В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни»

ЭкспертКультура

Формула семьи Бергмана–Кончаловского

В МХАТе имени Горького — премьера «Сцен из супружеский жизни» в постановке Андрея Кончаловского

Вячеслав Суриков

Это первая премьера в МХАТе после того, как Эдуард Бояков был назначен художественным руководителем театра, славящегося своим консерватизмом, в том в числе в выборе пьес для постановки. Поэтому к ней особое внимание. Этот спектакль — своего рода манифест, в котором заключена информация о том, что же дальше будет с театром, куда повернет этот огромный корабль, который до сих пор уверенно плыл в сторону великого прошлого.

Можно только догадываться, насколько важен был Андрей Кончаловский для Эдуарда Боякова в качестве постановщика этого спектакля. Его согласие — первая победа нового худрука МХАТа. Любая постановка Кончаловского по определению не может остаться незамеченной. Тот редкий случай, когда фигура режиссера важнее того, что он делает. И он может позволить себе выбирать и драматургический материал, и актеров, с которыми предпочитает работать. И текст Ингмара Бергмана, и Юлия Высоцкая с Александром Домогаровым как исполнители главных ролей — этого его личный выбор.

Главные роли в спектакле Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» сыграли актеры, с которыми он уже не один раз работал на своих театральных и кинопроектах: Юлия Высоцкая и Александр Домогаров

Сценарий Бергмана Кончаловский радикально переделал. Он оставил только двух персонажей и перенес место действия в Россию девяностых. Она настолько притягивает режиссера, что в ее реалии он три года назад поместил и действие рок-оперы «Преступление и наказание», поставленной на сцене Московского театра мюзикла. Объяснить это в обоих случаях можно также личным выбором режиссера. Трудно себе представить менее рифмующиеся друг с другом произведения, как «Преступление и наказание» и «Сцены из супружеской жизни», но Андрей Кончаловский без всяких сомнений сводит оба сюжета в одном и том же временном отрезке. В «Сценах» действие первого акта происходит в квартире с усредненным интерьером, создатели которого не стали утруждать себя акцентами на предметах, ассоциирующихся с каким-либо временем. Герои спектакля проживают свою жизнь в кухне и гостиной без каких-либо примет. И только в паузах между отдельными эпизодами спектакля декорации превращаются в экран, на который транслируется документальная хроника начала девяностых.

Домогаров и Высоцкая — постоянные актеры Кончаловского. Они появляются вместе в фильме «Глянец» (2007), где играют пару «провинциалка — олигарх» и далее переходят из одного проекта Кончаловского в другой. В чеховской трилогии, поставленной на сцене Театра имени Моссовета: в «Дяде Ване» они Соня и Астров, в «Вишневом саде» — Гаев и Раневская, в «Трех сестрах» — Вершинин и Маша. Мало того что они вместе проиграли множество оттенков взаимоотношений между мужчиной и женщиной, Кончаловский еще и знает, какого результата можно от них ожидать. Никаких экспериментов — проверенная, хорошо знакомая драматургия и столь же проверенные актеры, которые разыгрывают еще один сюжет, к которому они уже так или иначе подступались. Есть только один нюанс: этот спектакль мог появиться на сцене любого другого театра, в сотрудничестве с которым был бы заинтересован Андрей Кончаловский. Эдуард Бояков как менеджер получил быстрый и эффектный результат, но он пока только отчасти предвещает грядущие перемены в театре.

Появляясь на сцене, герои обозначают тех персонажей, которых они будут играть, и их возраст, тем самым подчеркивая условность происходящего. Мужчина и женщина проживают совместную жизнь, переходя из одной ее фазы в другую. Время отдаляет их друг от друга, но параллельно между ними формируется какая-то новая и очень сильная связь, которая накрепко связывает их, да так, что им даже после развода не удается ее оборвать. Как и персонажи бергмановского кино, герои спектакля Кончаловского существуют в пространстве, где протекает внутренний процесс, который касается только их двоих. Кончаловский не детализирует эпоху, он обозначает девяностые как время глобальных катаклизмов, от которых нельзя отгородиться стенами квартиры. Они вторгаются в частную жизнь и беспощадно разрушают привычные устои. Главные герои долго и мучительно доводят друг друга до развода и в конце концов совершают его, одновременно признаваясь себе в том, что ни он ни она этого не хотят.

