«Метаклэй» переключается на разработку новых инновационных продуктов

ЭкспертБизнес

Еще больше изоляции

Российский производитель защитных покрытий для труб большого диаметра «Метаклэй» переключается на разработку новых инновационных продуктов из модифицированных полимеров. Компания ищет новых потребителей, так как спрос на трубном рынке сокращается из-за завершения крупных проектов

Вера Колерова

У «Метаклэя» своя научная база для исследований и разработок; на R&D компания тратит не менее трех процентов от выручки

«Метаклэй» начинался в 2009 году как стартап, рассказывает основатель компании Сергей Штепа, у которого возникла идея создать российское производство полимерных изоляционных материалов. «Я заинтересовался нанотехнологиями и создал совместное предприятие с “Роснано”, — рассказывает г-н Штепа. — До этого мы не были знакомы с Чубайсом, но на заре организации “Роснано” он был открыт для предложений, и мы встретились и обсудили проект для трубной промышленности». Был понятен и не закрыт рынок, ни одна крупная российская компания не делала такого. Анатолий Чубайс поверил в перспективу, и «Роснано» приобрела 49% нового проекта, инвестировав порядка полутора миллиардов рублей, еще 1,6 млрд внес сам Штепа своими активами (земля, здания и деньги). Это позволило компании построить и запустить в 2011 году завод в Брянской области. «Чубайс не прогадал: потом, в конце 2015 года, он свой пакет продал гораздо дороже, чем покупал: “Роснано” вышла из проекта с доходностью 12 процентов годовых. И он всегда нас вспоминает добрым словом», — говорит Штепа.

В «Метаклэе» собралась команда молодых ученых. В создании опытных образцов композитных модифицированных полимеров участвовали ученые из Института химического синтеза РАН, МГУ, Научноисследовательского физико-химического института имени Л. Я. Карпова. Работали сначала на импортном сырье, так как договориться о поставках российского удалось не сразу. Зато технологии использовались отечественные.

Производство специализированных полимерных продуктов обычно имеет высокую маржинальность. Однако «Метаклэй» поначалу предлагал просто аналог европейского продукта — трехслойное изоляционное покрытие для труб, что обусловило некоторые сложности с продвижением, ведь аргументировать необходимость перехода на российскую продукцию было нелегко. Впрочем, выйти на рынок удалось быстро: «Были регулярные встречи “Роснано” и “Газпрома”, благодаря которым мы четко увидели потребности “Газпрома”».

«Метаклэй» разработал монослойное полимерное покрытие, которое, как говорят в компании, до сих пор не коммерциализировано ни у одного из конкурентов. Конкуренты «Метаклэя» в полимерной изоляции — европейские компании, в частности австрийская Borealis (производитель полиэтилена и полипропилена). Монослойное покрытие обладает более высокими защитными свойствами, чем трехслойное; оно требует меньше сырьевых компонентов и технологических этапов и упрощает сварку швов при укладке трубопровода.

Сергей Штепа верит в экспортный потенциал своей продукции

Закрепиться на рынке новому продукту помогла импортозамещающая программа «Газпрома», в которую «Метаклэю» удалось попасть. Именно «Газпром» в 2015 году выкупил долю «Роснано» и часть доли Сергея Штепы. Сегодня ему принадлежит 80% компании.

«В 2015 году ведь заработали санкции. Покрытие могло подорожать — да стройки вообще могли бы остановиться, — говорит Штепа. — Но “Газпром” принял стратегическое решение и поддержал нашу компанию. Цена на готовую продукцию для него стала ниже, так что они оказались в выигрыше по всем фронтам. “Газпром” помог “Метаклэю”, но и наоборот тоже, потому что мы используем только произведенное “Газпромом” сырье — газ перерабатывается в полиэтилен. Так что деньги всегда остаются внутри компании».

