«Метаклэй» переключается на разработку новых инновационных продуктов

ЭкспертБизнес

Еще больше изоляции

Российский производитель защитных покрытий для труб большого диаметра «Метаклэй» переключается на разработку новых инновационных продуктов из модифицированных полимеров. Компания ищет новых потребителей, так как спрос на трубном рынке сокращается из-за завершения крупных проектов

Вера Колерова

У «Метаклэя» своя научная база для исследований и разработок; на R&D компания тратит не менее трех процентов от выручки

«Метаклэй» начинался в 2009 году как стартап, рассказывает основатель компании Сергей Штепа, у которого возникла идея создать российское производство полимерных изоляционных материалов. «Я заинтересовался нанотехнологиями и создал совместное предприятие с “Роснано”, — рассказывает г-н Штепа. — До этого мы не были знакомы с Чубайсом, но на заре организации “Роснано” он был открыт для предложений, и мы встретились и обсудили проект для трубной промышленности». Был понятен и не закрыт рынок, ни одна крупная российская компания не делала такого. Анатолий Чубайс поверил в перспективу, и «Роснано» приобрела 49% нового проекта, инвестировав порядка полутора миллиардов рублей, еще 1,6 млрд внес сам Штепа своими активами (земля, здания и деньги). Это позволило компании построить и запустить в 2011 году завод в Брянской области. «Чубайс не прогадал: потом, в конце 2015 года, он свой пакет продал гораздо дороже, чем покупал: “Роснано” вышла из проекта с доходностью 12 процентов годовых. И он всегда нас вспоминает добрым словом», — говорит Штепа.

В «Метаклэе» собралась команда молодых ученых. В создании опытных образцов композитных модифицированных полимеров участвовали ученые из Института химического синтеза РАН, МГУ, Научноисследовательского физико-химического института имени Л. Я. Карпова. Работали сначала на импортном сырье, так как договориться о поставках российского удалось не сразу. Зато технологии использовались отечественные.

Производство специализированных полимерных продуктов обычно имеет высокую маржинальность. Однако «Метаклэй» поначалу предлагал просто аналог европейского продукта — трехслойное изоляционное покрытие для труб, что обусловило некоторые сложности с продвижением, ведь аргументировать необходимость перехода на российскую продукцию было нелегко. Впрочем, выйти на рынок удалось быстро: «Были регулярные встречи “Роснано” и “Газпрома”, благодаря которым мы четко увидели потребности “Газпрома”».

«Метаклэй» разработал монослойное полимерное покрытие, которое, как говорят в компании, до сих пор не коммерциализировано ни у одного из конкурентов. Конкуренты «Метаклэя» в полимерной изоляции — европейские компании, в частности австрийская Borealis (производитель полиэтилена и полипропилена). Монослойное покрытие обладает более высокими защитными свойствами, чем трехслойное; оно требует меньше сырьевых компонентов и технологических этапов и упрощает сварку швов при укладке трубопровода.

Сергей Штепа верит в экспортный потенциал своей продукции

Закрепиться на рынке новому продукту помогла импортозамещающая программа «Газпрома», в которую «Метаклэю» удалось попасть. Именно «Газпром» в 2015 году выкупил долю «Роснано» и часть доли Сергея Штепы. Сегодня ему принадлежит 80% компании.

«В 2015 году ведь заработали санкции. Покрытие могло подорожать — да стройки вообще могли бы остановиться, — говорит Штепа. — Но “Газпром” принял стратегическое решение и поддержал нашу компанию. Цена на готовую продукцию для него стала ниже, так что они оказались в выигрыше по всем фронтам. “Газпром” помог “Метаклэю”, но и наоборот тоже, потому что мы используем только произведенное “Газпромом” сырье — газ перерабатывается в полиэтилен. Так что деньги всегда остаются внутри компании».

Продукция «Метаклэя» применяется при производстве труб на «Северстали», ТМК, ОМК, ЧТПЗ. Сейчас компания налаживает сотрудничество с «Роснефтью» и «Транснефтью» в части поставок монослойного покрытия.

