Эта актриса заставляет нас с трепетом смотреть на сцену

ЭкспертКультура

Чудо Алисы Фрейндлих

Что происходит, когда мы видим на сцене актрису, которую хорошо знаем по другим ролям

Вячеслав Суриков

Алиса Фрейндлих в спектакле «Волнение», поставленном Иваном Вырыпаевым на сцене БДТ по пьесе собственного сочинения

Книга пишется для самого акта чтения. Книга всегда про того, кто ее читает. Смысл книги в волнении, которое мы испытываем соприкасаясь с чем-то, что подтверждает нашу бесконечность. Иван Вырыпаев «Волнение»

Алиса Фрейндлих — актриса, заставляющая нас с трепетом смотреть на происходящее на сцене с ее участием. В карьере актера может наступить этап, когда его собственное имя оказывается сильнее имени персонажа, чей образ он создает. За ним тянется шлейф сыгранных ролей, но каждая из них уже не просто прихоть режиссера или продюсера, а часть его личной биографии. Он прожил эти роли, отдал им свою внешность и свой голос, но однажды они получат и его имя. Даже в случае, если актер играет исторического персонажа, он все равно остается самим собой. И если из-за этого мы не можем принять до конца условность театрального действия, то все же получаем взамен другой, не менее сильный эффект: оказываемся свидетелями нескольких жизней человека, хорошо нам известного, вызывающего у нас поток личностных ассоциаций, всплывающих из глубин накопленного нами культурного и эмоционального опыта, который связан с этим актером множеством невидимых нитей.

«Волнение» — пьеса, написанная драматургом Иваном Вырыпаевым специально для Алисы Фрейндлих и им же поставленная на сцене БДТ. Персонаж, которого она играет, — писательница родом из Польши, ныне живущая в США. Она успела прославиться на весь мир. От Нобелевской премии ее отделяют лишь несколько шагов. Интервью польскому изданию может помочь совершить их. Его берет журналист, приехавший из Польши в Нью-Йорк в надежде однажды там остаться. Он должен стать частью хорошо просчитанной комбинации, которая разыгрывается вокруг литературной знаменитости. Но вместо того, чтобы довольствоваться скромной ролью, доставшейся ему по воле случая, начинает свою игру, что делает ход событий непредсказуемым. Он принимается задавать вопросы, которые ему задавать не следовало, но как раз таких вопросов от него и ждала собеседница. Они дают ей повод выставить напоказ залежавшиеся в шкафу ее души скелеты, которых с годами становится все больше и больше.

Иван Вырыпаев усложняет действие пьесы кинематографическим приемом: мы не только наблюдаем актеров на сцене, но и слышим авторский текст, объясняющий нам скрытую мотивацию происходящего на сцене. Зритель получает возможность быстро проникнуть в сознание персонажей спектакля и дальше считывать еще один смысловой слой происходящего на сцене: мы видим не просто интервью, способное в случае удачного стечения обстоятельств изменить к лучшему судьбы сразу нескольких людей, но мистерию, в которой приоткрываются глубокие смысловые слои человеческого бытия. Он дидактичен. Хочет все объяснить. И разом обнажает наслоившиеся друг на друга парадоксы человеческого существования. У него словно появился единственный шанс выстроить отношения с очень важным собеседником, и он пытается его использовать на все сто процентов. Как посланник неведомой вселенной, изо всех сил старается он донести до зрителя максимум смыслов в сжатой форме, требуя, чтобы тот до предела сконцентрировался в момент восприятия.

За степень этой концентрации как раз и отвечает Алиса Фрейндлих. Мы следим за историей ее персонажа, сотканной из шокирующих подробностей. При этом до конца не понимаем, какие из них правда, а какие вымышлены. Закадровый голос диктует нам исходный тезис: миф, вымысел, порожденный исключительно воображением, ничуть не менее значим, чем реальность. Это тем более важно, что мы имеем дело с писателем, проживающим жизнь своих персонажей даже более интенсивно, чем собственную. Или же наоборот: они проживают внутри своих произведений разные вариации своей жизни. В какой-то момент реальность вымысла неизбежно смешивается с той, внутри которой он существует. И писатель — демиург собственных миров несет ответственность за поступки порожденных его воображением героев. Они, как его дети, приносят ему страдание и наслаждение, но и то и другое только увеличивает его счастье.

Фрейндлих играет так, что мы не видим швов, из которых сшит ее образ. Она надевает эту роль, как пришедшийся впору костюм. Ее героиня с азартом идет на поводу у польского журналиста и говорит ему все, что тот хочет услышать. При этом не правду, но то, что могло бы заинтересовать собеседника; она потакает его страсти к сенсации и одновременно своей страсти к созданию вымышленной реальности, где чуть больше драматизма, чем в той, которую проживают реальные люди. В одной ее мать изнасиловал немецкий офицер, в другой та не только добровольно вступила с ним в связь, но и сотрудничала с нацистами. Автор устами одного из своих персонажей утверждает, что миф и реальность не просто влияют друг на друга — они неразрывно связаны. Так же как неразрывно связаны актер и персонаж, которого он играет. Это не просто маска, которую актер надевает на сцене, а потом снимает и начинает жить совершенно отдельной жизнью, это часть его личности.

