Как пережить пандемию и остаться личностью?

ЭкспертПсихология

Как справиться с психологическими вызовами пандемии

Ученые-психологи рассказывают, как в условиях продолжительной изоляции и безработицы сохранить психологическую устойчивость и выйти в мир после пандемии с новыми силами

Тихон Сысоев

«У окна» (1940) — картина Эдварда Мунка, написанная в последние годы жизни в условиях полного одиночества, в оккупированной немцами Норвегии

Почти два миллиарда людей по всему миру находятся сейчас в условиях социальной самоизоляции. Это беспрецедентные в истории человечества цифры. Впрочем, столь же беспрецедентен и сам опыт каждодневного стресса, который испытывает человек в таких условиях.

И никто точно не знает, как долго будет продолжаться изоляция и какие новые ограничения могут ввести власти, чтобы остановить распространение эпидемии. Неясно и то, как долго человек способен вынести такую жизнь — в условиях фактического домашнего ареста, без непосредственного общения с близкими, с усиливающейся тревогой за свое экономическое благосостояние и угнетающим повседневным однообразием, когда даже самая креативная и творческая личность может умолкнуть перед монотонным и молчаливым хронотопом изоляции.

Как пережить этот опыт и остаться личностью? Какие опасности таит в себе ситуация изоляции и страха за свое будущее? И какой психологический ответ мы может выработать в ситуации тотальной неопределенности, в которой оказались? Об этом «Эксперт» поговорил с двумя известными учеными-психологами.

«Оставаться личностью в это время — один из главных стресс-тестов»

Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

— Любое прогнозирование по поводу способности человека пережить изоляцию — занятие неблагодарное. В таких условиях предел человеческих возможностей невозможно измерить количеством дней и часов. Все зависит от того, с какой личностью мы имеем дело, какие у нее установки, какие мотивы и отношения связывают ее с миром.

Существуют личности, которые даже несколько недель изоляции воспринимают как некоторую безальтернативность, которые внутри себя начинают продуцировать этот период как нескончаемый. В таких случаях начинается депрессия и запускаются сложные процессы деструкции поведения личности. Это та ловушка, которую психологи называют «смерть от страха ожидания смерти», который ставит человека в тупик.

Абсолютное зло, как известно, — отсутствие альтернатив в твоем существовании, когда будущего как бы уже и нет, когда оно ничего личности не «обещает». И такая установка даже за несколько дней изоляции может погрузить человека в настоящий психологический ад: начинается эмоциональное истощение, экспоненциально растет тревожность, возникает бессонница, фиксируется злоупотребление психоактивными веществами.

Но есть и иное. Огромный человеческий опыт, а вместе с ним и целый пласт исследований показывают, что человек способен пережить чрезвычайно длительные периоды одиночества и изоляции, что даже в таких условиях он способен открывать и создавать для себя новые реальности, находить силы для того, чтобы быть личностью, усиливая и концентрируя ее.

И здесь вспоминается уникальный ансамбль религиозных практик одиночества, который существует в самых разных конфессиях и ценностных религиозных системах. Этот опыт показывает, что очень часто именно те, кто выбрал путь общения с самими собой, превращается в гуру, мудреца, ребе, учителя, о котором так много писал Достоевский и к которому мы затем идем, чтобы чему-то научиться.

Сама религия — это одна из культурных и великих ценностных практик психотерапии неопределенности. Она обладает огромным арсеналом различных антропологических культурных практик, которые, я думаю, станут вновь крайне востребованы в наш сетевой век после того, как эта пандемия закончится и мы вступим в длительный экономический и социальный кризис.

Поэтому весь вопрос о прогнозировании — когда наступит тот час, после которого улицы вновь наполнятся людьми, — в конце концов зависит от каждого конкретного человека, от его личностного выбора. Близкий моему сердцу Эрих Фромм часто говорил о том фундаментальном выборе, который стоит перед каждым человеком: жить в модусе «иметь» или жить в модусе «быть». И именно от того, каким будет этот выбор, зависит и характер его коммуникации, как в мире изоляции, так и в обычном мире, как в реальной культуре, так и в онлайн-культуре, которая все глубже вплетается в ткань нашей повседневности.

