При общем снижении продаж автомобилей наблюдается их нехватка в салонах

ЭкспертАвто

Дефицит на фоне падения

На российском автомобильном рынке сформировалась парадоксальная ситуация: при общем снижении продаж здесь наблюдается острая нехватка «живых» машин в салонах. В дефиците виноваты карантинная приостановка работы заводов, заниженные прогнозы спроса, а также осторожность дилеров и импортеров

Алексей Грамматчиков

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

«В Саратове скупили все стоимостью до полутора миллионов рублей! Выбора из моделей и комплектаций нет, ближайшие поставки неизвестны. Говорят, берите то, что есть, или соглашайтесь на дикие условия по обязательному дополнительному оборудованию у дилеров. Это краткое описание двухнедельного поиска новой бюджетной машины для семьи». Подобные сообщения сейчас широко распространены на интернет-форумах: покупатели, которые ищут себе машину, сталкиваются с острой нехваткой самых популярных моделей и комплектаций. Маркетологи недоумевают: обычно, когда рынок сжимается, на нем происходит затоваривание. Но это правило сейчас не работает для российского авторынка: общие продажи на нем сокращаются, но при этом «живых» машин не хватает.

Курс рубля подстегнул рост

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам первых трех кварталов текущего года продажи новых автомобилей в России в среднем сократились на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, опустившись до 1,094 млн единиц. В падении спроса виновата прежде всего пандемия, хотя авторынку стало нездоровиться еще до распространения коронавируса: после двухлетнего набора скорости в 2017 и 2018 годах в прошлом году продажи просели на 2,3%, до 1,75 млн машин (см. график 1). Но в настоящую аварийную ситуацию авторынок попал с введением локдауна, когда весной на двери дилерских магазинов был повешен замок. В результате в апреле рынок рухнул на беспрецедентные 72%, в мае — на 52%, а июнь принес отрицательный результат в минус 15%. Зато позже из-за отложенного спроса продажи вновь поехали вверх: в июле спрос вырос на 7%, в августе остался стабильным (плюс 0,5%), а сентябрь опять порадовал приростом на 3,4% (см. график 2).

Участники рынка убеждены, что в первую очередь рост спроса подстегивается ослаблением рубля: за падением курса национальной валюты следует неизбежный рост цен. «Восстановление спроса на автомобили — это стандартное изменение потребительского поведения в условиях резкой девальвации рубля, — говорит Евгений Миронюк, аналитик инвестиционной компании “Фридом финанс”. — Ожидание резкого удорожания импортных, а также отечественных автомобилей ситуативно увеличивает спрос».

Опасения потребителей, что завтра автомобили будут стоить заметно дороже, чем сегодня, вполне оправданны: цены на новые машины растут буквально на глазах. По данным аналитической компании «Автостат», более 20 автомобильных брендов в сентябре подняли цены на свою продукцию. Например, с 1 октября на 2–3%, или на 10–13 тыс. рублей, подорожал в среднем весь модельный ряд Lada. За последний месяц двух-трехпроцентную прибавку к стоимости получили также все автомобили марок Subaru, Opel, Genesis, на 2% подорожали некоторые модели Mazda, на 5% — BMW, на 4% — Mercedes-Benz. «В сентябре из-за падения курса рубля 22 компании повысили цены на автомобили в России. А к концу года стоимость некоторых моделей может увеличиться на 8–10 процентов», — предупреждает Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Дополнительно на мотивацию «успеть в автосалон до подорожания» влияет и то, что из-за карантина многие покупатели не поехали отдыхать на море, у них высвободились дополнительные средства, которые они готовы потратить на приобретение автомобиля. Еще одним стимулом спроса сейчас является развитие автокредитования: снижение ключевой ставки ЦБ позволило сделать автокредиты доступнее. Как сообщает «Автостат» со ссылкой на данные 20 ведущих банков, в сентябре этого года объем выданных автомобильных кредитов в России вырос на 7% по сравнению с сентябрем 2019-го. Подхлестывает продажи и государство: летом власти перезапустили программы стимулирования продаж «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», участники которых могут получить порядка 10% скидки на автомобили российской сборки. По некоторым оценкам, в общей сложности до конца текущего года из бюджета на льготные программы будет выделено 33 млрд рублей. «В начале пандемии мы предполагали, что авторынок будет драматически снижаться, однако сейчас мы видим улучшение ситуации, — констатирует Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — Поэтому сейчас можно говорить о стабилизации динамики продаж, причиной которой послужил отложенный спрос. Многие сейчас приняли решение не откладывать покупку, особенно в связи с колебаниями курса рубля».

