Сценарист Игорь Копылов о сериале про советских физиков-ядерщиков

ЭкспертРепортаж

Игорь Копылов, режиссер сериала «Бомба»: «Это была другая война»

На какие источники опирались создатели сериала о работе советских физиков-ядерщиков, почему в нем так важна любовная линия и почему Берия — положительный герой

Вячеслав Суриков

В роли Кирилла Муромцева — Виктор Добронравов

Сериал «Бомба» — один из редких случаев, когда отечественные кинематографисты показывают работу ученых и рассказывают историю создания технологий, предопределивших судьбы человечества. Сериал создан продюсерской компанией Валерия Тодоровского «Мармотфильм». Главные роли в нем сыграли Евгений Ткачук (Михаил Рубин), Виктор Добронравов (Кирилл Муромцев), Евгения Брик (Анна Галеева), Михаил Хмуров (Игорь Курчатов) и Виталий Коваленко (Лаврентий Берия). Режиссер сериала Игорь Копылов («Крылья империи», «Ржев», «Ленинград-46») начинал как театральный актер. В 2001 году сыграл одну из главных ролей в сериале «Ворон». В общей сложности в его активе более 30 ролей. В качестве режиссера дебютировал в 2003 году на сериале «Мангуст». В его режиссерской фильмографии сейчас 25 проектов. Как сценарист работал над 15 фильмами, в том числе над сценарием сериала «Бомба». «Эксперт» поговорил с ним о том, как создавалась «Бомба» и как следует оценивать поступки прототипов героев сериала.

— Как вы для себя сформулировали задачу этого сериала?

— Когда мы приехали в Саров, нам показали книгу, где перечислены все войны с Россией за последние четыреста лет. И промежутка длиннее, чем двадцать-тридцать лет, в этом перечне нет. С 1949 года, когда создали атомную бомбу, у нас были внутренние конфликты, но из внешних противников никто войну с Россией не ведет. Мы хотели показать, что с 1945 года в мире шла другая война, в которой победили уже не атланты, а ботаники. Хотели рассказать о тех героях, о которых до нас никто не рассказывал. Есть очень много историй о том, как жили атомщики и как они создавали атомную промышленность, а она и по сей день номер один в мире: мы сильно всех опережаем по технологиям. Люди, работающие в этой сфере, — достойные, умные, образованные, с сильным внутреннем стержнем. Смотреть на них и общаться с ними — большее удовольствие.

— Какие источники вы использовали в процессе создания сценария?

— Мы общались с участниками событий, посещали закрытые города. У «Росатома» есть обширная электронная библиотека в открытом доступе, к которой могут обратиться все желающие. В Озерске, где был создан первый реактор, «Аннушка», существует музей. Саров по-прежнему закрытый город, но там нам тоже удалось получить впечатление о событиях конца сороковых.

— Есть ли прототип у главного героя сериала — Михаила Рубина?

— Создание атомной бомбы — коллективный проект. Были яркие лидеры: Курчатов, Харитон; список можно продолжать и продолжать. Но не получится в рамках восьми серий рассказать обо всех, кто участвовал в создании атомной бомбы, поэтому мы остановились на главных героях. Вымышленные персонажи — собирательные образы всех остальных ученых.

— Какие особенности жанра кино, показывающего технологический процесс, вы для себя выделяете? Что было самым сложным?

— Нам приходилось иметь дело с объектами, где нельзя снимать — из соображений безопасности. Даже к реактору «Аннушка», уже давно не действующему, нельзя привести съемочную группу из 70 человек и позволить ей делать все, что угодно. Нам приходилось воссоздавать эти объекты в других местах. Реактор — это огромный зал, и надо было где-то найти такой и воспроизвести с максимальной технической достоверностью. Мы понимали, что это кино будут смотреть специалисты.

— Как вы добивались от актеров перевоплощения в образы ученых, так чтобы они могли уверенно манипулировать научными терминами?

— На съемках эпизодов, где использовалась научная терминология и фигурировали формулы, присутствовал научный консультант. Что касается всего остального, то актеры вживались в образы, изучали физику. Они, конечно, не стали физиками-теоретиками, но и в тему, и в характеры своих персонажей погрузились. Нам было важно передать через физическое действие интеллектуальную работу. Приходилось даже доснимать некоторые сцены, чтобы они в большей степени соответствовали действительности. В целом это была обычная для артистов работа, но с акцентами.

— Почему главный герой в финале умирает?

— Мне случалось встречать такую оценку: создание атомной бомбы в денежном эквиваленте обошлось Советскому Союзу почти во столько же, во сколько Вторая мировая война. Даже если это полуправда (хотя мне кажется, что оценка близка к действительности), представьте себе, что получилось бы, если бы деньги направили на восстановление собственной страны. Думаю, карточки в нашей стране после войны отменили бы намного раньше. Атомный проект потребовал невероятных усилий от полуразрушенной страны. Были жертвы, были потери. Финал нашей истории — дань в художественной форме людям, которые положили на этот проект свою жизнь. Но буквально такого не происходило, это, конечно, наша фантазия.