И такая внутренняя бдительность — постоянное личностное мужество — особенно важна для нас потому, что сейчас мы находился между «Сциллой алармизма» — паникерства — и «Харибдой пофигизма». Строго говоря, и то и другое — две разные деструктивные реакции людей на один и тот же стресс. Первые реагируют на внешнюю угрозу импульсивно, слепо, разрушая тем самым свою личность. Вторые используют психоаналитические механизмы защиты, прячут свою личность и также незаметно ее ослабляют.

Ведь сама специфика страха, который человек испытывает перед эпидемиями, заключается в том, что вирус в сознании демонизируется — он невидим. А когда противник невидим, когда он не улавливается и четко не локализуется сознанием, то этим и провоцирует самый сильный страх: коронавирус относится к категории так называемых невидимых стрессоров.

Усиливает же этот стресс и то, каким образом освещается пандемия в СМИ, ставшие своеобразной «фабрикой тревоги», ежесекундно производящей новости о всё новых и новых жертвах, случаях заражения, новых доселе неизвестных симптомах. Театр ужасов буквально переместился в каждый дом. СМИ окончательно превратились в носителей панических установок, а пандемия стала неотрывна от инфодемии.

И потому вместо единения, кооперации, взаимопомощи, конструктивности нам предлагают разъединение ужаса. «Эй, друзья, не надо паники. Это последний день на “Титанике”» — вот та песнь, которую сегодня часто поют телеканалы и издания. И я еще раз убеждаюсь в истинности слов знаменитого американского психолога Гордона Олпорта: «Куда легче человечеству расщепить атом, чем преодолеть собственные предрассудки».

Конечно, в ответ на эту повсеместную панику человеческая психика включает так называемые механизмы страхования, мобилизационные по своей сути. В частности, это выразилось в стремительной скупке гречки, которую мы наблюдали в Москве несколько недель назад, к чему я, как психолог, отнесся с полным пониманием: механизм страхования делает человека спокойнее и увереннее, он помогает обрести почву под ногами. Потому такая реакция вполне нормальна и рациональна, особенно для тех, кто помнит тяжелые времена дефицита.

Однако сама паника, выраженная ли в виде реакции алармизма или реакции пофигизма, — прямая угроза для личности, которая, если ей поддаться, утрачивает свою самобытность и автономность, начинает заниматься группомыслием, растворяется в массе. А нет более рискованного и разрушающего одиночества, чем одиночество в толпе. Поэтому оставаться личностью в наше время — один из главных стресс-тестов, который мы все должны пройти для того, чтобы встретить новое будущее во всеоружии.

К этому же относится и проблема безработицы, которая с особенной силой заявит о себе в ближайшие месяцы. При этом мужество быть личностью окажется не только главным условием сохранения внутренней психологической устойчивости. В том мире, который наступит после пандемии, где элементарные виды работы постепенно будут переданы во власть алгоритмов искусственного интеллекта, рутинное заменится творческим, и на руинах прошлого возникнет новая сетевая жизнь, с качественно новой коммуникацией и новыми профессиональными запросами — в первую очередь адресованными свободным и автономным личностям. Как сказал замечательный антрополог Клод Леви-Стросс, «двадцать первый век будет веком гуманитарных наук либо его вообще не будет».

Этот же вызов — услышать каждую индивидуальность, беречь и сохранять личностную свободу — стоит и перед государствами всего мира. В ситуации пандемии ценность личности не падает, а нарастает, и потому возникает потребность в новом менеджменте — социолог Григорий Юдин очень точно назвал его «менеджментом доверия». Те государства, которые в ситуации этого экономического и социального разлома будут наиболее восприимчивы к разным голосам, открыты к разным точкам зрения, сумеют обрести доверие и сплоченность, благодаря чему и найдут оптимальные пути преодоления этого кризиса.

«Нужно найти смысл в том, что происходит»

Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ:

— Существуют значительные различия как по ситуации, в которой тот или иной человек проживает период изоляции, так и по индивидуальным особенностям, которые могут облегчать или, наоборот, затруднять адаптационные процессы. Условно на сегодняшний момент можно выделить три группы.

К первой группе можно отнести тех, кто сверхомобилизован, — это главным образом, но не только, сотрудники медперсонала и службы доставки. Для них самый большой стресс — опасность заражения и сопутствующие их перегрузке проблемы, связанные с психологическим истощением.