Покрытие становится тоньше

Однако доля выручки от продажи покрытий для труб у «Метаклэя» постепенно сокращается, говорит Сергей Штепа: основные стройки («Сила Сибири», «Северный поток — 2») в этом году заканчиваются, так что компании необходимо увеличивать продажи других продуктов. Впрочем, выручка у нее планомерно росла, хотя вот прибыль «Метаклэй» начал приносить только в 2015 году, после того как был заключен контракт с «Газпромом».

Рынок покрытий для газовых труб снижается: завод «Метаклэя» строился из расчета на производство 90 тыс. тонн продукции, из которых 70 тыс. тонн должно приходиться на монослойные покрытия, однако в прошлом году их удалось произвести не более 40 тыс. тонн — это максимум, который сейчас удается продать в России.

Есть еще, конечно, экспортный вариант, но пока компания делает поставки только в ближнее зарубежье. Что касается дальнего, то нужно сначала «прописать» новый продукт в международных стандартах. «Мы активно работаем в этом направлении, в первую очередь в Германии, наняли нескольких консультантов, — рассказывает Штепа. — Германия — крупный производитель труб большого диаметра. Мы рассматриваем возможность открыть там свое производство».

Вместо монопродукта у «Метаклэя» сейчас в приоритете выпуск разнообразной продукции в небольших объемах. Компания инвестирует в R&D примерно три процента от выручки. В ней выстроена система разработки и внедрения новых продуктов: инициатором нового проекта может стать любой сотрудник. «Каждая “дурная” идея у нас рассматривается на специальной комиссии, и решение принимает не генеральный директор, а коллектив», — говорит Штепа. По-настоящему «выстреливают» только два из десяти разработанных продуктов, рассказывает он: «Мы пытались, например, сделать многослойную трубу — премиальный продукт, как и все, которые у нас разрабатываются, но экономики не получилось бы, ведь на российском рынке просто нет такого запроса».

Разработки в области наномодифицированных полимеров «Метаклэй» ведет в собственной лаборатории в технопарке «Сколково». У компании десятки продуктов — порошковые полимерные защитные покрытия, композиции на основе полиэтилена для изоляции силовых кабелей и т. д. Ведутся разработки в области повышения защиты трубопроводов: в частности, один из новых продуктов — «Кольчуга», стеклопластиковое покрытие, которое решает важную проблему в нефтегазовой отрасли: защищает трубопровод от повреждений при бестраншейных методах укладки трубы (при горизонтально направленном бурении). По словам Сергея Штепы, этот усиленный слой — для труб большого диаметра, для сокращения охранных зон вокруг трубопроводов, располагающихся возле социально значимых объектов. На эту продукцию уже есть заказы. «Для понимания: мы называем этот продукт гибким стеклопластиком, аналогов на российском рынке у него нет. В мире есть подобные продукты, но не столь гибкие», — говорит Штепа. Вместе с Трубной металлургической компанией «Метаклэй» собирается организовать производство такой трубы.

Некоторые продукты ценны с точки зрения экологичности: например, заглушками BIO для газопроводных труб «Метаклэй» предлагает заменить полимерные заглушки, которые после использования не утилизируются. «Метаклэй» делает заглушки из биоразлагаемого полиэтилена собственной разработки, рассказывают в компании: «Под действием ультрафиолета и внешней среды материал будет разрушаться на молекулярном уровне и превращаться в порошок, после чего в процесс вступят микроорганизмы, содержащиеся в грунте. Таким образом, решена экологическая проблема при сохранении цены на уровне заглушки из обычного полимера. Аналогов этому решению не существует».

