Как прокатчикам удается осуществлять свою миссию

ЭкспертБизнес

Для чего нужны независимые прокатные компании

И как им удается осуществлять свою миссию — делать как можно более разнообразным репертуар отечественных кинотеатров

Вячеслав Суриков

Фото ТАСС

Прокатный бизнес — один из форматов, позволяющих выразить свою любовь к кино; это первое, о чем говорят прокатчики. Любовь к кино заставляет брать на себя связанные с его прокатом финансовые риски. MG — выплачиваемая в долларах минимальная гарантия, размер которой определятся самими правообладателями. Он составляет от десяти тысяч до миллиона долларов, а бывает даже больше. Расходы на продвижение в совокупности со стоимостью изготовления и доставки копий зависят от количества экранов, где выходит фильм, и могут достигать 50 млн рублей — соответственно потенциалу фильма. В независимый прокат могут попадать картины, стоимость прав на которые исчисляется несколькими миллионами долларов. Они выходят на полторы тысячи экранов. В этом случае нельзя обойтись без телевизионной рекламы, и тогда это совсем другие затраты.

Независимые прокатчики работают с фильмами с небольшим бюджетом и неочевидным бокс-офисом, у которых, тем не менее, есть шансы на успех. Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату Capella Film («Джульетта» Педро Альмодовара, «Лев» Гарта Дэвиса, «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи с Марго Роби, «Большая игра» Аарона Соркина), объясняет: «Результат проката того или иного фильма непредсказуем. На него влияют те же факторы, что и на все остальные виды бизнеса: экономическая ситуация, погодные условия, такие большие события, как чемпионат мира по футболу. Я помню, как, когда летом были пожары, никто не ходил в кинотеатры или, когда зимой были аномальные морозы, никто никуда не мог выйти. К сожалению, происходит снижение покупательной способности, особенно в регионах. Мы регулярно принимаем участие в региональных фестивалях американского, британского, французского кино. И видим, что в Москве и Санкт-Петербурге интерес к таким событиям есть, люди приходят, а в регионах с этим очень тяжело. Там люди если и выбираются в кинотеатры, то на какие-то семейные фильмы, куда они ведут детей, либо на очень крупные релизы, которые рекламируют по всем каналам».

Первые, с кем должен договориться прокатчик, — правообладатели. В новейшей истории отечественного кинопроката есть случаи, когда контракты на выпуск фильма в России подписывали чуть ли не на коленке, но в большинстве случаев здесь работают личные связи прокатчиков и репутация компании. Между прокатчиками может развернуться настоящая битва за новые проекты. Ее интенсивность свидетельствует о потенциале фильма. Репутация компании складывается из того, как она исполняет финансовые обязательства и как отрабатывает проект: сможет ли прокатчик добиться максимального результата и получить деньги сверх минимальной гарантии. Кроме того, он может предложить лучшую цену или какие-то специальные условия разделения прибыли. Не последнюю роль играет харизма и обаяние прокатчика. Надежда Мотина поясняет: «Переговоры идут не только со студиями, но и с продюсерами, которые понимают: если они подписывают контракт со мной, фильм выпустят в прокат и будут соблюдены все интересующие их условия. У меня было несколько ситуаций, когда за фильм боролись несколько компаний и продюсеры выбирали мое предложение, потому что я уже работала с ними».

Ключевой момент в прокатной судьбе фильма — выбор даты релиза. Для любого фильма важно не выйти в прокат одновременно еще с одним фильмом, рассчитанным на ту же аудиторию. Но даже если удастся разойтись по дате выхода с аналогичными релизами, это не избавляет от необходимости прикладывать усилия, чтобы объяснить зрителям, почему им нужно пойти в кинотеатр и посмотреть именно этот фильм. Выложить трейлер в Сети недостаточно. При обилии информации, ежедневно обрушивающейся на потенциальных зрителей, трейлер могут просто не заметить. При выборе даты выхода релиза компания учитывает конкурентное окружение: есть ли фильмы этого же жанра или более крупные фильмы — другого, но работающие на ту же аудиторию, и, если есть такие на этой дате, мы понимаем, что они отберут у нас аудиторию. Если в ту же дату выходят голливудские блокбастеры, даже будь они другого жанра, прокатчик понимает: они займут бльшую долю всех сеансов.

