Искусство настоящего времени

Интервью с Константином Райкиным

ЭкспертКультура

Искусство настоящего времени

Интервью с Константином Райкиным

Вячеслав Суриков

Третьего апреля в театре «Сатирикон» — премьера спектакля Константина Райкина «Всем, кого касается» по пьесе драматурга Даны Сидерос. Эта пьеса стала лауреатом конкурса новой драматургии «Ремарка» 2018 года и вошла в шорт-лист премии «Кульминация».

Для Даны Сидерос это первый опыт постановки ее драматургического произведения в Москве. Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с режиссером спектакля, художественным руководителем театра «Сатирикон» и Высшей школы сценических искусств Константином Райкиным о причинах его интереса к современной драматургии и о том, должна ли она быть смешной.

— Уже некоторое время заметен ваш неподдельный интерес к современной драматургии. Это какой-то этап в вашей творческой деятельности или еще чем-то обусловлено?

— Нет, это этап вашей творческой деятельности. Потому что вы сейчас это заметили. Если перечислить все пьесы, которые я ставил, уже не говоря о тех, в которых я играл, то, думаю, из, условно говоря, сорока спектаклей половина поставлена по пьесам современных драматургов. Поэтому интерес был всегда.

— Что за этим стоит? Большинство режиссеров, как мы видим, все-таки предпочитают браться за проверенные временем тексты.

— Прежде всего, все-таки существует некая основа, на которой проверяется качество театра, качество режиссера, качество актерской труппы. Это какие-то классические вещи, которые уже были когда-то поставлены и проверены временем. И это не то, что отменяет современные театральные подходы, наоборот, это предполагает именно современные подходы. Их точность, их талантливость, их своевременность проверяется именно на классике. Современную пьесу в некотором смысле легче поставить, потому что ее еще никто не знает, весь материал воспринимается впервые. А вот качество режиссуры, качество актерской игры проверяется прежде всего на классическом репертуаре, когда как искушенный зритель понимаешь, с какой степенью новаторства, свежести, оригинальности мышления, образного видения это поставлено.

Классика — это основы, где театр демонстрирует свой уровень — и культурный, и профессиональный, и человеческий. А современная драматургия необходима, потому что театр — это искусство настоящего времени. Тут очень важно откликаться на какие-то острые, сиюминутные настроения и веяния в обществе. Иногда современная драматургия делает это так остро, что классика в этом аспекте не может с ней соперничать. Классика все-таки занимается более общими вопросами, а иногда очень важно прозвонить тревогу, очень резко обозначить проблему, которая вот сегодня возникла, но не терпит отлагательств.

— Почему вы беретесь за ту или иную пьесу? Каковы ваши критерии отбора драматургических произведений?

— Мои критерии определяются моим уровнем культуры и вкуса. А еще критерии жизнь устанавливает, потому что я живу нормальной жизнью. Хожу по земле, хожу по тем же улицам, в те же магазины и в те же учреждения, в которые ходят все остальные. Что-то меня приводит в восторг иногда: поведение людей, какие-то человеческие проявления. А что-то тревожит, беспокоит, возмущает и категорически меня не устраивает. Чтото я люблю, что-то ненавижу. Вот это и есть мои человеческие критерии. А еще есть вкусовые какие-то вещи. Еще есть мой опыт и прививки, которые мне сделала великая литература нашего девятнадцатого века — золотого века нашего искусства, нашей культуры. У нас Пушкин есть, Гоголь есть, Лермонтов есть. Островский, Чехов, Достоевский, Толстой…

— Чем же тогда привлек вас текст Даны Сидерос «Всем, кого касается»?

— Вы хотите, чтобы я прямо все рассказал, да? Чтобы в конце этого задачника был ответ?

— Я просто хочу понять, что такого особенного в этой пьесе, что вы решили ее поставить.