Ко второй группе можно отнести тех, кто изолировался со своей семьей. Для них главная проблема — принудительное общение с теми людьми, с которыми обычно приходилось коммуницировать меньше. На это может накладываться и пресловутый квартирный вопрос, который подчас лишает человека возможности побыть хотя бы немного наедине с собой.

И наконец, существует категория людей, оказавшихся в изоляции в полном одиночестве. Тут тоже все индивидуально: для одних такое состояние вполне нормально, для других переживается болезненно и порождает целый комплекс психологических проблем.

Согласно результатам исследования, посвященного факторам качества жизни, которое мы проводили в одном из сибирских регионов, психологическое благополучие людей напрямую зависит от степени активности и организации их свободного времени прежде всего вне дома. Люди намного лучше чувствуют себя тогда, когда активно и с пользой проводят свой досуг в городском пространстве. В нынешних условиях отсутствие такой возможности, очевидно, еще больше углубляет стресс и усиливает депрессивные состояния.

Однако ключевой момент в ситуации, которая сложилась на сегодняшний день и объединяет все описанные выше группы, связан с той совершенно беспрецедентной неопределенностью, которая пронизывает этот кризис. Если во время Второй мировой войны — наверное, последнего столь же глобального стрессора — по крайней мере, была понятна общая картина, сколь бы ужасной и катастрофичной она ни была, то сейчас на первый план выступают тотальная неопределенность и бессмысленность.

Мы просто не можем понять, что происходит, не можем соотнести это ни с прошлым, ни с будущим. Эта «подвешенность» усиливается еще и тем, что у людей в массе своей часто нет никакого доверия официальным представителям власти, как нет и развитой культуры критической оценки информации. Более того, сама власть сегодня никак не может выбрать правильную тональность в общении с гражданами.

То она выступает в качестве «командира», который властно отдает «вниз» приказы или спускает все новые и новые угрозы, то с позиции равного, где гражданин — это взрослый и ответственный человек, с которым нужно вести диалог, а не приказывать. К сожалению, все это мешает налаживанию коммуникации, усиливает неопределенность и в перспективе может привести к реакциям, обратным ожидаемым.

Накладывается на эту неопределенность еще и проблема безработицы, которая сейчас все сильнее начинает выглядеть как наиболее очевидная опасность в мире после пандемии. Уже в тридцатых годах прошлого века впервые был всесторонне описан так называемый невроз безработицы. И здесь интересно отметить, что для человека, лишившегося работы, главная проблема также сопряжена с утратой понимания происходящего, что порождает самые глубинные неврозы. Более того, не столько недостаток экономической устойчивости, сколько избыток свободного времени переживается человеком наиболее болезненно.

Что же делать в такой ситуации тотальной неопределенности? Известные исследования последних десятилетий, касающиеся посттравматического стрессового расстройства, свидетельствуют, что в ситуации глубокой психологического травмы, связанной в нашем случае с изоляцией и безработицей, шанс на ее преодоление есть только у тех, кто сумел найти для себя смысл в том, что происходит. Это, быть может, и есть главная задача, которая стоит перед нами сегодня: обрести этот смысл и вернуть с его помощью ориентир, понимание, власть над собой и над течением событий в нашей жизни.

Фото: Машков Юрий Кредит/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Хотеть не вредно: самые быстрые машины Советов Хотеть не вредно: самые быстрые машины Советов

Краткий ликбез на тему советского спортакаростроения

Популярная механика
Зеленый гигант из Китая Зеленый гигант из Китая

WeChat охватывает весь мир пользователя и делает его жизнь прозрачной

Эксперт
6 свадеб и 1 жизнь Настасьи Самбурской 6 свадеб и 1 жизнь Настасьи Самбурской

Роль Соколовской из сериала «Универ» принесла Настасье настоящую популярность

Cosmopolitan
Вирус осторожного патернализма Вирус осторожного патернализма

Население государству пока доверяет

Эксперт
Ленин вне Мавзолея Ленин вне Мавзолея

Как и почему современное искусство оживляет образ вождя мирового пролетариата

Weekend
Семи триллионов пока будет достаточно Семи триллионов пока будет достаточно

Интервью с замдекана экономического факультета МГУ Олегом Буклемишевым

Эксперт
Как окружить себя искусством, не выходя из дома Как окружить себя искусством, не выходя из дома

