Издательство «Аль Пако» претендует на лидерство в сегменте детских книг

ЭкспертБизнес

Как быстро заработать на книжке-игрушке

Издательство полного цикла «Аль Пако» в Ростовской области, созданное два года назад, уже претендует на лидерство в популярном сегменте печатной продукции для детей — книг-игрушек, объемных книг и пазлов из картона, развивающих игр из полимерных композитных материалов.

Виктория Безуглова

Чтобы понравиться современному покупателю, детская книжка должна содержать элементы интерактивности и игры. Фото предоставлено издательством «Аль Пако»

Издательство «Аль Пако», специализирующееся на выпуске книг-игрушек под брендом Malamalama, еще не очень известно широкому кругу покупателей, но и профессионалы о нем не слышали — так нам сообщили в Российском книжном союзе. И это не удивительно: на рынке компания присутствует всего два года и на фоне мастодонтов книжной отрасли пока выглядит скромно. Рынок книг для детей оценивается в 21–24 млрд рублей, в частности, сегмент картонных книг, в котором специализируется «Аль Пако», — в 5,5 млрд, тогда как выручка самого издательства составляет 166 млн рублей. Но при этом бизнес «Аль Пако» быстро растет, в 2020 году прирост составил 127%, и это несмотря на то, что весь рынок из-за пандемии просел — по оценкам, на 11%.

А недавно компания объявила о планах расширения производства и реконструкции еще одной площадки на ТОСЭР «Донецк» Ростовской области, где является резидентом с 2019 года. После вложения в проект 347 млн рублей инвестор планирует удвоить парк оборудования, оптимизировать ряд процессов и к 2024 году увеличить объем выпуска в шесть раз — с нынешних 200 тыс. картонных книг в месяц до 1,2 млн. Предполагается также расширить ассортиментную матрицу полиграфических продуктов, продуктов из EVA (полимерных композитных материалов), фетра и других — они уже проходят сертификацию. Таким образом, «Аль Пако» претендует стать в своем сегменте одним из крупнейших игроков.

В России можно по пальцам пересчитать типографии, оснащенные современным оборудованием для производства картонных книг и игрушек нового поколения, и многие издательства печатают картонные книги в Китае и Европе, поэтому создание «Аль Пако» — это яркое событие книжного рынка. Тем более что произошло оно не в столице, где находится 80% всех типографий и издательств, а на региональной площадке, где аккумулировать ресурсы опыта и денег всегда сложнее. Учредители компании Антон Фоминичев и Алексей Жолобов одно время были топ-менеджерами ростовского издательства, где развивали детское направление и понимали, в какую сторону движется рынок. Начав свой бизнес, они стали искать стратегического инвестора и нашли его в лице соучредителя новосибирского ЗАО «Инверсия» Даниила Жеребцова. Сейчас «Аль Пако» реализует свой новый проект с прицелом на освоение не только отечественного рынка, но и зарубежного.

График 1. «Аль-Пако» — первое в России издательство, специализирующееся на выпуске книг-игрушек

Интерактивная книга, сделанная руками

В 2016 году издательство Clever, крупнейший игрок в сегменте печатных продуктов для детей от 0 до 12 лет и главный конкурент «Аль Пако», проанализировало сходства и различия отечественного рынка детской книги и зарубежных рынков и пришло к выводу, что наш рынок движется в сторону западного, хоть и с запозданием. Среди ключевых тенденций, наряду с непреходящим интересом к классике, были названы акцент на интерактивность и игровой компонент, направленность тематики одновременно на развитие и на развлечение, высокие темпы роста рынка картонных книжек, увеличение доли онлайн-магазинов в продажах. По сути дела, все эти тренды реализуются в стратегии «Аль Пако». Кстати, до локдауна продажи через онлайн-площадки у компании составляли 10%, а в прошлом году выросли до 20%. «Офлайн все еще остается крупнейшим каналом продаж за счет сотрудничества с крупными сетями, такими как “Читай-город”, “Буквоед”, “Магнит”, FixPrice, но именно в период пандемии мы полноценно открыли для себя маркетплейсы Ozon, “Детский мир”, Wildberries, сформировали отдел, который занимается онлайн-продвижением, и это дает свои плоды», — говорит гендиректор «Аль Пако» Алексей Жолобов. В декабре 2020 года был достигнут исторический максимум продаж компании через маркетплейсы, которые совокупно принесли более 11,1 млн рублей выручки.