Продукция «Метаклэя» применяется при производстве труб на «Северстали», ТМК, ОМК, ЧТПЗ. Сейчас компания налаживает сотрудничество с «Роснефтью» и «Транснефтью» в части поставок монослойного покрытия.

Покрытие становится тоньше

Однако доля выручки от продажи покрытий для труб у «Метаклэя» постепенно сокращается, говорит Сергей Штепа: основные стройки («Сила Сибири», «Северный поток — 2») в этом году заканчиваются, так что компании необходимо увеличивать продажи других продуктов. Впрочем, выручка у нее планомерно росла, хотя вот прибыль «Метаклэй» начал приносить только в 2015 году, после того как был заключен контракт с «Газпромом».

Рынок покрытий для газовых труб снижается: завод «Метаклэя» строился из расчета на производство 90 тыс. тонн продукции, из которых 70 тыс. тонн должно приходиться на монослойные покрытия, однако в прошлом году их удалось произвести не более 40 тыс. тонн — это максимум, который сейчас удается продать в России.

Есть еще, конечно, экспортный вариант, но пока компания делает поставки только в ближнее зарубежье. Что касается дальнего, то нужно сначала «прописать» новый продукт в международных стандартах. «Мы активно работаем в этом направлении, в первую очередь в Германии, наняли нескольких консультантов, — рассказывает Штепа. — Германия — крупный производитель труб большого диаметра. Мы рассматриваем возможность открыть там свое производство».

Вместо монопродукта у «Метаклэя» сейчас в приоритете выпуск разнообразной продукции в небольших объемах. Компания инвестирует в R&D примерно три процента от выручки. В ней выстроена система разработки и внедрения новых продуктов: инициатором нового проекта может стать любой сотрудник. «Каждая “дурная” идея у нас рассматривается на специальной комиссии, и решение принимает не генеральный директор, а коллектив», — говорит Штепа. По-настоящему «выстреливают» только два из десяти разработанных продуктов, рассказывает он: «Мы пытались, например, сделать многослойную трубу — премиальный продукт, как и все, которые у нас разрабатываются, но экономики не получилось бы, ведь на российском рынке просто нет такого запроса».

Разработки в области наномодифицированных полимеров «Метаклэй» ведет в собственной лаборатории в технопарке «Сколково». У компании десятки продуктов — порошковые полимерные защитные покрытия, композиции на основе полиэтилена для изоляции силовых кабелей и т. д. Ведутся разработки в области повышения защиты трубопроводов: в частности, один из новых продуктов — «Кольчуга», стеклопластиковое покрытие, которое решает важную проблему в нефтегазовой отрасли: защищает трубопровод от повреждений при бестраншейных методах укладки трубы (при горизонтально направленном бурении). По словам Сергея Штепы, этот усиленный слой — для труб большого диаметра, для сокращения охранных зон вокруг трубопроводов, располагающихся возле социально значимых объектов. На эту продукцию уже есть заказы. «Для понимания: мы называем этот продукт гибким стеклопластиком, аналогов на российском рынке у него нет. В мире есть подобные продукты, но не столь гибкие», — говорит Штепа. Вместе с Трубной металлургической компанией «Метаклэй» собирается организовать производство такой трубы.

Некоторые продукты ценны с точки зрения экологичности: например, заглушками BIO для газопроводных труб «Метаклэй» предлагает заменить полимерные заглушки, которые после использования не утилизируются. «Метаклэй» делает заглушки из биоразлагаемого полиэтилена собственной разработки, рассказывают в компании: «Под действием ультрафиолета и внешней среды материал будет разрушаться на молекулярном уровне и превращаться в порошок, после чего в процесс вступят микроорганизмы, содержащиеся в грунте. Таким образом, решена экологическая проблема при сохранении цены на уровне заглушки из обычного полимера. Аналогов этому решению не существует».

