Книги
Устройство человека: Как измениться в худшую сторону
Томсон Хелен. Немыслимое: путешествие по самым странным мозгам в мире. Неврологическая революция от Оливера Сакса до наших дней. — СПб.: Питер, 2019. — 320 с. Тираж 2500 экз.
Научная журналистка пытается разгадать тайны мозга, представляющегося и ей и нам самым загадочным человеческим органом. Если обо всех остальных частях нашего тела мы имеем хоть какое-то, пусть поверхностное, представление: как устроены и по каким принципам работают — и это позволяет нам их ремонтировать, когда приходят в негодность, то о мозге этого сказать нельзя: наука пока лишь строит догадки о том, что позволяет ему не только воспринимать окружающую реальность, но и осмысливать ее.
Предмет исследования автора — аномалии, через которые она пытается открыть тайные механизмы, скрытые в человеческом мозге. Эти случаи и в самом деле занимательны. Томсон описывает человека, который помнит каждый день своей жизни во всех подробностях. Причем если у самой Томсон в памяти лучше всего сохранился день, когда она пережила необыкновенно сильные впечатления (свадьба сестры и ее собственная), то человеку, помнящему все дни своей жизни, приятнее всего вспоминать тот, в который как раз не произошло ничего необычного. Следующий случай — женщина, потерявшая способность ориентироваться в пространстве и скрывавшая этот факт больше двадцати пяти лет, пока наконец не выяснила: чтобы все встало на свои места, нужно покружиться вокруг своей оси — тогда она обретает ориентацию в пространстве.
И автор удивляется тому, насколько уникальна человеческая система ориентации в пространстве. Но вот вывод, который важнее всех остальных: «Мы привыкли думать, что наша личность — нечто надежное и незыблемое, но в действительности она способна стремительно меняться». Как может измениться наша личность? Для этого нужна всего лишь болезнь Альцгеймера. Ею больны уже пять миллионов американцев.
Вячеслав Суриков
Трэвелог: Лучшие места, где меняют книги на деньги
Каррион Хорхе. Книжные магазины. — М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2019. — 304 с.
Для автора в его путешествиях в любом городе мира книжные магазины — главная достопримечательность, и именно туда он отправляется в первую очередь. Каждый из них вызывает поток ассоциаций, которыми он и делится с читателями. А помимо того описывает все, что можно увидеть на его полках, и пытается по составу книг вычислить формулу магазина, определяющую его индивидуальность. Особую симпатию у Карриона вызывают старинные магазины, старейший из них — Livraria Bertand в Лиссабоне. На его логотипе выгравирована цифра 1732 — с этого года здесь торгуют книгами. Далее автор отправляется то в одну сторону света, то в другую, добирается до самого края — до Австралии — и обходит книжные магазины и здесь. Поразительно, но Россия остается за пределами сферы его интересов. Ни один местный книжный магазин не удостоился его внимания. Зато Каррион подробно рассказывает о книжной сети Waterstones, которой владеет отечественный миллиардер Александр Мамут. Берет интервью у Джеймса Донта: его Мамут нанял в качестве генерального директора книжной сети, и он, как считает автор книги, спас эту сеть, находившуюся на грани банкротства. Он называет две ключевые меры, которые Донту пришлось принять, чтобы вытащить ее из долговой ямы. Первая: уволил почти треть сотрудников, вторая: отказался от сдачи в аренду издательствам книжных полок, где те размещали книги, которые посчитали нужным предложить читателям. Это позволило достичь необходимого экономического эффекта. Но книжные магазины интересуют автора не как торговые предприятия, а как объекты культуры. С неподдельной горечью в финальной главе он описывает превращение одного из книжных магазинов в закусочную. Но онлайн-торговлю книгами автор не отрицает. Наоборот, он говорит о неслыханной свободе, которую благодаря ей получили читатели. Быть посему.
Вячеслав Суриков
Биография: Музыкант
Джонс Лесли-Энн. Queen. Фредди Меркьюри / Лесли-Энн Джонс; пер. с англ. Д. Вебера. — М.: АСТ: Кладезь, 2019. — 384 с. Тираж 3000 экз.
Биография одного из самых выдающихся в истории рок-музыки певцов, актуализированная фильмом «Богемская рапсодия», исполнитель главной роли в котором Рами Малек получил за свою работу «Оскара». Как и фильм, книга Джонс начинается со знаменитого концерта Live Aid: там Queen и ее фронтмен блеснули с особенной силой и с его сцены шагнули в сферу, где музыканты становятся легендой. Этому предшествовал долгий путь, но на его протяжении музыканты сумели остаться в том же составе, в каком начали свои первые совместные выступления, — небывалое по нынешним временам достижение.Сценаристы «Богемской рапсодии» смогли ужать повествование в два часа экранного времени, представить его по-настоящему ярким и драматичным. О каких-то эпизодах из жизни Меркьюри они упомянули мельком, о других и вовсе предпочли умолчать. Джонс, при всей любви к своему главному герою, проговаривается о некоторых не самых приятных эпизодах его биографии. До середины семидесятых он вел сексуально разнузданный образ жизни, и неудивительно, что оказался одной из первых известных всему миру жертв СПИДа. Как раз этот аспект и делает биографию Меркьюри откровенно скучной. Создается впечатление, что секс в жизни Меркьюри был на первом плане, а музыка — на втором, по крайней мере в тот период, когда он мог ни в чем себе не отказывать и утолять похоть всеми возможными способами. В Америке Меркьюри корили за недостаточно мужественный образ, а клип на песню I Want to Break Free, в котором музыканты предстали переодетыми в женские платья, и вовсе сочли оскорбительным, после чего популярность Queen в США сошла на нет. Так что приз Рами Малеку — своего рода извинение перед Меркьюри через десятилетия посредством его экранного воплощения за допущенную по отношению к нему неполиткорректность.
Вячеслав Суриков
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl