Картина внутри спектакля, амбициозный импрессионизм, театральная лихорадка

Эксперт

Книги

Картина внутри спектакля

Струтинская Елена. Художники Малого театра. XX век. — М.: Малый театр, 2014. — 376 с. Тираж 2000 экз.

Первое, о чем напоминает эта книга, — театр был и остается для художников значительной сферой деятельности. Он может давать дополнительный заработок, когда художник получает в нем выгодные заказы и благодаря им зарабатывает больше, чем на продаже своих полотен. Но иногда становится для него единственным источником средств к существованию, как это было, например, в первые послереволюционные годы: театрам удалось выжить в тогдашней экономической неразберихе, они по-прежнему давали представления, и им нужны были декорации. В зависимости от содержания пьесы там могли простираться моря, громоздиться горы, расти вечнозеленые леса, и все это создавалось кистью художника. Уже тогда театр стремительно уходил от условности, оставляя зрителю все меньше простора для воображения и сокращая поле деятельности для художника.

На примере Малого театра мы видим, что в какой-то момент художник начал создавать лишь визуальный образ постановки и ее действующих лиц. Но при этом они не лишены живописности, и, хотя она менее очевидна, зритель все равно в состоянии оценить, насколько то, что он видит, гармонирует с тем, что слышит.

Актеры произносят монологи, подают друг другу реплики, ходят по сцене, жестикулируют, но в зрительском восприятии все равно доминирует цвет их одежды и цвет декорации, внутри которой они находятся. И, если присмотреться, мы вдруг понимаем, что видим вариации картины, написанной художником, вероятно, еще до того, как у режиссера окончательно сложился замысел постановки. Научиться видеть эту картину как раз и позволяет книга «Художники Малого театра», и тем самым она дает возможность открыть для себя еще одну грань театрального искусства.

Амбициозный импрессионизм

Импрессионизм в авангарде: каталог выставки. — М.: Музей русского импрессионизма, 2018. — 216 с. Тираж 1000 экз.

«Импрессионизм в авангарде» — пример того, как изменился формат изданий, приуроченных к выставкам. Теперь это полноценный том, вмещающий в себя не только картины, представленные на выставке, но и те, которые могли бы на ней оказаться, но не оказались в силу тех или иных причин. Книга не только расширяет представление о той теме и о том историческом периоде, которым посвящена выставка, но и являет собой самостоятельное издание, которое может существовать не только во время выставки, дополняя ее информационный и визуальный ряд, но и продолжать свою жизнь и после того, как выставка закончит свою работу.

Это свидетельствует о том исследовательском потенциале, которым обладают те или иные музейные коллективы. Сейчас, когда соперничество между ними только растет, помимо традиционной борьбы за аудиторию между наиболее конкурентоспособными Третьяковкой и Пушкинским за нее сражаются и частные музеи. В этой борьбе важен каждый козырь, и насыщенный информацией качественно изданный каталог — один из них.

«Импрессионизм в авангарде» — из тех каталогов, которые наиболее ярко свидетельствуют об амбициях музея, который он представляет. В нем можно прочесть не только очень качественную обзорную статью Ильи Доронченкова, который пишет о судьбе импрессионизма в России в целом, и дополняющую его статью самого видного эксперта в области русского авангарда Андрея Сарабьянова, который выделяет из потока русских импрессионистических художников тех, кто потом по-настоящему прославился в других направлениях, но и исторические тексты самих художников. Музей русского импрессионизма претендует не просто на правильное позиционирование в череде музеев, но четко представляет историческую задачу, которая перед ним стоит. Тем интереснее то, что с ним происходит сейчас, и то, что с ним будет десять лет спустя.

Театральная лихорадка

В авангарде времени. Малая сцена. Москва. 1917–1932. — М.: Элизиум, 2018. — 336 с. Тираж 1000 экз.