— Эта пьеса, с моей точки зрения, об очень важных мотивах и проблемах сегодняшнего дня: коммуникации, понимание другого, который отличен от тебя. Мне кажется, это очень большая проблема нашего воспаленного, озлобленного общества, Раздираемого всякими конфронтационными мотивами и всякими оскорблениями, обидами, возмущениями, ощущением большого количества врагов, которые людей окружают, которые рядом с ними и далеко от них. Мы видим большое количество людей, которые ждут, ищут случая, чтобы оскорбили их религиозные или патриотические чувства. Это свидетельство очень большого воспаления в обществе. Мне кажется, очень важно проследить, как эти проблемы могут решаться, как они могут смягчаться, как эти трудности, непреодолимые, казалось бы, вещи могут преодолеваться. Как иногда человеческая природа, человеческое воспитание, внутренние мотивы могут способствовать не только обострению вражды, но и пониманию, желанию услышать другого, понять его, почувствовать, посочувствовать ему. И как-то по-иному взглянуть на человека. На другого, который не вписывается во всеобщую одинаковость. Который не такой, как другие, который сначала вызывает, предположим, отторжение. Вот про это.

— Что сейчас происходит с отечественной драматургией? Как много в ней качественных текстов, которые могли бы вас заинтересовать?

— Ну, качественных текстов всегда меньше, чем некачественных. Так жизнь устроена.

— Но ведь в истории отечественной драматургии были разные периоды.

— Вы думаете, были периоды, когда было больше качественных текстов? Я думаю, что их всегда примерно один и тот же процент в разные времена. Искусство отражает жизнь. А потом, что называть качественным? Для кого? Для меня? Мне кажется, чтобы найти качественное, всегда надо поискать, порыться. Всегда больше всякого другого. Вообще, хорошего всегда меньше, чем плохого.

— Какова степень риска режиссера, который берется за новый никому не знакомый текст?

— Степень риска, мне кажется, всегда достаточно высока. Я, кстати говоря, думаю, что степень риска, когда ты берешься за классическое, проверенное временем произведение, больше. Потому что его смотрят не только обычные зрители, а еще и зрители-дегустаторы, которые не просто выпивают это вино, а еще его смакуют, пробуют на язык. И сравнивают его с урожаями вина других лет. Есть такие знатоки, и их много. Достаточно, чтобы создать общественное мнение. Эту твою постановку, трактовку сравнивают с другими трактовками. Потому что, как говорил Питер Брук, «Гамлет» — вершина горы, склоны которой усеяны трупами артистов и режиссеров.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Королева книжного рынка Королева книжного рынка

Тираж книг Холли Вебб выше, чем у Дарьи Донцовой

Эксперт, сентябрь'19
Русский монгол Русский монгол

Его называют одним из самых известных современных импрессионистов

Караван историй, сентябрь'19
Письмо редактора Письмо редактора

Самое интересное приключение прошедшего месяца, безусловно, Исландия

Популярная механика, сентябрь'19
«Для меня вчера начался новый этап жизни»: речь Михаила Абызова в суде «Для меня вчера начался новый этап жизни»: речь Михаила Абызова в суде

Михаил Абызов сказал, что готов сотрудничать со следствием

Forbes, март'19
Овен: совместимость с другими знаками зодиака Овен: совместимость с другими знаками зодиака

Огненный темперамент, неукротимая энергия в сочетании с природным упрямством

Лиза, март'19
«Ты замуж-то еще не вышла?» «Ты замуж-то еще не вышла?»

Порой люди задают вопросы, которые нас так раздражают! Как на них реагировать?

Лиза, март'19
Буллинг вместо троллинга Буллинг вместо троллинга

Утопия и антиутопия новейших медиа

Русский репортер, март'19
20 самых любопытных фантастических фильмов Европы 20 самых любопытных фантастических фильмов Европы

Эти фильмы помогут тебе отвлечься от Голливуда и испытать гордость за малое кино

Maxim, март'19
7 уроков жизни Сигэаки Хинохара — доктора из Японии, который дожил до 105 лет 7 уроков жизни Сигэаки Хинохара — доктора из Японии, который дожил до 105 лет

Уроки жизни от Сигэаки Хинохара, пережившего две мировые войны и угон самолета

Playboy, март'19
Михаил Башкатов «Что я делаю лучше всего? Сыновей» Михаил Башкатов «Что я делаю лучше всего? Сыновей»

Актер признался, что обожает помедитировать, когда моет посуду

StarHit, март'19
Проверка на прочность Проверка на прочность

В судьбе человека заложены как минимум три кризиса, которых невозможно избежать

Лиза, март'19
Муж бросил экс-солистку «Ранеток» Женю Огурцову с тяжелобольным ребенком Муж бросил экс-солистку «Ранеток» Женю Огурцову с тяжелобольным ребенком

Женя Огурцова откровенно рассказала о распавшейся семье

Cosmopolitan, март'19
Мини-лягушки: новый род найден на Мадагаскаре Мини-лягушки: новый род найден на Мадагаскаре

Мозг такой амфибии может поместиться на кончике булавки!