В «Волнении» зритель оказывает в ситуации, когда он, скорее всего, отлично знает актрису и ничего не знает о персонаже. И Алиса Фрейндлих на наших глазах превращается в американскую, польского происхождения, писательницу по имени Улья Рихте. До какогото момента она хорошо знакомая нам актриса, чьи тембр голоса и внешность мы знаем до малейших подробностей, а потом мы видим Рихте — женщину, хватающуюся за диалог с журналистом как за последнюю возможность стать самой собой. Для нее интервью — возможность исповеди, за которую она готова заплатить любую цену, даже если цена — Нобелевская премия. Но при этом она не перестает быть писательницей, не может выключить свое воображение. Даже в такой момент Улья Рихте продолжает создавать миф о самой себе, будучи не в силах удержать игру своего воображения — она для нее одно из величайших в мире наслаждений.

Вырыпаев проходится по болевым точкам сознания современного человека, который вынужден вести образ жизни, соответствующий ожиданиям общества. Стоит ему перестать их оправдывать, перестать вписываться в общепринятую схему, как общество отворачивается от него и даже делает его изгоем. Если же ему удается ценой титанических усилий противостоять этому давлению и взломать одну из действующих схем, ей на смену приходит другая — не менее жесткая. Он словно оказывается в лабиринте, бесконечно блуждая в котором создает внешнюю модель самого себя, стирая из своей биографии все сомнительные пункты, и при этом забывает, кто он на самом деле. Но однажды ему все-таки придется встретиться с самим собой, и чем дольше он оттягивает момент встречи, тем сильнее обостряются его внутренние конфликты и тем более драматичным окажется их разрешение.

Волнение — чувство, предшествующее, по мнению драматурга, акту любви и акту насилия. Вырыпаев подбрасывает нам идею, которая должна не столько все объяснить, сколько заставить нас выйти за рамки увиденной истории. Это его собственное откровение, слова, произнесенные им от первого лица. И тут он становится чем-то большим, чем просто закадровый голос. Он демиург всего, что мы видим. Для чего он это создает? Чтобы пережить таинственное мгновение, которое предшествует появлению в его жизни чего-то совершенного нового и необычного, что может изменить его жизнь, насытить ее новыми красками. Для чего он играет судьбами персонажей? Для чего делает их счастливыми или несчастными? Вырыпаев любит озадачивать зрителя загадочными параллелями, из которых можно сделать какой угодно вывод, — он безупречно владеет таким искусством. Автор дает ответ на этот вопрос в реплике, которую произносит героиня Алисы Фрейндлих: «Смысл пьесы в том, чтобы ее смотреть, — пьеса всегда пишется про того, кто ее смотрит».

Фото: Станислав Левшин

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зеленый гигант из Китая Зеленый гигант из Китая

WeChat охватывает весь мир пользователя и делает его жизнь прозрачной

Эксперт
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Опасные гидраты и где они обитают Опасные гидраты и где они обитают

Потепление климата связывают с ростом в атмосфере количества парниковых газов

Наука и жизнь
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Ритейл не справляется с заказами Ритейл не справляется с заказами

Ажиотажный всплеск спроса ускорил переход традиционной розницы в онлайн

Эксперт
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей

Правила ПДД, которые озадачивают любого водителя до сих пор

Maxim
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Что страшнее: устать или не уметь расслабляться? Что страшнее: устать или не уметь расслабляться?

Умеете ли вы определять меру собственной усталости?

Psychologies
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Вы давно этого не делали: как правильно чистить коврик для компьютерной мыши Вы давно этого не делали: как правильно чистить коврик для компьютерной мыши

Как правильно почистить коврик для мышки из разных материалов

ТехИнсайдер
И грянул БАМ И грянул БАМ

Почему БАМ органично встроился в культурный код советского человека?

СНОБ
Пассажирская логистика: как улучшить доступность и качество перевозок Пассажирская логистика: как улучшить доступность и качество перевозок

Как развивается транспортная система в России и как сделать ее еще лучше

ФедералПресс
Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов

Избавиться от запаха готовящейся еды может быть непросто. Несколько лайфхаков

VOICE
7 правил, которые помогут выжить, если вы заботитесь о пожилом нарциссе 7 правил, которые помогут выжить, если вы заботитесь о пожилом нарциссе

Ваш пожилой отец, мать, бабушка — нарцисс? Вам никогда не удастся ему угодить

Psychologies
5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же 5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же

Зачем читать Лолиту прямо сейчас?

Psychologies
Город на парках Город на парках

Хабаровск: победа деревьев над советским пространством

Weekend
Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы

В основе патологических процессов при астме лежит выдавливание эпителия бронхов

N+1
Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма

Кажется, что аскорбинки можно есть бесконечно. Но это не так

Лиза
Безопасно ли чистить уши? Иногда этого делать не стоит Безопасно ли чистить уши? Иногда этого делать не стоит

Что можно и чего нельзя делать с ушной серой и чисткой ушей

ТехИнсайдер
Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта

Что делать при встрече с автохамами на дороге?

СНОБ
Открыть в приложении