В области полимеров для силовых кабелей компания работает давно, но сейчас это направление становится одним из основных в русле диверсификации бизнеса. На рынке полимерных композиций для изоляции и оболочки кабелей производится множество продуктов, и по ряду из них есть большая потребность в замещении импорта. «В узком сегменте силанольносшиваемых композиций стало появляться много российских производителей, — говорит Александр Вольфсон, заместитель директора по логистике и экспорту группы “Ункомтех” (в нее входят кабельные заводы “Иркутсккабель” и “Кирскабель”). — А вот в безгалогенных композициях превалирует импорт, поэтому мы очень ждем, когда “Метаклэй” выйдет со своей продукцией на рынок — сейчас они ее дорабатывают». Российское предложение, скорее всего, будет ниже по цене. Проблема с нехваткой отечественного продукта есть и в сегменте пероксидосшиваемых полиэтиленов, утверждает Вольфсон: здесь присутствует только один российский производитель, продукция которого не отличается стабильным качеством. В «Метаклэе» сейчас прорабатывают вопрос создания производства пероксидосшиваемых композиций.

Рынок полимерных композиций для силовых кабелей Сергей Штепа считает большим и перспективным для «Метаклэя» (в компании рынок силанольносшиваемых, пероксидосшиваемых и безгалогенных композиций оценивают примерно в пять миллиардов рублей в год), ведь компания сможет привнести туда свои инновации: «С помощью наших продуктов будут производиться новые виды силовых кабелей – более гибкие, а по другим свойствам не уступающие существующим решениям. Это наше решение находится в стадии разработки совместно с НИИ кабельной промышленности. Здесь основным нашим потребителем будет метрополитен. Сейчас кабель, который делают наши предприятия, практически не гнется, из-за того что внутри металлическая жила достаточно большого диаметра, плюс “дубовая” изоляция. А наша изоляция будет гораздо мягче».

Еще один перспективный план компании — строительство завода по переработке природного газа в полиэтилены в Астрахани мощностью 330 тыс. тонн в год. Меморандум о реализации этого проекта, которым будет заниматься аффилированная с Сергеем Штепа Каспийская инновационная компания, подписан с «Газпромом» в 2017 году. На заводе должны выпускаться металлоценовые полиэтилены. «В России делают полиэтилен в основном массовых марок, а мы будем — премиум-класса, — обещает Сергей Штепа. — Такой продукт нужен во всем мире». Планируется, что большая часть продукции завода пойдет на экспорт. Объем инвестиций ожидается на уровне миллиарда евро с окупаемостью 12 лет, но определенности с инвесторами пока нет: прорабатываются варианты проектного финансирования. «Сейчас мы ждем от “Газпрома” согласования цены на этановую фракцию, из которой будем делать полиэтилен. Тогда уже у нас появится “точка входа” для разговора с инвесторами, — говорит Штепа. — А пока я тоже не готов вкладывать в этот проект свои средства — лучше ведь не заработать, чем потерять».

Предоставлено компанией; Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Егор Перегудов: «Театр — это место, где рассказываются истории» Егор Перегудов: «Театр — это место, где рассказываются истории»

Худрук Театра Маяковского — о любви к прозе Маркеса и Орхана Памука

Эксперт
Обновление декорации. Кому и зачем нужен Совет по правам человека при президенте Обновление декорации. Кому и зачем нужен Совет по правам человека при президенте

Главой СПЧ стал телеведущий Валерий Фадеев

СНОБ
Инструменты семенного продвижения Инструменты семенного продвижения

Доля российских семян может быть существенно больше при грамотном маркетинге

Агроинвестор
Шоу начинается... Шоу начинается...

Бродвей - это целая Вселенная с вечным сиянием огней и мюзиклами...

Караван историй
Несущая смерть Несущая смерть

Как Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие»

Вокруг света
Кажется, новый «Zомбилэнд» – самый скучный и устаревший фильм о зомби Кажется, новый «Zомбилэнд» – самый скучный и устаревший фильм о зомби

Посмотрели продолжение культовой зомби-комедии и очень-очень расстроены

GQ
Пунктуальность высокого полета Пунктуальность высокого полета

С ростом рынка авиаперевозок требуются новые меры контроля регулярности полетов

РБК
Последнее китайское предупреждение Последнее китайское предупреждение

Как миллионы жителей Гонконга спасают демократию при помощи зонтиков

GQ
Продукты для набора мышечной массы: список лучших Продукты для набора мышечной массы: список лучших