Впрочем, свой декабрьский триумф в компании связывают и с тем, что к новогодним праздникам они выпустили особенно удачную серию новинок: виммельбухи (книги-картинки) большого формата с «окошками» про празднование Нового года в разных странах, с детализированными иллюстрациями и множеством элементов, книжки-панорамки с объемными иллюстрациями, яркими персонажами и новогодними стихами, а также книги в серии «Новогодние чудо-пазлы», позволяющие ребенку доставать со страниц фигурки и составлять из них разнообразные композиции, а потом обратно вставлять плотные пазлы из картона в книгу.

Уникальные идеи и способы их воплощения в «Аль Пако» вообще считают главным козырем в успехе своего бренда у детей и их родителей, при выборе темы книг опираются на рекомендации психологов и педагогов, используют информацию о популярности запросов покупателей и тогда уже создают актуальный продукт: «Каждый наш продукт — ответ на запрос не абстрактного потребителя, а конкретных людей — современных мам, желающих развивать малышей с пеленок; бабушек, которые хотят читать внукам “Мойдодыра”; пап, увлеченных историей автомобилей в картинках не меньше самих детей», — поясняет Алексей Жолобов. А чтобы преподнести продукт интересно, используется творческий и технологический потенциал — окошки, 3D- картинки, пазлы, интерактивные механизмы, тактильные вставках и карточки. «Мы не ограничиваем наши идеи какими-то рамками, — продолжает гендиректор, — у нас летают самолеты и ракеты, крутятся и вертятся шестеренки механизмов, шея жирафа действительно такая длинная, что не помещается в книгу, на странице можно погладить льва и прикоснуться к крокодилу». Работа конструкторов и фантазия редакторов плюс опытные авторы и иллюстраторы, оживляющие их идеи, — все это превращает бумагу в волшебство. Процесс долгий и кропотливый. Так, интерактивную энциклопедию для детей «Великая Отечественная война» в издательстве создавали около девяти месяцев, а проект «Снежная королева» затянулся на полтора года усиленной работы, при этом было много технических вопросов и споров, не раз сотрудники хотели упростить продукт, так как творческие идеи шли вразрез со сроками и техническими возможностями. «Но когда мы увидели первые иллюстрации, сомнений не осталось: это будет шедеврально, все было не зря», — вспоминает Алексей Жолобов.

Стоимость картонных книг выше среднерыночной: если обычная, листовая книжка стоит в рознице 88–700 рублей., то картонная с интерактивными элементами — 150–1500 рублей. В «Аль Пако» не скрывают, что работают в среднем и высоком ценовом сегменте, называя это отдельной «нишей для гурманов». Уровень цен на такие книги обоснован качеством печати и тем, что при создании картонных книг, а также развивающих игр многие элементы вырезаются, собираются и упаковываются вручную. Если печать обычной книжки полностью автоматизирована, то при создании книги-панорамки доля ручного труда составляет 20–50%. Поэтому большая часть коллектива «Аль Пако» — это производственный отдел, и в инвестпроекте предусмотрено увеличение штата сотрудников в три раза.

Поспорить в Европе с китайской полиграфией

Собственно, по причине технологической сложности, считает руководитель «Лаборатории трендов» Елена Пономарева, издательства не спешат занимать относительно свободную нишу книг-игрушек, к тому же рентабельность бизнеса у крепких детских издательств, выпускающих обычные плоские книги, примерно такая же, как у «Аль Пако» или Clever: 25–27%. Что касается полиграфистов, то у них есть свой резон обходить эту нишу стороной. Несколько лет назад одна из крупнейших типографий заявила о выпуске картонных книг-игрушек для детей, а потом проект был свернут по причине экономической нецелесообразности: емкость рынка в этом сегменте они оценили в 300–400 тыс. экземпляров в месяц, тогда как промышленное оборудование продается с мощностью 1,5 млн экземпляров в месяц, но такого объема заказов на отечественном рынке не собрать. Но в «Аль-Пако» подошли к вопросу иначе: не ждать роста спроса внутри страны, а со своим готовым продуктом выходить на внешние рынки, ведь детские картонные книги могут быть отличным экспортным товаром.