В порядке очереди

Оживление спроса привело к дефициту предложения, которого автодилеры не видели со времен «тучных» 2000-х: сразу же уехать из автосалона на приглянувшейся машине сейчас непростая задача — приходится записываться в лист ожидания почти на все ходовые модели популярных марок. «Мы наблюдаем дефицит ряда моделей таких брендов, как Hyundai, Volkswagen, Mercedes, BMW, Audi, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet», — признается Андрей Каменский.

Если говорить конкретнее, то, например, в дефиците сейчас такие модели, как Kia Rio и Cerato. На срок до нескольких месяцев растягиваются очередь на самый популярный кроссовер в России Hyundai Creta, есть сложности с наличием Volkswagen Touareg, Teramont и Multivan, дилеры BMW отмечают острый дефицит моделей 3-й серии, а также кроссоверов X5 и X6. Непросто найти в наличии кроссоверы Audi Q3 и Q8. В Санкт-Петербурге и других городах дилеры жалуются на дефицит ходовых моделей Lada — Vesta и Niva. В салонах Porsche нет, например, купе 911, а также Cayman и Boxter.

Главной причиной нехватки машин участники рынка называют сбои в работе автомобильных предприятий весной во время карантина. «Дефицит новых автомобилей образовался по причине сокращения производства и поставок в Россию в начале пандемии, — объясняет Андрей Каменский. — Мы ждем нормализации поставок, возможно, они стабилизируются к концу года».

Впрочем, к причинам автомобильного дефицита стоит отнести и осторожность самих дилеров. В условиях пандемии и экономической неопределенности многие из них перестраховываются и предпочитают заказывать для продажи меньшее количество автомобилей. К тому же некоторые дилеры и автопроизводители явно просчитались с планированием: весной многие поддались эмоциям и ожидали, что покупательский спрос совсем ляжет на дно, чего на самом деле не произошло. «Закупку новых автомобилей у производителей дилеры сейчас делают осторожно, предполагая, что цены существенно поднимутся и реализация будет затруднена, таким образом провоцируется локальный дефицит новых авто», — указывает Евгений Миронюк.

Увы, неточный прогноз и нехватка машин сильно бьет по дилерам и другим участникам рынка, которые из-за пандемии и так оказались в непростой ситуации, а сейчас теряют возможность поправить свое положение. Хотя некоторые продавцы пытаются воспользоваться ситуацией: на ходовые модели, спрос на которые превышает предложение, они навешивают «допы» — дополнительное оборудование, которое предлагается по завышенной цене, например парктроники, сигнализацию, пластиковые обвесы. С таким недобросовестным поведением пытаются бороться производители и профильные ассоциации, однако и те и другие неформально признают, что контролировать такие нарушения сложно.

Китайское наступление

Что касается игроков, удачливых и не очень, то в составе лидеров авторынка особых перестановок не наблюдается: по-прежнему на первом месте с большим отрывом российский бренд Lada (продажи за январь–сентябрь — 227 тыс. машин), за которым следуют корейцы Kia (139 тыс.) и Hyundai (114 тыс.), а далее французская марка Renault (88 тыс.) и немецкая Volkswagen (70 тыс.).