Следующий этап — контакт с букерами: теми, кто составляет репертуар кинотеатров. Они обязаны знать предпочтения аудитории кинотеатра, подбирать фильмы в соответствии с ее вкусами и распределять их во времени. Букеры ориентируются в первую очередь на рекламные бюджеты, которыми сопровождается прокат фильма. Здесь независимым компаниям трудно соперничать с мейджорами: 20th Century Fox, Disney, Universal Pictures. Но в этом случае наиболее ярко проявляется их миссия — разнообразить возможности доступа отечественной аудитории к современному кино. Независимая прокатная компания начинает работу с кинотеатрами задолго до выхода фильма: показывает материалы, убеждает их в грамотности своих действий. На то, чтобы преодолеть инерционность восприятия и получать намного более выгодную постановку уходят многие годы. Кинотеатральные сети относятся с недоверием к новым на рынке игрокам. Они просто не понимают, насколько хорошо компания отработает фильм.

Если обобщить принцип распределения доходов от проката фильма между прокатчиком и кинотеатрами, то проще всего сказать, что они делятся пятьдесят на пятьдесят. Но крупные сети могут забирать себе больше половины доходов от фильма, и прокатчику, как правило, достается около 45%. Из них, если фильм успешен, после возмещения собственных расходов он может выделить часть дополнительных доходов, если это оговорено в контракте с продюсерами. Дополнительные доходы возникают от телевизионных продаж (сейчас они снижаются: телеканалы отдают предпочтение своей продукции) и цифровых (растут, но медленно — из-за активности пиратов). Стратегию независимого прокатчика Надежда Мотина формулирует следующим образом: «Главное — хорошее чутье. Если ты выбираешь правильные фильмы, то из десяти фильмов, которые выпустил, какой-то сработает хуже, какой-то лучше, но в целом ты в плюсе. Самое страшное — ошибиться несколько раз подряд по дорогим релизам. У независимых компаний нет подушки безопасности». Пример успешного проката для Capella Film (в прошлом году увеличила свою долю на рынке в два раза) — «Капитан Фантастик», продержавшийся в прокате вместо обычных двух недель два месяца, и «Большая игра», собравшая более 80 млн рублей.

Еще один яркий пример успешного проката, реализованного одной из отечественных независимых прокатных компаний, — фильм Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». Он вышел в России в феврале прошлого года на 130 экранах. На родной территории был показан год назад, и в России оказался уже доступен в пиратской версии. Компания посмотрела на результаты проката фильма в Италии и решила провести эксперимент, ничего особенно не ожидая. У фильма не было никаких предпосылок для успеха: имена режиссера и актеров российской аудитории были неизвестны. Фильм в условиях минимизации затрат вышел даже без дубляжа — с одним закадровым голосом. На сегодняшний день картину продолжают показывать в российских кинотеатрах. Его сборы вместо ожидаемых пяти миллионов перевалили за 55 млн рублей. Сработало сарафанное радио. Зрители попадали на фильм по рекомендации, а потом могли прийти на него еще несколько раз — уже с друзьями. В прокатном бизнесе тоже случаются чудеса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ингредиенты готовы к началу реакции Ингредиенты готовы к началу реакции

Малотоннажная химия по-прежнему не в фаворе у бизнеса и власти

Эксперт
Почему нужно смотреть «Трех сестер» Константина Богомолова Почему нужно смотреть «Трех сестер» Константина Богомолова

Богомолов меньше всего подходит на роль человека, хоронящего традиционный театр

Esquire
Колесные танки: необычный поворот истории Колесные танки: необычный поворот истории

Бронетехника с огромными, несоразмерными с корпусом колёсами

Популярная механика
Джентльменский набор Милоша Биковича Джентльменский набор Милоша Биковича

Совместное интервью Givenchy и Maxim с актером Милошем Биковичем

Maxim
Girl in Vogue: Яна Гурьянова Girl in Vogue: Яна Гурьянова

Актриса и дизайнер рассказала, что для нее значит мода

Vogue
Пленные второго сорта Пленные второго сорта

Нацистская пропаганда объявила пленных советских солдат «недочеловеками»