Продукцию «Аль-Пако» уже можно купить в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане, Украине, а в свете планируемого расширения производства отдел продаж активно мониторит ситуацию в странах Европы и Латинской Америки: ведет переписку с торговыми представителями, отправляет им тестовые экземпляры. Уже получены первые отзывы от потенциальных покупателей. К примеру, в Великобритании и странах Скандинавии предпочитают приглушенные цвета и грубую рисовку детских книг, а в Мексике, наоборот, любят яркие сочные краски. «Мы уже провели переговоры с переводчиками и договорились о сотрудничестве с носителями иностранных языков, нашли и литературных редакторов, которые адаптируют тексты под аудиторию тех стран, куда мы отправим книги и игры», — рассказывает Алексей Жолобов. Если говорить о рентабельности экспортных продаж, то здесь вопросов и сомнений не возникает, так как в Европе книги-игрушки стоят в три раза выше, чем в России. При этом большинство издательств пользуются услугами китайской полиграфии, и ценовая конкуренция не для них.

К вопросу о Китае. В «Аль Пако» рассчитывают посоревноваться и на рынке полиграфии — с китайскими типографиями за европейского издателя книг-игрушек, поскольку могут предложить более привлекательные сроки поставки заказа. Что касается рынков Латинской Америки, то книг для детей с трехмерными иллюстрациями там очень мало, так что зайти туда продукции российской компании будет легче всего.

Справка о компании

Компания «Аль-Пако» создана в декабре 2018 года в Донецке Ростовской области. Является издательством полного цикла, выполняет все работы по разработке, производству и продаже печатных товаров для детей: книг-игрушек, настольных игр, наборов для творчества, пазлов из картона и полимерных композитных материалов с элементами наклейки. Основные активы: производственные и складские помещения общей площадью около 3000 кв. м.

Выручка — 166 млн рублей.

Число сотрудников — 148 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ценовой пожар тушат пошлинами и запретами Ценовой пожар тушат пошлинами и запретами

Повышение пошлин на зерно притормозит рост цен на базовые продукты питания

Эксперт
Арт-терапия Арт-терапия

Дарья Майер выбрала монохром для интерьера этой квартиры

AD
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
2 препятствия, которые мешают нам отделиться от токсичных родителей 2 препятствия, которые мешают нам отделиться от токсичных родителей

Какие шаги помогут выпутаться из паутины токсичной семьи?

Psychologies
Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает» Том Сзаки: «Хороших покупок не бывает»

Почему любая покупка вредит природе

РБК
«Мы поощряем риски? О, да!»: сообщество r/WallStreetBets превратило биржу в казино ради веселья и попыток заработать «Мы поощряем риски? О, да!»: сообщество r/WallStreetBets превратило биржу в казино ради веселья и попыток заработать

Сабреддит на 2,5 млн человек, который стал заметным событием на Уолл-стрит

VC.RU
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
5 вредных привычек, которые скорее всего у тебя есть, а ты их не замечаешь 5 вредных привычек, которые скорее всего у тебя есть, а ты их не замечаешь

Некоторые из этих вредных привычек еще и притворяются полезными!

Maxim
Сотрясение спорта Сотрясение спорта

Из-за частых сотрясений мозга атлетам угрожает "эпидемия" деменции

Men’s Health
Конец гребаного мира. «Донни Дарко» — 20 лет! Конец гребаного мира. «Донни Дарко» — 20 лет!