В области полимеров для силовых кабелей компания работает давно, но сейчас это направление становится одним из основных в русле диверсификации бизнеса. На рынке полимерных композиций для изоляции и оболочки кабелей производится множество продуктов, и по ряду из них есть большая потребность в замещении импорта. «В узком сегменте силанольносшиваемых композиций стало появляться много российских производителей, — говорит Александр Вольфсон, заместитель директора по логистике и экспорту группы “Ункомтех” (в нее входят кабельные заводы “Иркутсккабель” и “Кирскабель”). — А вот в безгалогенных композициях превалирует импорт, поэтому мы очень ждем, когда “Метаклэй” выйдет со своей продукцией на рынок — сейчас они ее дорабатывают». Российское предложение, скорее всего, будет ниже по цене. Проблема с нехваткой отечественного продукта есть и в сегменте пероксидосшиваемых полиэтиленов, утверждает Вольфсон: здесь присутствует только один российский производитель, продукция которого не отличается стабильным качеством. В «Метаклэе» сейчас прорабатывают вопрос создания производства пероксидосшиваемых композиций.

Рынок полимерных композиций для силовых кабелей Сергей Штепа считает большим и перспективным для «Метаклэя» (в компании рынок силанольносшиваемых, пероксидосшиваемых и безгалогенных композиций оценивают примерно в пять миллиардов рублей в год), ведь компания сможет привнести туда свои инновации: «С помощью наших продуктов будут производиться новые виды силовых кабелей – более гибкие, а по другим свойствам не уступающие существующим решениям. Это наше решение находится в стадии разработки совместно с НИИ кабельной промышленности. Здесь основным нашим потребителем будет метрополитен. Сейчас кабель, который делают наши предприятия, практически не гнется, из-за того что внутри металлическая жила достаточно большого диаметра, плюс “дубовая” изоляция. А наша изоляция будет гораздо мягче».

Еще один перспективный план компании — строительство завода по переработке природного газа в полиэтилены в Астрахани мощностью 330 тыс. тонн в год. Меморандум о реализации этого проекта, которым будет заниматься аффилированная с Сергеем Штепа Каспийская инновационная компания, подписан с «Газпромом» в 2017 году. На заводе должны выпускаться металлоценовые полиэтилены. «В России делают полиэтилен в основном массовых марок, а мы будем — премиум-класса, — обещает Сергей Штепа. — Такой продукт нужен во всем мире». Планируется, что большая часть продукции завода пойдет на экспорт. Объем инвестиций ожидается на уровне миллиарда евро с окупаемостью 12 лет, но определенности с инвесторами пока нет: прорабатываются варианты проектного финансирования. «Сейчас мы ждем от “Газпрома” согласования цены на этановую фракцию, из которой будем делать полиэтилен. Тогда уже у нас появится “точка входа” для разговора с инвесторами, — говорит Штепа. — А пока я тоже не готов вкладывать в этот проект свои средства — лучше ведь не заработать, чем потерять».

Предоставлено компанией; Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Другая мобильность. И это не бла-бла Другая мобильность. И это не бла-бла

Сжатие автомобильных рынков — признак фундаментальной трансформации отрасли

Эксперт
5 главных ошибок, которые совершает большинство парочек в отношениях 5 главных ошибок, которые совершает большинство парочек в отношениях

Сейчас проверишь, относится ли это к тебе

Playboy
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
Падение стены и объединение Германии: действующие лица Падение стены и объединение Германии: действующие лица

В Берлине в 1989 году удалось избежать, казалось бы, неизбежного кровопролития

Дилетант
Штаты снова ставят на войну Штаты снова ставят на войну

Турецкая операция против сирийских курдов может оказаться стратегическим ударом

Эксперт
Разбираемся, как правильно и модно носить ремень Разбираемся, как правильно и модно носить ремень

Ремень – универсальный аксессуар, его можно носить с любыми предметами гардероба

Cosmopolitan
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов

Богатейшие американцы хотят платить больше налогов

Forbes
Авторитейл включил аварийный сигнал Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

