Рынок коммерческих автомобилей в России после набора скорости сбавляет обороты

ЭкспертАвто

Коммерческие автомобили ползут вниз

Рынок коммерческих автомобилей в России после набора скорости сбавляет обороты, опять показывая отрицательную динамику продаж. Участники рынка ищут пути удержать свои позиции, предлагая, в частности, новые модификации автомобилей на газовом топливе, которые сейчас особенно перспективны для коммерческого использования. 

Предоставлено компанией Volvo Trucks

После нескольких лет поступательного роста и надежд на восстановление после падения 2014 года российский рынок коммерческих автомобилей вновь пополз вниз, причем как в легком, так и в тяжелом весе. Согласно данным аналитической компании «Автостат», спрос на грузовые автомобили за первые семь месяцев текущего года снизился на 4,6%, до 42,2 тыс. единиц. Отрицательную динамику демонстрируют и продажи легких коммерческих автомобилей (LCV), реализация которых сократилась на 5,5%, до 59,5 тыс. единиц.

На рынке повеяло ужасом 2013–2015 годов, которые продавцы и производители грузовых автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи в России рухнули в два с половиной раза — со 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м. Рынок потихоньку начал выезжать из этой ямы с весны 2016-го, по итогам того года он подрос на 4%, до 53,3 тыс. В 2017-м продажи неожиданно взлетели на 50%, до 80,1 тыс. единиц; в 2018-м рост опять был скромным, но все же было продано 82,3 тыс. автомобилей, на 2,7% больше (см. график).

Российские марки держат строй

На рынке продолжают доминировать российские производители. В сегменте грузовиков КамАЗ и ГАЗ сейчас контролируют 46% всех продаж, в сфере LСV российские ГАЗ, УАЗ и АвтоВАЗ держат весомые 71% рынка. При этом на сжимающемся рынке КамАЗ, например, все же продолжает увеличивать продажи: за семь месяцев текущего года они выросли на 7,7% до 14,9 тыс. А продажи лидирующего в LCV ГАЗа, напротив, упали на 5,2% до 26,6 тыс. Но все же иностранные бренды сейчас сильнее теряют позиции в России: в секторе грузовиков из первой десятки ведущих компаний отрицательную динамику продаж демонстрируют восемь компаний. В частности, на 27% рухнула реализация грузовиков DAF, на 16% — Volvo на 14% — Mercedes-Benz, на 12% — Scania (см. таблицу 1). В сегменте LCV иномаркам тоже приходится не сладко: особенно сильно с начала года упали продажи Mercedes-Benz (−60%), Fiat (−27,5%), Citroën (−5,3%; см. таблицу 2).

Российские коммерческие автомобили стоят дешевле, а бизнес, связанный с использованием коммерческой техники в РФ, сейчас замедляется — так объясняют участники рынка его нынешнюю динамику. «Коммерческий транспорт иностранного производства постепенно становится роскошью для российских потребителей в связи с низким курсом рубля. Всё больше перевозчиков рассматривают приобретение транспортных средств отечественных производителей, так как их стоимость значительно ниже, а фактор цены стоит на первом месте. Из-за спада покупательской способности уменьшаются объемы перевозок. Только их увеличение может обеспечить жизнеспособность рынка», — объясняет Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. «Стоимость российских транспортных средств значительно ниже иностранных, — соглашается с ним Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании “Авто-ПЭК”. — Компании, которые остро нуждались в обновлении автопарка, сделали выбор в пользу более доступных отечественных моделей. А те, у кого потребность в новых автомобилях пока не до конца сформирована, отложили покупку до более благоприятного периода. Не стоит также забывать о государственных программах субсидирования лизинга, в рамках которых существуют лимиты по стоимости спецтехники, что в конечном счете сужает выбор до отечественных автомобилей». «В 2019 году пик покупательской активности пришелся на апрель. На фоне такого активного всплеска закупок небольшое замедление выглядит вполне ожидаемым и логичным», — считает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic.

Нажать на газ

Тем не менее участники рынка надеются, что спрос и продажи в ближайшее время начнут расти. В этом отношении показательна открывающаяся на этой неделе в столичном «Крокус экспо» самая крупная российская выставка коммерческих автомобилей Comtrans-2019, участники которой демонстрируют повышенную активность: площадь экспозиции выставки в этом году увеличилась на 10% и составит более 44 тыс. кв. м, а всего в выставке примут участие 230 компаний из 28 стран мира.