Сборник «В авангарде времени», выпущенный галереей «Элизиум» к одноименной выставке, помимо каталога работ, на ней представленных, дает очень подробную картину театральной жизни Москвы в первое послереволюционное десятилетие. На карте города в издании точками отмечены новые театральные площадки, скромно именовавшиеся малыми сценами; их, по данным сборника, было не меньше тридцати. Всего в Москве уже к 1924 году работало около ста театральных коллективов. Экономические трудности не смогли этому препятствовать. Как свидетельствуют страницы сборника «В авангарде времени», это были не постановки в упрощенной форме — не что-то вроде современных стендапов, когда автор текста обращается к аудитории напрямую, а настоящие театральные представления, пусть и до отказа насыщенные приемами, развлекающими публику.

Малые сцены существовали в условиях реальной экономической конкуренции и были вынуждены делать постановки, работавшие на зрительский успех, однако не только с помощью традиционных форм, но и через эксперимент, частью которого становились художники — тогда еще совсем молодые и никому неизвестные. Бóльшая часть из них таковыми и осталась. «В авангарде времени» запечатлевает память о них как о солдатах театральной революции, разразившейся в России в середине двадцатых годов. Она продлилась меньше десяти лет. Уже в 1932 году — рубеж, которым ограничено это исследование, — ЦК ВКП(б) выпустил постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», призванное ликвидировать инакомыслие в творческой среде. Остается только гадать, что могло бы произойти, если бы история российских театров развивалась естественным путем. Но того, что успело состояться в этот короткий промежуток времени, достаточно, чтобы представить себе масштабы любви к театру в России, которые не уменьшились и по сей день.

Вячеслав Суриков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ставка ЦБ: нужно ли лечить здоровую экономику Ставка ЦБ: нужно ли лечить здоровую экономику

Активный рост производства и спроса говорит не о перегреве

Эксперт
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Яркие миры Яркие миры

Разноцветные животные планеты

Вокруг света
2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Psychologies
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Несчастливые дни Несчастливые дни

«Гении»: попытка байопика Сэмюэла Беккета

Weekend
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

Ученые проследили ударную волну сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

N+1
Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

СНОБ
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

4x4 Club
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно

Современная католическая организация «Опус Деи» буквально использует рабство

Правила жизни
Теодор Курентзис, дирижер-харизматик Теодор Курентзис, дирижер-харизматик

Оркестр musicAeterna — редкий случай среди независимых симфонических оркестров

Монокль
5 самых «пьющих» профессий в России 5 самых «пьющих» профессий в России

Представителям этих профессий требуется алкоголь, чтобы расслабиться

Maxim
Таблица элементов Таблица элементов

Девять перспективных видов аккумуляторов

Цифровой океан
Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме

Охотники-собиратели посещали памятник Поинтс в конце верхнего палеолита

N+1
«С каждым вдохом: Удивительная история наших легких» «С каждым вдохом: Удивительная история наших легких»

О поиске препарата для борьбы с идиопатическим легочным фиброзом

N+1
Как это написать по-угаритски? Как это написать по-угаритски?

Угарит, древний город-государство вблизи сирийского города Латакия

Знание – сила
Планета Китай Планета Китай

Переезд в Поднебесную с детьми — личный опыт

Новый очаг
Как полюбить себя: 5 фраз, которые помогут тебе это сделать Как полюбить себя: 5 фраз, которые помогут тебе это сделать

Пять фраз, которые полезно повторять не только другим, но и себе

VOICE
Японский – простой язык Японский – простой язык

Сложности при изучении японского глубоко укоренены в самой японской ментальности

Знание – сила
Концерты, которые вызывают землетрясение: рейтинг самый громких и «трясущихся» Концерты, которые вызывают землетрясение: рейтинг самый громких и «трясущихся»

Какие концерты когда-либо сотрясали землю?

ТехИнсайдер
Мяу-воспитание Мяу-воспитание

4 привычки, которые стоит привить своему коту

Лиза
Открыть в приложении