Когда заглохнет трактор и остановится комбайн

В отрасли автомобильной и сельскохозяйственной техники разворачивается кризис

ЭкспертБизнес

Когда заглохнет трактор и остановится комбайн

Производители автомобильной и сельскохозяйственной техники говорят, что в отрасли разворачивается кризис. Причем спровоцирован он действиями государства. Впрочем, оно же может принять меры для оздоровления ситуации

Николай Ульянов

В конце минувшей недели на Петербургском тракторном заводе, который входит в объединение «Кировский завод», было запущено производство нового поколения тракторов серии К-7. Модернизированный «Кировец» получил обновленный силовой агрегат, дизайн, повышающий комфорт и обзорность, улучшенную шумоизоляцию кабины и ряд других усовершенствований.

Надо сказать, что это одна из редких положительных новостей из этого сектора машиностроительной отрасли за последнее время.

Докатились до кризиса

В начале июля АвтоВАЗ на два дня остановил производство автомобилей на обеих своих площадках — в Тольятти и Ижевске. Причина, как утверждают в автоконцерне, — срыв поставок автокомпонентов нижегородской ГК «Автокомпонент». В свою очередь, прекращение отгрузки произошло из-за того, что стороны не смогли с октября прошлого года договориться о цене на комплектующие. Как заявляли в «Автокомпоненте», «существующий уровень цен не позволяет покрывать расходы, связанные с производством комплектующих и их поставкой на конвейер АвтоВАЗа». В итоге поставки все-таки были возобновлены, причем, как сообщил АвтоВАЗ, на прежних условиях, без изменения цены на комплектующие. При этом президент компании Ив Каракатзанис в беседе с журналистами отметил, что АвтоВАЗ готов обсуждать условия сотрудничества с этим поставщиком.

Для «Автокомпонента» АвтоВАЗ — самый крупный потребитель: в его адрес отгружается более половины произведенной продукции. Это, очевидно, позволяет автоконцерну иметь более выгодную переговорную позицию и диктовать свои условия поставщику. Так, по словам губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, «в контрактах о поставке комплектующих на ВАЗ четко указано: даже если стороны не договорились об изменении цены, — а изменение фиксируется соглашением двух сторон, — в контрактах написано (по моей информации), что отгрузка продолжается, это обязанность поставщика». Возможно, именно этот пункт и стал причиной того, что поставки были возобновлены. Однако проблемы у производителя комплектующих, поскольку изменения цены не произошло, остаются. Впрочем, и АвтоВАЗ можно понять: в условиях падающего рынка он пытается выжать максимум из своих поставщиков, чтобы самому оставаться на плаву.

А рынок автомобилей падает, и падает серьезно. Это отражается в материалах всех крупных агентств, анализирующих его состояние.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих машин (LCV) упали в мае на 6,7% относительно мая прошлого года, а в июне — на 3,3%. Всего же по итогам шести месяцев снижение составило 2,4%.

Аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что в мае объем рынка новых грузовых автомобилей в России сократился на 17,8% по сравнению с маем прошлого года, а по итогам пяти месяцев — на 5,1%.

Эксперты АСМ-холдинга сообщают, что в мае продажи новых автотранспортных средств в России, по данным регистраций, упали на 18,3%, по итогам пяти месяцев сокращение составило 4,7%.

Наибольшее падение за пять месяцев, по данным АСМ-холдинга, показали автобусы (10,6%), следом идут легкие коммерческие автомобили, включая грузовые автомобили категории N1 и автобусы категории M2 (8,6%), ненамного «отстали» пикапы (7,9%), в следующей строке грузовые автомобили (5,8%) и замыкают этот антирейтинг легковые автомобили, в секторе которых снижение составило 4,3%.

Столь неутешительные итоги работы и, как выяснилось, столь же неутешительные прогнозы стали причиной того, что в конце июня крупнейшие автопроизводители и дилеры в лице ассоциации РоАД собрали пресс-конференцию, где рассказали о том, что происходит на рынке, что стало причиной этого и что нужно предпринять для выправления ситуации.

Представитель группы ГАЗ — директор по продажам и маркетингу дивизиона легких коммерческих автомобилей Олег Марков — поделился прогнозом, что по итогам года рынок LCV снизится на 12%. Вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Ян Птачек сообщил, что компания пересмотрела свой прогноз по России в худшую сторону — с 1,9 млн примерно до 1,7 млн проданных по итогам 2019 года машин, что соответствует падению рынка более чем на 10%.

Такого же сокращения рынка ждет и глава Ассоциации дилеров Олег Моисеев.

Что касается рынка тяжелых грузовиков, то здесь главный российский игрок — КамАЗ. И его руководство тоже настроено пессимистично. Заместитель генерального директора компании по продажам и сервису Сергей Афанасьев сообщил, что КамАЗ вновь понизил прогноз по продажам в России грузовиков полной массой 14–60 тонн с 58 тыс. до 52 тыс. штук. Ранее, в начале июня, генеральный директор компании Сергей Когогин сообщал о снижении прогноза с 66 тыс. до 58 тыс. штук. То есть суммарно прогноз понижен в этом сегменте более чем на 25%.