9 инструкций по сборке реди-мейда

Weekend
Авторитейл включил аварийный сигнал Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

Эксперт
«Я бы тебя убил!»: Мюррей и Лью, Харди и Терон и другие враждующие звезды «Я бы тебя убил!»: Мюррей и Лью, Харди и Терон и другие враждующие звезды

В отличие от простых людей звезды не очень-то свободны в выборе предпочтений

Cosmopolitan
Вирус непреодолимой силы Вирус непреодолимой силы

Компании пытаются переложить свои проблемы на клиентов или партнеров

Эксперт
«Когда кому-то больно, он хочет быть услышанным» «Когда кому-то больно, он хочет быть услышанным»

Беседуем о правилах экологичного общения с психологом Марией Эриль

Psychologies
Нефть для Победы. Любой ценой Нефть для Победы. Любой ценой

Развитие нефтяной отрасли в годы войны было драматичным

Эксперт
Девушка, оправдавшая надежды Девушка, оправдавшая надежды

За ангельской внешностью Кэри Маллиган скрывается неожиданная решительность

Glamour
Чумной форт Чумной форт

История вакцинации против опасных инфекционных заболеваний

Дилетант
«Жилетка для слез»: как помочь подростку не утонуть в чужих проблемах «Жилетка для слез»: как помочь подростку не утонуть в чужих проблемах

Быть единственной опорой для друга нелегко

Psychologies
Когда дом равен работе: как заработать в самоизоляции Когда дом равен работе: как заработать в самоизоляции

Возможности заработка во время самоизоляции

Популярная механика
Дюссельдорфский вампир: кровавая история серийного убийцы из Германии Дюссельдорфский вампир: кровавая история серийного убийцы из Германии

Он родился в 1883 году в маленьком городке и стал одним из самых жутких убийц

Cosmopolitan
Брат-2 Брат-2

Интервью с бизнесменами Кириллом и Даниилом Карачевыми

Собака.ru
Юлия Пересильд: «Постельных сцен будет порядочно!» Юлия Пересильд: «Постельных сцен будет порядочно!»

Юлия Пересильд об изоляции в деревне и курении через ногу

GQ
Как ЗОЖ превратился в невроз Как ЗОЖ превратился в невроз

Наше стремление к гармонии тела обернулось попытками выжать из него максимум

Robb Report
Это аутоиммунное Это аутоиммунное

Как ученые поверили, что иммунитет может вредить организму, и начали это лечить

N+1
Сто лучших книг для детей до 7 лет Сто лучших книг для детей до 7 лет

Списки художественных детских книг для разного возраста

Cosmopolitan
Растительное vs коровье молоко: какое лучше добавить в кофе по мнению экспертов Растительное vs коровье молоко: какое лучше добавить в кофе по мнению экспертов

Действительно ли растительное молоко полезно для организма?

Cosmopolitan
Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию

В погоне за выручкой корпорации теряют миллионы долларов, а покупатели — жизнь

Maxim
Засиделись: 6 верных признаков того, что вам не хватает движения Засиделись: 6 верных признаков того, что вам не хватает движения

Сидячий образ жизни так же опасен, как курение и злоупотребление алкоголем

Cosmopolitan
Двойной шок: экономический кризис из-за пандемии может пойти не по тому сценарию, к которому готовятся страны Двойной шок: экономический кризис из-за пандемии может пойти не по тому сценарию, к которому готовятся страны

Этот экономический кризис, вызванный пандемией, может пойти по другому сценарию

Forbes
Богатые обескуражены: как состоятельные россияне встретили увеличение налогов от Путина Богатые обескуражены: как состоятельные россияне встретили увеличение налогов от Путина

Спасет ли экономику новый налог на богатых

Forbes
Вышли в супермаркет за две недели: опыт кооператива «Чёрный» и других обжарщиков кофе, которые спасают бизнес в кризис Вышли в супермаркет за две недели: опыт кооператива «Чёрный» и других обжарщиков кофе, которые спасают бизнес в кризис

После закрытия кофеен они смогли в короткие сроки договориться со «Вкусвиллом»

VC.RU
Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020 Короли кэша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020

Эти миллиардеры заработали на продаже активов в общей сложности почти $15 млрд

Forbes
Открыть в приложении