Эксперт
Как выглядит феминизм в отдельно взятой семье Как выглядит феминизм в отдельно взятой семье

Почему возлюбленная Севы Новгородцева чувствовала себя оскорбленной

GQ
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Фитнес. Персонализация Фитнес. Персонализация

Подберите вид фитнеса, исходя из своего психотипа

Худеем правильно
Мороженое: эмульсия из жира, сахара и воздуха Мороженое: эмульсия из жира, сахара и воздуха

Любимое летнее лакомство мороженое – яркий пример сложной химической комбинации

Здоровье
Доктор Войцеховский Доктор Войцеховский

Как врач решил стать художником

Seasons of life
Кроссфит-тренировки на 5 дней — комплекс упражнений и программа тренировок Кроссфит-тренировки на 5 дней — комплекс упражнений и программа тренировок

Кроссфит-тренировки — быстрый и эффективный способ повысить выносливость

Cosmopolitan
Ольга Карпуть о поколении «КМ20», повседневной смелости и главной миссии Ольга Карпуть о поколении «КМ20», повседневной смелости и главной миссии

Ольга Карпуть: желать и требовать невозможного — единственный путь к успеху

Vogue
Кто в пальто? Кто в пальто?

В том, что мир сегодня не такой, как вчера, уже никто не сомневается

Grazia
Экономия, ЗОЖ и виртуальный шопинг Экономия, ЗОЖ и виртуальный шопинг

Современные потребители стремятся к экономии, пользе и удобству

Эксперт
6 правил информационной диеты 6 правил информационной диеты

В наших силах фильтровать информацию в интернете и искать решения в книгах

Psychologies
«Я горжусь постродовым животиком»: как выглядят звездные мамы после родов «Я горжусь постродовым животиком»: как выглядят звездные мамы после родов

Мало кому из девушек нравится своё тело после родов

Cosmopolitan
Косметический ремонт: тестируем обновленный ASX Косметический ремонт: тестируем обновленный ASX

Что не так с Mitsubishi?

Популярная механика
Про будущее без нефти Про будущее без нефти

Лет десять назад в Top Gear Джеймс Мэй тестировал электромобиль — Honda Clarity

4x4 Club
Брак по секрету: 18 звездных пар, которые поженились и никому не сказали Брак по секрету: 18 звездных пар, которые поженились и никому не сказали

Далеко не все звезды устраивают из свадьбы пышное торжество

Cosmopolitan
Пройти по черте Пройти по черте

Отрывок из книги Мишель Обамы «Моя история», посвященный ее отношениям с модой

Vogue
Интервью: фотограф Дэвид Лашапель — о календаре Lavazza 2019 Интервью: фотограф Дэвид Лашапель — о календаре Lavazza 2019

Дэвид Лашапель о красоте и провокации в искусстве, о связи с русской культурой

Esquire
Что не так с лабрадудлями? Что не так с лабрадудлями?

Кроме смешного названия, конечно.

GQ
Радикальные девственники: кто такие инцелы и почему они ненавидят женщин Радикальные девственники: кто такие инцелы и почему они ненавидят женщин

Инцелы считают убийцу Роджера святым мучеником и мечтают повторить его «подвиг»

Cosmopolitan
Куда свернуть? Куда свернуть?

Индустрия красоты никогда не поддерживала минимализм в подходе к потреблению

Домашний Очаг
Как два брата открыли самый крутой боксерский клуб в Москве Как два брата открыли самый крутой боксерский клуб в Москве

Их боксерские клубы – самые популярные в Москве

GQ
История сверхъестественного, или Как Хэллоуин стал праздником нечисти История сверхъестественного, или Как Хэллоуин стал праздником нечисти

Историк Лоуренс Самюэль рассказывает об истории сверхъестественного в мире

Psychologies
Открыть в приложении