National Geographic, март'19
Пачки, кремовые оттенки и другие женственные тренды весны 2019 Пачки, кремовые оттенки и другие женственные тренды весны 2019

Десяток модных направлений нового сезона

Cosmopolitan, март'19
Вьетнам, окройся! Вьетнам, окройся!

Сколько бы раз вы ни были в Азии, понять, изучить, привыкнуть к ней невозможно

Домашний Очаг, апрель'19
Частное станет явным Частное станет явным

Прогноз экспертов: мы вступаем в эпоху «конца приватности»

Огонёк, март'19
Перелетная птица Перелетная птица

На Первом канале стартовало travel-шоу «Жизнь других» Жанны Бадоевой

OK!, март'19
Равные зарплаты и защита от насилия: зачем тебе нужен феминизм в 2019 году Равные зарплаты и защита от насилия: зачем тебе нужен феминизм в 2019 году

Зачем нужен феминизм современной россиянке, у которой уже есть всё

Cosmopolitan, март'19
Новая волна пошла с Урала. Кого затронет очередная ротация глав регионов Новая волна пошла с Урала. Кого затронет очередная ротация глав регионов

В России стартовала очередная волна губернаторских отставок

РБК, март'19
«Коммерсант» узнал о возможном уходе Ford из России «Коммерсант» узнал о возможном уходе Ford из России

Ford может оставить в России только одну производственную площадку

Forbes, март'19
Борис Моисеев: «Гадалка сказала, что умру в 86 лет» Борис Моисеев: «Гадалка сказала, что умру в 86 лет»

Певец об уходе со сцены, дружбе с Аллой Пугачевой и крестных детях

StarHit, март'19
Караоке-рок от Weezer и другие музыкальные новинки месяца Караоке-рок от Weezer и другие музыкальные новинки месяца

Музыкальные новинки месяца

Maxim, март'19
Африканская Тоскана Африканская Тоскана

В самом центре Африки находится страна тысячи холмов — Руанда

The Rake, март'19
Как правильно и неправильно поздравлять женщин с 8 Марта: умный этикет и грубые ошибки Как правильно и неправильно поздравлять женщин с 8 Марта: умный этикет и грубые ошибки

Каждый это говорил, но настала пора остановиться

Playboy, март'19
Youtube обновил правила показа рекламы: пострадали Дудь и Парфенов Youtube обновил правила показа рекламы: пострадали Дудь и Парфенов

Выпуски «вДудя» и «Намедни» были заблокированы без предупреждения авторов

Forbes, март'19
Отели будущего. Как изменятся гостиничные бренды в эпоху жилья по €20 Отели будущего. Как изменятся гостиничные бренды в эпоху жилья по €20

За счет чего собираются выживать традиционные гостиничные сети

Forbes, март'19
Мыши оказались способны различать числа Мыши оказались способны различать числа

Учёные установили, что полевые мыши могут отличать не только 5 от 10

Популярная механика, март'19
15 уникальных хостелов, которые выглядят просто потрясающе, а стоят копейки 15 уникальных хостелов, которые выглядят просто потрясающе, а стоят копейки

Хостелы, которые выглядят, как шикарные отели класса люкс

Playboy, март'19
«Эликсир бессмертия» найден в древней китайской могиле «Эликсир бессмертия» найден в древней китайской могиле

Раскопки захоронения возле города Лоян позволили совершить открытие

National Geographic, март'19
Вижу цель – иду к ней! Вижу цель – иду к ней!

Своими мыслями делится Арина Данилова, певица и видеоблогер

Grazia, март'19