В роли Лаврентия Берия — Виталий Коваленко

— Баланс между сюжетными линиями, любовной и технологической, — как вы его выдерживали?

— Мы всерьез задавались этим вопросом. Выбрали для себя основополагающие поворотные научные события и попытались найти им эквивалент в отношениях главных героев. В четвертой серии вечный второй Муромцев в исполнении Виктора Добронравова делает доклад. Его персонаж предлагает изготовить не горизонтальный реактор, а вертикальный. Это исторический факт. Ученые действительно дискутировали трое суток. Им сказали, что, пока они не примут решение, их не выпустят. В тот момент вечный второй Муромцев получает шанс стать первым. И именно тогда узнает, что у жены роман с его другом. И, выходя к трибуне, видит этому подтверждение. И он должен доказать свою правоту, одновременно понимая, что теряет жену. Или зеркала, которые привозят в Саров для производства имплозивных взрывов. Параметры такого взрыва ученые вычисляли с помощью зеркал — физикам помогало в этом отражение; отражение от зеркала помогло Рубину увидеть Ольгу, и он влюбился в нее.

— Сколько времени у вас заняла работа над сериалом и каких усилий она от вас потребовала?

— Во время показа сериала по телевидению я уехал в воскресенье в командировку и вернулся в следующее воскресенье. Меня не было неделю. Вернулся, а фильм уже прошел. Я подумал: «Это заняло полтора года жизни и оказалось таким коротким». У нас была огромная команда. Мы творчески спорили и волновались до самого последнего дня, когда отдали картину на канал. Я рад, что она понравилась зрителям. В нашей работе — счастливый финал, такой же, как и в истории, которую мы рассказываем. Физически это оказался непростой проект, но творчески он был очень интересен. Валерий Петрович Тодоровский — необычный продюсер: не только организует производственный процесс, но еще и искренне переживает за художественную сторону дела.

— Какова степень участия в нем «Росатома»? Пытался ли он как-то влиять на ваши решения?

— «Росатом» нас пустил туда, куда нельзя попасть. Он предоставил нам людей, с которыми можно было пообщаться. У нас происходили дискуссии только по поводу того, как сделать лучше: так или вот так? Мы сами просили у них консультантов, и нам их предоставили. Но в съемочный процесс они никак не вмешивались. Возвращаясь к финалу: гибель героя в нем исключительно наше художественное решение. И они понимали: это художественный фильм, впервые после «Девяти дней одного года» рассказывающий об отрасли, в которой они работают. Они понимали это. Чтобы отдать дань участникам реальных событий, на титрах мы дали кадры с живыми до сих пор людьми, общавшимися с теми, кто осуществлял атомный проект.

— Образы сотрудников спецслужб в вашем сериале — как вы искали к ним подход?

— Мы не хотели никого показывать плохими или хорошими в зависимости от профессиональной принадлежности. Они делали свою работу на секретных проектах. Я могу сказать, что для ученых в закрытых городах были созданы пусть не идеальные, но очень хорошие по тем временам условия. Я слышал об этом от всех. Мы видели, в каких домах они жили. Они нам рассказывали, каким было снабжение. И наградные ученые получили по окончании проекта очень весомые. Но когда задавали вопросы про Берию, все сразу же замолкали. Мы спрашивали: почему? Они объясняли: опасаются, что Берия получится таким, каким его показывали последние тридцать лет. Говорили, что в их случае это было не так. Прошло время, и мы попытались создать взвешенный его образ. «Кровавый Берия» — это штамп. В создании атомной бомбы он принимал участие наравне с учеными. Это была сложная, неоднозначная фигура, человек своего времени.

— Как вы оцениваете потенциал истории отечественной науки с точки зрения создания на эту тему телевизионных сериалов?

— Мы не очень рачительно относимся к отечественной истории. У нас — кладезь историй. Но вы же понимаете, что исторические проекты недешевые. Я рад, что Тодоровский и его студия «Мармот-фильм» не побоялись взяться за один из них.