По динамике изменений за последний месяц обращает на себя внимание скачок продаж у компании koda (+31% в сентябре до 9600 штук), что участники рынка объясняют как раз тем, что этот производитель одним из первых успешно решил проблему нехватки машин и такие ходовые модели марки, как Karoq, Kodiaq, а также недавно обновленный Rapid, в сентябре в спешном порядке были доставлены в нужном количестве дилерам.

Фото: Алексей Грамматчиков

Одновременно среди растущих брендов особое внимание продолжают обращать на себя китайцы: разгон спроса в России на автомобили из КНР сейчас весьма внушительный, в сентябре большой прирост продаж демонстрировали все основные китайские марки: Geely, Chery, Haval, Changan, FAW. Рост продаж по разным маркам составил от 21 до 230%.

Успех китайцев объясняется тем, что цены на их автомобили остаются более доступными, чем у других автомобильных брендов, а в условиях падения покупательской способности это важно. При этом качество китайских машин в последнее время заметно растет. Совокупность этих факторов уже позволяет китайским компаниям играть заметную роль в общих продажах — например, самая успешная из них, Geely, в сентябре поднялась на 12-ю строчку в списке самых продаваемых марок в России, при том что год назад она занимала только 23-е место. «Высокие цифры прироста китайских брендов связаны с эффектом низкой базы, - комментирует Михаил Ерцев, операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama. — При этом, например, у Geely и у Chery в 2020 году существенно обновился модельный ряд. Серьезной силой на рынке также становится бренд Haval: популярность этой компании обусловлена локализацией производства в Тульской области, разумной ценовой политикой и широким модельным рядом современных кроссоверов».

Ну а в минусе сейчас, в частности, оказались японские автомобильные компании (см. таблицу). «Mitsubishi и Mazda в России уже несколько лет имеют сокращенный модельный ряд. И если в случае Mazda еще можно говорить о современном модельном ряде за счет достаточно свежих CX-5 и CX-9, то Mitsubishi уже давно нечего предложить требовательному покупателю: четырнадцатилетний флагман Pajero снят с продаж, а бестселлеру Outlander уже девять лет, — продолжает Михаил Ерцев. — Ну а падение продаж Toyota выглядит необычно, и скорее всего оно связано с пересмотром модельного ряда и ценовой политикой в отношении некоторых моделей».

Снять розовые очки

Ажиотаж, дефицит, рост спроса на авторынке — это, конечно, хорошо. Но насколько долго все это будет продолжаться? Тем, кто слишком воодушевлен повышенной активностью на рынке, наблюдатели предлагают все же снять розовые очки: покупательская способность падает, общая экономическая ситуация не становится лучше, неопределенность с пандемией остается, и все это не лучшим образом сказывается на планировании такой крупной покупки, как автомобиль. Так что, скорее всего, вслед за нынешним всплеском спроса российский авторынок продолжит движение вниз.

Хотя нынешняя обстановка все же поубавила пессимизма: если весной участники рынка прогнозировали сокращение продаж на 30–50%, то сейчас, например, по предположению Томаса Штерцеля, председателя комитета автопроизводителей АЕБ, рынок по итогам текущего года сократится всего на 13,5%, до 1,55 млн единиц. Впрочем, автодилеры предполагают, что это слишком позитивный настрой и провал может быть поглубже — 20% и более. «В октябре–ноябре ажиотаж в дилерских центрах продолжится, — прогнозирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Опасаясь повышения цен на новые авто и отмены новогодних скидок от производителей, россияне будут приобретать автомобили осенью. В декабре продажи снизятся, и по итогам года рынок сократится на 25–30 процентов».

