КамАЗ совместно с немецкой компанией Daimler запустил новый завод кабин

ЭкспертБизнес

Чтобы мужики не жаловались

КамАЗ совместно со своим акционером немецкой компанией Daimler запустил новый завод кабин. Предприятие позволит ведущему российскому производителю тяжелых коммерческих автомобилей приступить к выпуску грузовиков нового поколения и еще больше упрочить свое положение на рынке.

Алексей Грамматчиков

Мощность нового завода «Даймлер КамАЗ Рус» — 55 тыс. кабин в год, инвестиции в проект составили 14 млрд руб. Фото предоставлено компанией «Даймлер Камаз Рус»

Мужики жалуются на ваши кабины», — публично сказал в свое время Владимир Путин генеральному директору КамАЗа Сергею Когогину после своего участия в автопробеге Чита — Хабаровск, где дальнобойщики донесли до главы государства свое мнение о кабинах отечественных грузовиков.

Действительно, кабины у ведущего российского производителя тяжелых коммерческих автомобилей всегда были слабым местом. Для любого водителя было праздником пересесть из кабины КамАЗа за руль Scania, Volvo или другой грузовой иномарки, где комфорт и удобство управления большой машиной были гораздо выше. Камскому предприятию неоднократно предлагали закупать современные технологичные кабины у зарубежного поставщика, но руководство КамАЗа справедливо говорило, что такой шаг повысил бы цену готовой продукции, сделав ее менее конкурентоспособной на рынке. КамАЗ решил идти по другому пути — наладить производство модернизированных кабин у себя в сотрудничестве с зарубежным партнером — немецким автопроизводителем Daimler AG.

Кабины роста

Один из ведущих мировых производителей коммерческих автомобилей немецкий концерн Daimler является акционером КамАЗа с 2008 года, сейчас ему принадлежит 15% российской компании. О совместном строительстве нового завода кабин Daimler и КамАЗ объявили в 2016 году, площадка для нового предприятия была выбрана в Набережных Челнах на территории КамАЗа, общий объем инвестиций в проект составил 14 млрд рублей.

У Daimler в строительстве завода свой интерес: с 2010 года тут по соседству работает совместное предприятие «Даймлер КамАЗ Рус», которое выпускает грузовики Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso (обе марки принадлежат концерну Daimler AG), и по итогам прошлого года СП выпустило соответственно 1700 и 390 автомобилей этих марок, прирост по сравнению с 2017 годом составил 40 и 26%. Предполагается, что примерно 20% продукции нового завода будет выпускаться для нужд Daimler, 80% — для КамАЗа. А его общая производственная мощность составит 55 тыс. кабин в год.

Точное название нового предприятия — Завод каркасов кабин, то есть здесь будут выпускать сваренные и окрашенные каркасы кабины грузовика с металлическими элементами (двери, крыша и проч.). А далее разные пластиковые детали, как внешние (фары, бамперы, стекла и др.), так и внутренние (сиденья, руль, салон), будут добавляться уже на находящихся по соседству заводах Daimler и КамАЗ. При этом сталь, из которой выпускаются кабины, — российская: руководство КамАЗа рассказало, что им удалось добиться от российских металлургов сырья нужного качества.

«По степени автоматизации и применению новых производственных технологий новый завод — лучший в мире», — заявил на открытии предприятия генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус» Андреас Дойшле. Действительно, новое предприятие отличается высоким уровнем автоматизации. Официально объявлено, что на новом заводе создано 700 рабочих мест, но цеха здесь выглядят безлюдно: примерно 80% операций делают промышленные роботы, число которых превышает 120 единиц.

Площадь нового завода — 60 тыс. кв. м, организационно он состоит из четырех цехов: цеха сварки, окраски кабин, логистики и энергоцентра. Самая внушительная армия роботов трудится в цеху сварки, куда разрозненные детали каркаса кабины поступают со склада. Роботы начинают сварку с панели пола, постепенно каркас обрастает боковыми панелями, внутренними деталями и крышей. При этом часть деталей крепятся не только с помощью сварки, а посредством сильно разогретого клея. Далее качество сварочных швов проверяется с помощью ультразвука, а также оптического сканера и механического индикатора.