На протяжении всего спектакля в нем то и дело возникают какие-то пространства, для преодоления которых зрителю приходится прилагать усилия. Ты все равно пытаешься зацепиться хоть за что-то, кроме каких-то отсылок в репликах персонажей, чтобы понять, когда это происходит. Между актерами и их героями тоже чувствуется разрыв, который в какие-то моменты спектакля им удается максимально сокращать, а в какие-то моменты он вдруг выходит за пределы границ, допускаемых воображением зрителя. Режиссер словно бы говорит, что все это не так важно и нужно сконцентрироваться на истории двух людей, которые по каким-то необъяснимым причинам и любят друг друга, и одновременно разрушают собственную жизнь. Девяностые хоть как-то объясняют этот совершенно иррациональный процесс. И в то же время это кажущееся таким рациональным объяснение (рушится все, и институт семьи тоже) ничего не объясняет, а только еще больше все запутывает.

Присущая актерам харизма позволяет удерживать внимание зрителей. Драматургия спектакля выстроена таким образом, что действие не провисает ни на минуту. Между Высоцкой и Домогаровым в самом деле существует какая-то электрическая дуга, которая не только провоцирует интерес к тем отношениям, которые они выстраивают на сцене, но и усиливает достоинства обоих и нивелирует их слабые стороны. В спектакле есть повествовательные сцены, из которых мы узнаем историю персонажей, кульминационная, где эмоции повышаются до максимальной степени, и счастливый финал, в котором герои вновь обретают друг друга, чтобы затем вновь расстаться. За охлаждением чувств, возникшем внутри супружеской пары, следует измена со стороны мужчины. И уже в тот момент, когда герой Александра Домогарова заявляет об этом, он понимает, что это всего лишь иллюзия, но не может противостоять силе судьбы. Формула семейной жизни по Бергману такова: встреча, начало совместной жизни и неизбежно следующее за ней охлаждение чувств. Затем измена, развод и снова встреча, но уже кратковременная — втайне от всех.

Кончаловский делает это высказывание от первого лица, тем самым заставляя проводить параллель между его творческой и личной судьбой и судьбой Бергмана. Возможно, он — самый близкий ему по духу кинематографист XX века. Ни режиссура Кончаловского, ни драматургия Бергмана не выводят МХАТ имени Горького за рамки психологического реализма. Произошло то, что произошло: трио Кончаловский, Высоцкая и Домогаров вытащило театр из глубины его внутренней жизни: на сцене появились новые актеры, а в зале — новый зритель, не в последнюю очередь привлеченный узнаваемостью создателей спектакля. Мы понимаем, что радикальных перемен в репертуарной политике МХАТа не предвидится. В нем по-прежнему будут доминировать приверженцы системы Станиславского. Миссия нового худрука на первом этапе его появления в театре выполнена.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Двоякое впечатление Двоякое впечатление

Редактор GQ два с половиной месяца занимался спортом и сидел на диете

GQ
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

VOICE
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Первые роли 10 знаменитых современных актеров Первые роли 10 знаменитых современных актеров

Педро Паскаль, Милош Бикович, Тимати Шаламе и другие в своих первых ролях

Maxim
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Силиконовый остров Силиконовый остров

Как Тайвань стал главной мировой полупроводниковой державой

Деньги
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Наталия Архангельская Наталия Архангельская

Наталия Архангельская выжгла дотла первоосновы русского люкса и глянца

Собака.ru
Щедрость не порок Щедрость не порок

Растет число компаний, возобновляющих практику дивидендных выплат

Деньги
Морское спокойствие Морское спокойствие

Виды на Персидский залив напрямую повлияли на выбор стилистики квартиры

SALON-Interior
Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей

Ранее считалось, что европейские протеи проводят под землей всю жизнь

N+1
Священная гора Священная гора

Kитайский автомобиль от автора Ferrari

Автопилот
Навязался гайморит. 4 неожиданные причины и способы лечения Навязался гайморит. 4 неожиданные причины и способы лечения

Что поможет отказаться от капель насовсем и начать дышать носом свободно?

Лиза
«Любая эмоция – это важно. Потому что искусство – всегда про эмоцию» «Любая эмоция – это важно. Потому что искусство – всегда про эмоцию»

Как собрать выставку-блокбастер в эпоху победивших нейросетей?

Правила жизни
«Баба с прицепом — кринж»: почему мужчины боятся заводить отношения с женщинами с детьми «Баба с прицепом — кринж»: почему мужчины боятся заводить отношения с женщинами с детьми

Почему мы можем бояться отношений с человеком, у которого уже есть дети?

Psychologies
Почему не дышит нос? Почему не дышит нос?

Наш нос – сложная система, если в ней произошёл сбой, страдает весь организм

Здоровье
Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков

Есть способы сделать одежду благоухающей без специальных средств!

VOICE
Высокое собрание Высокое собрание

Кто такой коллекционер? Эксперт? Знаток? Ценитель?

Правила жизни
Открыть в приложении