«Ажиотаж у дилеров продлится еще в октябре–ноябре, в декабре спрос на новые автомобили будет снижаться, - соглашается Денис Петрунин. — Отложенный спрос за апрель–май уже исчерпан, и сейчас трафик в дилерские центры привлекает нестабильность рубля и ожидающийся рост цен. Несмотря на положительную динамику продаж в июле, августе и сентябре, по итогам года российский авторынок потеряет 15–20 процентов объема. А в случае повторения ситуации с пандемией некоторые автопроизводители могут снова приостановить свою деятельность, в связи с чем дефицит новых автомобилей может наблюдаться и в первом квартале 2021 года».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наступление электронных базаров Наступление электронных базаров

Маркетплейсы — наиболее динамично развивающийся формат торговли в России

Эксперт
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Деньги совершают круг Деньги совершают круг

Зачем банки строят пирамиду репо и почему этого не надо бояться

Эксперт
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Почем газ для народа? Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта

Эксперт
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
Месть Чингисхана Месть Чингисхана

Вторжение монголов положило конец господству половцев в Великой степи

Дилетант
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Откровения TikTok Откровения TikTok

Репортаж из дома для тиктокеров Grand House

Эксперт
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Магистраль взаймы Магистраль взаймы

Как народные облигации могут помочь в строительстве дорог

Эксперт
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Простое правило, о котором многие не задумываются: зачем нужно мыть многоразовые бутылки и как это делать Простое правило, о котором многие не задумываются: зачем нужно мыть многоразовые бутылки и как это делать

Позаботьтесь о своем здоровье и выработайте привычку мыть многоразовые бутылки

ТехИнсайдер
Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой

Судя по всему, в природе зимующие матки шмелей успешно переживают наводнения

N+1
Как выбрать профессию подростку, чтобы он стал счастливым взрослым Как выбрать профессию подростку, чтобы он стал счастливым взрослым

Как выстроить карьерную траекторию, чтобы помочь ребенку стать успешным

РБК
Топливо из салата и биоразнообразие: как стартапы решают климатические проблемы Топливо из салата и биоразнообразие: как стартапы решают климатические проблемы

Как цифровые решения могут помочь спасти будущее Земли

Forbes
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Один метр. Один килограмм. Одна гордость Один метр. Один килограмм. Одна гордость

Признание первенства Советов в космосе смешано с обидой, завистью и досадой

Монокль
Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма

Кажется, что аскорбинки можно есть бесконечно. Но это не так

Лиза
А вы моете мясо перед тем, как его приготовить? Рассказываем, почему это категорически нельзя делать А вы моете мясо перед тем, как его приготовить? Рассказываем, почему это категорически нельзя делать

Сегодня мы объясним вам, почему вы совершаете большую ошибку, моя мясо

ТехИнсайдер
10 самых уродливых автомобилей всех времен и народов 10 самых уродливых автомобилей всех времен и народов

Как машины со столь отталкивающей внешностью вообще могли попасть на конвейер?

Maxim
«Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине» «Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине»

Какие инновации пришли в сахарное производство в XVIII веке

N+1
«Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком «Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком

Как выстроить дружеские и доверительные отношения с пасынком или падчерицей?

Psychologies
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь: история самых популярных российских сатирических журналов в иронических набросках Над кем смеетесь? Над собой смеетесь: история самых популярных российских сатирических журналов в иронических набросках

Разбираемся в истоках комического в литературе и искусстве

Правила жизни
Ожидание и реальность не совпадут: 8 вещей, которые не следует покупать в онлайн-магазинах Ожидание и реальность не совпадут: 8 вещей, которые не следует покупать в онлайн-магазинах

Рассказываем, какие позиции точно не стоит добавлять в корзину

ТехИнсайдер
Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам

Кто и сколько заплатит акционерам и что из этого достанется частным инвесторам?

Forbes
6 самых необычных цветочных фестивалей весны 6 самых необычных цветочных фестивалей весны

Шесть лучших цветочных фестивалей и праздников мира

Psychologies
Рубенс и философский пессимизм. Отрывок из книги Рубенс и философский пессимизм. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности»

СНОБ
Бабочки оказались самыми упоминаемыми в хайку членистоногими Бабочки оказались самыми упоминаемыми в хайку членистоногими

Какие насекомые интересовали японских поэтов больше всего?

N+1
Открыть в приложении