Участники выставки объявили, что они постараются представить в России наиболее адаптированные к российским условиям модели. В частности, заметный тренд в области коммерческого транспорта, который серьезно поддерживают власти, — использование машин на газе. Так, недавно в России была принята новая государственная программа поддержки, которая разработана Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса. Она рассчитана на шесть лет и предполагает выделение из бюджета внушительных 174,7 млрд рублей на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям (прежде всего на закупку общественного транспорта). Согласно программе, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25 до 40% расходов на эти цели. Кроме того, в программе отдельной строкой указаны расходы на «пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива» — это миллиард рублей. В результате реализации программы Минэнерго ждет роста рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд кубометров в год к 2024 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1400 газовых заправок. А к 2030 году ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд кубометров в год, при этом рост официального автопарка, который сможет использовать газ, достигнет 700 тыс. единиц. Закрепиться в сегменте коммерческих автомобилей на газе сейчас пытаются большинство автопроизводителей. Так, компания Iveco объявила, что представит на выставке целую серию таких автомобилей, среди которых будут тягачи Stralis NP в версии на компримированном газе (КПГ) и новой модификации на сжиженном газе (СПГ), Daily Blue Power и мусоровоз Eurocargo на КПГ.

Свои газовые модификации на выставке представит и белорусский МАЗ. Японская Isuzu продемонстрирует на Comtrans-2019 свою новую малотоннажную модель Isuzu ELF 7.5 (NPR82) CNG c двигателем, работающим на КПГ (метане), которую компания начинает выпускать на территории России. В данном случае на шасси установлен новый двигатель Isuzu 4HV1 рабочим объемом 4,6 л, мощностью 130 л. с., при этом новинка оснащена двумя топливными баками суммарным объемом 300 л, что позволяет при полной заправке автомобиля иметь расчетный запас хода около 350 км. «Газомоторная техника — один из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов рынка коммерческой техники в России. Автомобили на газовом топливе обладают преимуществами с точки зрения и экономической эффективности, и экологии. Мы приветствуем меры, которые российские власти принимают в области развития соответствующей инфраструктуры, и рады уже сегодня предложить нашим клиентам возможность приобрести одно из самых популярных шасси на рынке с двигателем, работающим на метане», — заявил в канун выставки генеральный директор Isuzu RUS Фабрис Горлье.

Электрическое будущее

Впрочем, много новинок на грядущей выставке будет связано и с традиционными двигателями. Например, японский производитель Hino уверен, что в России сохранится спрос на тяжелые виды коммерческой техники. Главной новинкой выставки для компании станет серия Hino 500 FM, которую в России представляет 26-тонный грузовик 6×4 с высокой кабиной. Новинка получила более мощный, девятилитровый двигатель (350 л. с.). новую коробку переключения передач японского производства, принудительную блокировку межколесного и межосевого дифференциалов, а также оптимальные варианты колесной базы для разного типа надстроек. Представители компании заявляют, что модель Hino 500 FM ориентирована на строительный и ремонтный сектора, логистические и транспортные компании, агропромышленные комплексы.

Однако, пожалуй, главная интрига Comtrans-2019 в том, привезут ли производители грузовиков в Россию свои модели, работающие на электричестве, которые в разных странах уже активно испытываются и даже запускаются в эксплуатацию. Так, в канун выставки о начале эксплуатационных испытаний электрических грузовиков в Германии заявила компания Daimler. Пока 25-тонный грузовик Mercedes-Benz eActros с дальностью пробега до 200 км в день курсирует между подразделением завода MercedesBenz Gaggenau в Раштатте и складом логистического оператора Logistik Schmitt в Отигхайме, расположенными в семи километрах друг от друга. Как сообщают представители компании, ежедневный пробег новой машины составляет около 168 км, она осуществляет перевозки 12 часов в сутки. Впрочем, появление электрического eActros на выставке под большим вопросом, поставлять эту модель в Россию пока не планируется.

Представители же MAN рассказали «Эксперту», что намерены представить на Comtrans-2019 одну из своих электрических моделей, опыт применения которой уже есть в европейских странах. Более подробная информация пока не раскрывается, генеральный директор «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон намерен на выставке лично сорвать покрывало с этой модели и рассказать все подробности возможных поставок, в том числе на российский рынок, тяжелых электрических автомобилей, которые, как и в сегменте легковых, в будущем могут трансформировать всю традиционную автомобильную промышленность в области коммерческого транспорта.