Бест оф зе бест — список лучших продуктов для набора мышечной массы

Playboy
Рост выручки и оптимизма: малый бизнес, принадлежащий женщинам, укрепляет позиции Рост выручки и оптимизма: малый бизнес, принадлежащий женщинам, укрепляет позиции

Женщины, владеющие малым бизнесом, нацелены на более бурный рост

Forbes
На мокрое дело На мокрое дело

Животрепещущий вопрос для всех родителей – когда приучать ребёнка к горшку?

Здоровье
Антисептики Антисептики

Что такое антисептики и как они могут работать

Maxim
Сейчас вы захотите уволиться и попасть в офис ВКонтакте Сейчас вы захотите уволиться и попасть в офис ВКонтакте

Так о досуге и комфорте сотрудников не заботятся даже в Силиконовой долине

GQ
Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO

Производитель спортивной одежды Under Armour должен был стать брендом поколения

Forbes
Три типа родителей, которые мешают своим детям повзрослеть Три типа родителей, которые мешают своим детям повзрослеть

Как подготовить своих детей к взрослой жизни

Forbes
Почему McDonald’s побеждает новые сети с салатами и поке в меню Почему McDonald’s побеждает новые сети с салатами и поке в меню

Среди молодежи популярнее все еще старые сети, где основа меню — бургеры

Forbes
Без каких кожаных вещей вам не обойтись? Без каких кожаных вещей вам не обойтись?

На примере Николаса Кейджа собираем гардероб на эту осень

GQ
Новый зеленый курс против старого зеленого доллара Новый зеленый курс против старого зеленого доллара

Защита окружающей среды может стать основной «фишкой» демократов против Трампа

Эксперт
Михаил Скигин: Что нужно знать российским инвесторам о работе в Африке Михаил Скигин: Что нужно знать российским инвесторам о работе в Африке

Россия намерена наращивать присутствие в Африке

СНОБ
Игры разума Игры разума

Современный интерьер, построенный на игре фактур

SALON-Interior
Максималисты. BMW X7 против Range Rover Максималисты. BMW X7 против Range Rover

Range Rover почти на равных конкурирует с новым BMW X7

РБК
Реформы и фасоны Реформы и фасоны

Проводившаяся Петром европеизация страны началась с внешнего вида россиян

Дилетант
Правила жизни Тома Йорка Правила жизни Тома Йорка

Музыкант, 49 лет, Оксфорд

Esquire
Пожар, болезни и несчастные случаи: от чего умирали звезды «Ералаша» Пожар, болезни и несчастные случаи: от чего умирали звезды «Ералаша»

Их персонажи из тележурнала «Ералаш» покоряли с первого появления в кадре

Cosmopolitan
От войны до войны От войны до войны

В каких условиях была выстроена советская медицина

Дилетант
Искусство быть первым. Каким мир запомнит Алексея Леонова Искусство быть первым. Каким мир запомнит Алексея Леонова

Ушедший Алексей Леонов навсегда останется символом героической истории

Forbes
Самые запоминающиеся фото об экологических проблемах мира 2019 года Самые запоминающиеся фото об экологических проблемах мира 2019 года

Лучшие работы фотоконкурса Environmental Photographer — 2019

Forbes
Француз за 2 миллиона. Три мнения о Peugeot 5008 Француз за 2 миллиона. Три мнения о Peugeot 5008

Необычный семиместный кроссовер из Франции

РБК
Жизнь и мысли Бакминстера Фуллера Жизнь и мысли Бакминстера Фуллера

Бакминстер Фуллер хотел разобраться, как правильно жить на этой планете

Популярная механика
ООН в эфире. Как создавался криптофонд для помощи детям ООН в эфире. Как создавался криптофонд для помощи детям

Сотрудница Deloitte отправила резюме в ООН и вскоре возглавила детский фонд

Forbes
Открыть в приложении