В роли Михаила Рубина — Евгений Ткачук, в роли Анны Галеевой — Евгения Брик

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бескабинное безлюдье Бескабинное безлюдье

«Ростсельмаш» выводит на рынок первый отечественный беспилотный комбайн

Эксперт
Почему именно эти видео попадаются вам в тиктоке Почему именно эти видео попадаются вам в тиктоке

Стоит признаться, что рекомендации в тиктоке – крайне компрометирующая вещь

GQ
«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Самые яркие кинематографические удачи 2020 года по версии киноведов

Forbes
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
«Кровь, пот и слезы»: как вундеркинд, бросивший Стэнфорд, стал самым молодым миллиардером в мире «Кровь, пот и слезы»: как вундеркинд, бросивший Стэнфорд, стал самым молодым миллиардером в мире

Остин Расселл решил не тратить время на учебу — вместо этого он основал стартап

Forbes
Ландшафт после американских выборов Ландшафт после американских выборов

Что может ждать США в новом политическом цикле

Эксперт
Любимые рецепты Лали Чочия. Брауни полной луны Любимые рецепты Лали Чочия. Брауни полной луны

Готовим полезные брауни: с миндалем, овсянкой и шоколадом

Seasons of life
Виктор Цой. 1989 – 1990 Виктор Цой. 1989 – 1990

24 июня 1990 года группа «Кино» дает концерт на стадионе «Лужники»

Esquire
Как живут школьники из рыбацкой деревни Взвад: фотоистория Как живут школьники из рыбацкой деревни Взвад: фотоистория

Дети из деревни Взвад в Новгородской области рассказывают о своей жизни

Esquire
Цивилизация Цивилизация

Они одними из первых освоили инженерию, завели армию, монархию и дипломатию

Вокруг света
Как обсуждать разногласия, не ссорясь. Дипак Чопра дал 5 эффективных советов Как обсуждать разногласия, не ссорясь. Дипак Чопра дал 5 эффективных советов

Как выйти победителем из любых переговоров

Inc.
От оргазма до маразма От оргазма до маразма

Что за 50 лет стало с «Мужчиной и женщиной» и французской мелодрамой

Weekend
86 м² 86 м²

Вид на лесной массив в Покровском-Стрешневе соблазнил дизайнера Юлию Фаер

AD
Почему глава SoftBank Масаёси Сон — плохая ролевая модель для инвесторов Почему глава SoftBank Масаёси Сон — плохая ролевая модель для инвесторов

Как Масаёси Соне в своём стремлении быть венчурным капиталистом дошел до безумия

Inc.
Как дизайн-мышление помогает DeepTech-компаниям создавать новые технологии Как дизайн-мышление помогает DeepTech-компаниям создавать новые технологии

Как использовать дизайн-мышление, чтобы изобретать новое и проектировать будущее

Inc.
Наполеон: в императоры из республиканца Наполеон: в императоры из республиканца

Диктатура Наполеона слишком изменила и страну, и народ

Дилетант
Битва сериалов с Дмитрием Барченковым Битва сериалов с Дмитрием Барченковым

Обозреватель сериалов «Сноба» о новых сериалах

СНОБ
История первая — короткая История первая — короткая

Когда мне было пять лет, я написала очень короткий рассказ

Weekend
Эффективная лень и полезный стресс — как запустить каскад изменений в своей жизни Эффективная лень и полезный стресс — как запустить каскад изменений в своей жизни

Как уметь договариваться с собой и другими

Forbes
Археолог и художник реконструировали облик жившей 3700 лет назад перуанской женщины Археолог и художник реконструировали облик жившей 3700 лет назад перуанской женщины

Девушка из Эль Парайсо похожа чертами лица на современных женщин

N+1
Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении

Звезды Атлас и Плейона находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас

N+1
Общество бессмертных героев Общество бессмертных героев

«Мертвые души» — осовремененная версия поэты Гоголя с Евгением Цыгановым

Weekend
Каким был первый новогодний фильм в истории? Каким был первый новогодний фильм в истории?

В Российской империи первые новогодние фильмы выпустили в 1913 году

Культура.РФ
Надо жить играючи Надо жить играючи

Светская Москва увлеклась психологической игрой лила

Vogue
Почему нет праздничного настроения и можно ли это исправить Почему нет праздничного настроения и можно ли это исправить

Дух праздника посещает не всех: как быть, если тебе грустно, когда все веселятся

Psychologies
3 свежих научно-фантастических романа, завоевавших престижную литературную премию «Прометей» 3 свежих научно-фантастических романа, завоевавших престижную литературную премию «Прометей»

Впервые фантастическая премия «Прометей» была вручена в 1979 году

Популярная механика
Токсичные родители: как избавиться от сепарационной тревоги? Токсичные родители: как избавиться от сепарационной тревоги?

Психологическое отделение от токсичных родителей — процесс непростой

Psychologies
46 м² 46 м²

Квартира в оливковых и красных оттенках по проекту Татьяны Архиповой

AD
Моя терапия: «Теперь мне не интересны партнеры, которых надо завоевывать» Моя терапия: «Теперь мне не интересны партнеры, которых надо завоевывать»

Героиня рубрики «Моя терапия» смогла справиться с болью и изменить свою жизнь

Psychologies
Открыть в приложении