А по итогам годового собрания акционеров КамАЗа, где, кстати говоря, впервые за последние несколько лет владельцам акций было предложено отказаться от дивидендов, Сергей Когогин, комментируя ситуацию на автомобильном рынке, и вовсе заявил, что «положение вызывает у нас большую тревогу, и очень не хотелось бы свалиться на позиции 2008 года».

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Султан подавился «хромой уткой» Султан подавился «хромой уткой»

Реджепу Эрдогану грозит политическое банкротство

Эксперт, июль'19
Райская птица Райская птица

Американская Playmate Нерейда Берд (Nereyda Bird) вся состоит из противоречий

Playboy, август'19
В островном ты права В островном ты права

Путешествие мечты на самые красивые острова земли

Cosmopolitan, август'19
Венский дневник Венский дневник

В Вене много всего модного и нового, о чем стоит узнать

Seasons of life, май'19
Случай Кидман Случай Кидман

Она долгие годы была одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда

Story, август'19
Выживание, но не жизнь Выживание, но не жизнь

20 миллионов человек в России живут бедно, по стандартам сорокалетней давности

Эксперт, июль'19
Котлета этого лета Котлета этого лета

Искусственное мясо — звучит как фантастика, но уже сегодня оно на нашем столе

Vogue, август'19
Глаз должен отдыхать Глаз должен отдыхать

Дизайнер Майкл Корс свил с мужем семейное гнездо в пентхаусе в Гринвич-Виллидже

Tatler, август'19
Восстание деревьев. Русский бунт в Шиесе, осмысленный и беспощадный Восстание деревьев. Русский бунт в Шиесе, осмысленный и беспощадный

Народные протесты против строительства полигона для захоронения бытовых отходов

Русский репортер, июль'19
Какие часы носит Сильвестр Сталлоне Какие часы носит Сильвестр Сталлоне

Любимые часы Сильвестра Сталлоне

GQ, июль'19
Молода и прекрасна Молода и прекрасна

Зендая – исполнительница главной женской роли в серии фильмов о Человеке-пауке

Grazia, июль'19
Почем винтаж для народа? Почем винтаж для народа?

Сколько мифов вокруг винтажа и с чем его едят?

OK!, июль'19
Турция заплатила за русские ракеты американскими самолетами Турция заплатила за русские ракеты американскими самолетами

Вашингтон ввел санкции в ответ на доставку в Анкару комплексов С-400

РБК, июль'19
5 необычных форматов семьи, которые могут стать нормой 5 необычных форматов семьи, которые могут стать нормой

Как поколение Z, геймеры и дети-блогеры разрушают устои традиционной семьи

РБК, июль'19
Кто одет лучше: Том Холланд или Джейк Джилленхол? Кто одет лучше: Том Холланд или Джейк Джилленхол?

Пришло время Питеру Паркеру столкнуться с Мистерио и на стильном поле боя

GQ, июль'19
Правило 5 секунд: можно ли есть еду, упавшую на пол Правило 5 секунд: можно ли есть еду, упавшую на пол

Как на самом деле работает «правило пяти секунд»

РБК, июль'19
Они записали убийство Они записали убийство

Квентин Тарантино, Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо о главном фильме лета

Esquire, июль'19
Как уничтожить и как создать автомобильную промышленность Как уничтожить и как создать автомобильную промышленность

Интервью с Александром Ковригиным — признанным экспертом в автомобильной отрасли

Эксперт, июль'19
Почему многие часовые бренды помешались на этом силуэте? Почему многие часовые бренды помешались на этом силуэте?

Как у бочки и часов может быть что-то общее

GQ, июль'19
Ученый раскритиковал Disney за то, что снежинка на постере к мультику «не по законам физики» Ученый раскритиковал Disney за то, что снежинка на постере к мультику «не по законам физики»

В последнее время создателей кино и мультфильмов все чаще критикуют

Maxim, июль'19
«Однажды в Стокгольме»: история одного синдрома «Однажды в Стокгольме»: история одного синдрома

О стокгольмском синдроме

Psychologies, июль'19
Ворота в Сахару Ворота в Сахару

Актриса Лиза Арзамасова отправилась в Тунис

OK!, июль'19
«Мы умеем договариваться» «Мы умеем договариваться»

Жизнь Алексея Ягудина и Татьяны Тотьмяниной — как война Алой и Белой розы

OK!, июль'19
Лорд Фостер с берега Темзы Лорд Фостер с берега Темзы

Лондон, похоже, превращается в абсурдный стол для пикника

Караван историй, август'19
Давай поженимся! Давай поженимся!

Можно ли построить отношения на пенсии, если не получилось в молодости?

StarHit, июль'19
Акции — только после экзаменов Акции — только после экзаменов

ЦБ настоял на ужесточении условий инвестирования в иностранные ценные бумаги

РБК, июль'19
20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним 20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним

Самой известной за пределами СНГ российской группе году исполняется 20 лет

РБК, июль'19
Сбербанк и Mail.Ru собрали блок питания Сбербанк и Mail.Ru собрали блок питания

Крупные игроки создают новое совместное предприятие

РБК, июль'19
АЗС пошли в разведку копейкой АЗС пошли в разведку копейкой

Мониторинг зафиксировал рост цен на моторное топливо

РБК, июль'19
SHU: как модный бренд из Петербурга покорил Европу SHU: как модный бренд из Петербурга покорил Европу

Четкий концепт, качественный продукт, интересная история, уклон в экологичность

РБК, июль'19