Дилетант
Таиланд: отпуск с видом на будущее Таиланд: отпуск с видом на будущее

Таиланд готов ответить на любые вызовы гостей

Esquire
«Говорить о пенсиях надо издалека» «Говорить о пенсиях надо издалека»

«Огонек» посмотрел на ситуацию с пенсионной реформой глазами социолога

Огонёк
Дневник Жанны Бадоевой: невероятные места в России, о которых вы не подозреваете Дневник Жанны Бадоевой: невероятные места в России, о которых вы не подозреваете

Путеводитель по России в нескольких частях

Cosmopolitan
Маша Командная: «Выход сборной из группы – это будет национальный праздник» Маша Командная: «Выход сборной из группы – это будет национальный праздник»

О сборной России по футболу, предстоящем чемпионате мира и стереотипах

GQ
Если женщина спросит… Если женщина спросит…

Юбилей первого в истории женского журнала пришелся на тревожные времена

Огонёк
Арсений Попов, «Импровизация» на ТНТ: «У нас в стране столько людей занимаются не тем, чем хотят» Арсений Попов, «Импровизация» на ТНТ: «У нас в стране столько людей занимаются не тем, чем хотят»

Интервью с одним из актеров шоу «Импровизация» Арсением Поповым

Maxim
Новая волна Новая волна

Почему громких побед российских пловцов пришлось ждать 14 лет

GQ
Звериный рай: помочь детям пережить утрату питомца Звериный рай: помочь детям пережить утрату питомца

Как помочь детям справиться со смертью питомца

Psychologies
Печальный прогноз. ФАС не нашла нарушений в росте тарифов ЖКХ с 1 июля Печальный прогноз. ФАС не нашла нарушений в росте тарифов ЖКХ с 1 июля

ФАС считает предстоящее 1 июля 2018 года повышение цен вполне плановым

Forbes
Российская господдержка частной космонавтики США Российская господдержка частной космонавтики США

"Роскосмос" собирается закрыть производство ракеты “Протон”

Популярная механика
Городские истории Городские истории

Прогулку по Зальцбургу и окрестностям можно превратить в увлекательный квест

Лиза
Как есть, пить и веселиться по-итальянски Как есть, пить и веселиться по-итальянски

Настоящая «дольче вита» на озере Комо

Vogue
Горячая пора Горячая пора

Что делать, чтобы силы природы не навредили ребенку

Добрые советы
Все против одной Все против одной

Коллеги затравили тебя – насмехаются, игнорируют, распускают сплетни

Лиза
От «Беспечного ездока» до «Безумного Макса»: 9 самых крутых фильмов с мотоциклами От «Беспечного ездока» до «Безумного Макса»: 9 самых крутых фильмов с мотоциклами

Два колеса или четыре? Скорее всего, ты дал ответ на этот вопрос не задумываясь

Playboy
Биби Рекса Биби Рекса

Биби Рекса любит Россию и знает, как пить водку и не пьянеть

L’Officiel
Добытчица Добытчица

Что делать, если ты зарабатываешь больше супруга

Лиза
Реактивный паровой водомет: как построить его самому Реактивный паровой водомет: как построить его самому

Как построить особый паровой двигатель

Популярная механика
Цвет и фактура Цвет и фактура

Смелые цветовые решения и сочетания вдохновляют на изменения

Домашний Очаг
Что такое морские течения и как их исследуют Что такое морские течения и как их исследуют

Как разобраться в необычайно интересном феномене морских течений

Популярная механика
Тест и обзор Huawei P20: как iPhone X, только на Android Тест и обзор Huawei P20: как iPhone X, только на Android

Недорогая альтернатива P20 Pro

CHIP
В шумной компании В шумной компании

Город контрастов — глазами креативного арт-директора по макияжу Givenchy

Vogue
Гид по самому красивому фестивалю Москвы: что смотреть на Moscow Flower Show Гид по самому красивому фестивалю Москвы: что смотреть на Moscow Flower Show

С 29 июня по 8 июля в столице пройдет VII фестиваль садов и цветов

Cosmopolitan
Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья” Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья”

В прокате “Красный воробей” — захватывающее собрание западных мифов о России

Esquire
Открыть в приложении