«Донни Дарко» — быть особенным важнее, чем быть совершенным

Esquire
Калужский Фёдор — друг Шамиля Калужский Фёдор — друг Шамиля

3 марта исполняется 160 лет знаменитому Манифесту об отмене крепостного права

Дилетант
Игорь Садреев: «Преступники, мошенники и аферисты – это всегда люди талантливые» Игорь Садреев: «Преступники, мошенники и аферисты – это всегда люди талантливые»

Интервью с Игорем Садреевым — автором документального сериала «Авантюристы»

GQ
Как изменились звезды Как изменились звезды

Герои сериала "Элен и ребята" были любимчиками нашего детства

Cosmopolitan
Петров-Водкин для инженера: как простые советские люди становились коллекционерами искусства Петров-Водкин для инженера: как простые советские люди становились коллекционерами искусства

Истории советских коллекционеров — людей, посвятивших жизнь собиранию искусства

Forbes
Блюда в стиле хюгге: рецепты для будней и праздников Блюда в стиле хюгге: рецепты для будней и праздников

Рецепты, чтобы наполнить дом ароматами уютной и сытной еды

Psychologies
Число круче, чем π Число круче, чем π

На сегодняшний день нет области знаний, где бы число е не использовалось

Наука и жизнь
«Мужчинам для женитьбы достаточно иметь пульс»: почему сериал «Бриджертоны» так возмутил российские соцсети и стоит ли его смотреть «Мужчинам для женитьбы достаточно иметь пульс»: почему сериал «Бриджертоны» так возмутил российские соцсети и стоит ли его смотреть

Разбираемся в феномене сериала «Бриджертоны»

Forbes
Отрывок из книги Сергея Беркнера «Жизнь и борьба Белостокского гетто» Отрывок из книги Сергея Беркнера «Жизнь и борьба Белостокского гетто»

Глава из книги Сергея Беркнера, посвященной антифашистскому подполью

СНОБ
Стремглав рекомендует: 40 советов для тех, кому вечно некогда Стремглав рекомендует: 40 советов для тех, кому вечно некогда

Все время занят? Вот 40 способов увеличить количество свободного времени

Maxim
Правила жизни Адриано Челентано Правила жизни Адриано Челентано

Правила жизни музыканта и актера Адриано Челентано

Esquire
Утопия по-американски: чем обернется политический кризис в США Утопия по-американски: чем обернется политический кризис в США

Политический кризис в США — следствие разрушения американского общества

Эксперт
Мясорубка для чайников: 25 советов по выживанию на войне, в плену и в тюрьме Мясорубка для чайников: 25 советов по выживанию на войне, в плену и в тюрьме

Аркадий Бабченко — о своем опыте выживания в экстремальных ситуациях

Maxim
Микробиом хлебной закваски оказался независим от географического положения Микробиом хлебной закваски оказался независим от географического положения

Взаимодействие микробов друг с другом в закваске повлияло на вкус хлеба

N+1
С мужского плеча: какую одежду можно и нужно покупать в мужском отделе С мужского плеча: какую одежду можно и нужно покупать в мужском отделе

6 вещей, которые ты найдешь в мужском отделе магазина

Cosmopolitan
Живая природа Живая природа

Один из трендов в уходе за кожей – это косметика с пребиотиками и пробиотиками

Лиза
Рассрочка от сооснователя PayPal с оценкой в $12 млрд на IPO: чем инвесторов привлёк стартап Affirm Макса Левчина Рассрочка от сооснователя PayPal с оценкой в $12 млрд на IPO: чем инвесторов привлёк стартап Affirm Макса Левчина

Cтартап Affirm Макса Левчина работает по модели «купи сейчас, плати потом»

VC.RU
Время собирать камни Время собирать камни

Фрэнсис Макдорманд — о роли в венецианском триумфаторе «Земля кочевников»

Vogue
Так сейчас не делают: 10 фактов к юбилею лучшего «Мерседеса» в истории Так сейчас не делают: 10 фактов к юбилею лучшего «Мерседеса» в истории

Mercedes-Benz W123 — идеальный вариант приобщиться к классике

Maxim
«Нужно меньше пустого пиара. Сначала делай — потом рассказывай» «Нужно меньше пустого пиара. Сначала делай — потом рассказывай»

Валерий Мифтахов — о водородных самолётах, золотом веке авиации и инвестициях

Inc.
5 признаков того, что близкий становится зависимым 5 признаков того, что близкий становится зависимым

Как распознать тревожные признаки зависимости в самом начале?

Psychologies
Открыть в приложении