте

Отрывок из книги «Безразличные матери. Исцеление от ран родительской нелюбви»

Forbes
Один на всех Один на всех

Максим Семеляк обнаруживает сбывшиеся пророчества в фильме «Брат 2»

Esquire
Взлететь над водой: яхты на подводных крыльях Взлететь над водой: яхты на подводных крыльях

Добиться под парусом сумасшедших скоростей

Популярная механика
Нейроны гипоталамуса заставили мышей есть больше жирной пищи Нейроны гипоталамуса заставили мышей есть больше жирной пищи

Нейроны дугообразного ядра гипоталамуса влияют на пищевое поведение

N+1
«Уснуть в этой ситуации  — значит умереть». Как осознанно управлять здоровьем во время кризиса и самоизоляции «Уснуть в этой ситуации  — значит умереть». Как осознанно управлять здоровьем во время кризиса и самоизоляции

Как противостоять мощнейшему стрессу, которому мы подвергаемся на самоизоляции

Forbes
Netflix по-русски: как развиваются стриминговые сервисы в России Netflix по-русски: как развиваются стриминговые сервисы в России

Специфика появления и развития отечественных стриминговых сервисов

РБК
Открыть в приложении