Рейтинг иностранных грузовиков

По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых грузовых автомобилей в РФ за семь месяцев 2019 года составил 42,3 тыс. единиц. 42% продаваемых в России грузовиков в текущем году — иномарки, подсчитали в «Автостате». Самым популярным иностранным грузовиком на российском рынке остается Volvo FH, продажи которого за семь месяцев 2019 года составили 2,19 тыс. единиц. На втором месте в этом рейтинге располагается модель Mercedes-Benz Actros (1732 штуки; далее в скобках — количество грузовиков других производителей, проданных за тот же период), на третьем — MAN TGX (1288). Замыкают пятерку лидеров DAF XF (1176) и MAN TGS (1101). Кроме перечисленных моделей в десятку лучших попали Scania G (1092), Volvo FM (1016), Scania P (946), Scania R (707) и Hyundai HD78 (613).

Total ANAC: определить износ по анализу масла

Компания Total реализует в России фирменную программу мониторинга смазочных материалов ANAC (Analysis Compared, «Сравнительные анализы»), запущенную в разных странах еще в 1967 году. Ее участники могут отправить пробу масла Total из двигателя или другого агрегата в фирменную лабораторию компании. Анализ пробы на высокотехнологичном оборудовании позволит выявить изменения свойств масла и состояние содержащегося в нем пакета присадок, обнаружить наличие сторонних загрязнений, а также состав возможных продуктов износа. Таким образом, лабораторные исследования позволят сделать выводы о текущем состоянии, степени изношенности и остаточном ресурсе узлов и агрегатов, где используются смазочные материалы Total, и предотвратить их поломки.

В Geely заговорила Алиса

Компания Geely начала продажи в России кроссовера Geely Atlas 1,8T с обновленным мультимедийным головным устройством, в которое предустановлена система «Яндекс. Авто». Теперь в этих машинах можно строить маршруты и искать заправки в «Яндекс. Навигаторе», слушать «Яндекс. Музыку», а также управлять сервисами с помощью голосового помощника Алиса. В обновленной системе также появилось много полезных приложений, в числе которых «Камера 360» — устройство кругового обзора, позволяющее переключаться как на общий вид, так и на каждую камеру отдельно, заметно упрощая тем самым процесс парковки. В планах китайского автопроизводителя — в течение ближайших трех лет комплектовать системой «Яндекс. Авто» до 80% автомобилей Geely в России.

Корейцы присматриваются к заводу GM

Простаивающим с середины 2015 года заводом General Motors в Санкт-Петербурге активно интересуется компания Hyundai. О том, что идут переговоры о покупке этого предприятия, сообщил ТАСС, ссылаясь на заявление вицегубернатора Евгения Елина. Внимание корейцев к этому активу закономерно: сегодня Hyundai становится тесно в имеющихся производственных мощностях под Санкт-Петербургом, тогда как площадка в Шушарах имеет мощность около ста тысяч автомобилей в год и большой потенциал для развития. Завод GM в Шушарах под Санкт-Петербургом был открыт в ноябре 2008 года, первоначально закладывалась мощность производства 25 тыс. автомобилей в год, но в ходе строительства ее довели до 60 тыс. единиц.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Его рок-н-ролл Его рок-н-ролл

Эмин Агаларов: «Элвис в моём исполнении всегда нравился слушателям»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему

Разбираем творчество легендарных музыкантов КиШ — от дебюта до заката

Maxim
Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и Техника
«Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком «Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком

Как выстроить дружеские и доверительные отношения с пасынком или падчерицей?

Psychologies
Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые

Что происходит с поэзией шестидесятников и их позицией после завершения оттепели

Полка
Семейный бюджет: с чего начать, чтобы всегда на все хватало Семейный бюджет: с чего начать, чтобы всегда на все хватало

Основные принципы построения семейного бюджета

Наука и Техника
Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах

Марина Старчикова о том, как как развивается ресторанная индустрия в регионах

РБК
Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц

Темный туризм: неодолимое желание столкнуться с темной стороной реальности

Psychologies
Теории заговора про спецслужбы Теории заговора про спецслужбы

К чему по мнению конспирологов причастны ФБР, ЦРУ и прочие

Maxim
Открыть в приложении