После сварки кабина поступает в цех окраски, который занимает два этажа. Этот цех отличается современным методом антикоррозийной обработки металла с помощью электрокатофореза, когда кабина полностью погружается в так называемую катофорезную ванну, где под воздействием электричества и химических реакций кузов получает повышенную защиту от коррозии. Далее окраска проходит с использованием передового метода «мокрым по мокрому», когда на еще влажный грунт наносится эмаль. При этом частицы краски имеют электрический заряд, что притягивает их к окрашиваемой поверхности. Это делает окраску более качественной, экономит расход эмали и снижает загрязнение окружающего воздуха.

Новые кабины позволят КамАЗу выпускать грузовики нового поколения К5, первый из них — КАМАЗ-54901 начнет продаваться до конца года. Фото Алексей Грамматчиков

Грузовики нового поколения

Несмотря на натиск зарубежных конкурентов, КамАЗ в последние годы остается лидером российского рынка грузовиков: например, сейчас предприятию принадлежит треть (33,7%) российского рынка грузовых автомобилей: по данным «Автостата», по итогам 2018 года, из 82,2 тыс. проданных в России грузовиков 25,7 тыс. пришлось на продукцию камского завода. При этом своих зарубежных конкурентов КамАЗ обгоняет с большим отрывом — ближайшие иностранные конкуренты, Scania и Volvo, в прошлом году продали в России всего соответственно 6600 и 6300 грузовиков.

Однако, чтобы удерживать лидирующие позиции, КамАЗу необходимо модернизировать свою продукцию и выпускать не отсталые, а современные и комфортные грузовики, которые при более доступной цене по своим потребительским характеристикам могли бы достойно соперничать с зарубежными автомобилями. Запуск производства новых кабин — важный шаг в этом направлении. Руководство КамАЗа говорит, что с началом производства новых кабин предприятие начнет выпускать грузовики нового поколения с внутризаводским индексом К5 (индексом К1 обозначались первые грузовики КамАЗа в конце 1970-х, с конца 1990-х появились машины К2, и т. д.).

О разработке машин этого семейства руководство КамАЗа начало говорить еще в 2015 году, в 2017-м на выставке «Комтранс» в Москве был представлен первый прототип грузовиков нового поколения — магистральный тягач КамАЗ54901, который отличается рядом принципиальных усовершенствований. В частности, рама здесь изготовлена из более прочных и одновременно легких стальных сплавов, новая конструкция осей повысила надежность и грузоподъемность, у машины появились более вместительные топливные баки, новая автоматизированная коробка передач, а также новый мотор — рядный шестицилиндровый двигатель Р6, который отличается хорошей мощностью (400–700 л. с. в зависимости от модификации) и при этом более экономичен, экологичен и облает более высоким ресурсом — 1,5 млн км, это даже выше, чем у многих зарубежных конкурентов. Ну и, наконец, еще один ключевой элемент грузовика нового поколения — новая кабина, которая как раз и будет производиться на новом заводе и которая в Daimler обозначается индексом SFTP (Strategic Future Truck Project). Новая кабина для модели КамАЗ-54901 будет просторной и комфортной, в ней, например, можно стоять в полный рост (расстояние от пола до потолка — 1980 мм, внутренняя ширина — 2270 мм). Продумана и эргономика: все необходимое для управления грузовиком и панель приборов находятся на расстоянии вытянутой руки, кресло водителя имеет широкий диапазон регулировок, оно установлено на пневмоподушке, есть удобное спальное место.

Руководство КамАЗа заявляет, что в перспективе все грузовые автомобили компании будут выпускаться с новыми кабинами SFTP. Как сказал на прессконференции перед церемонией открытия завода Ирек Гумеров, директор по развитию, официальный старт продаж тягачей КамАЗ-54901 будет объявлен в сентябре на выставке «Комтранс» в Москве, до конца года планируется произвести и продать порядка сотни таких машин. «В будущем мы планируем оснащать новыми кабинами весь наш модельный ряд, — заявил Ирек Гумеров. — Через два с половиной года все семейство самосвалов будет оснащено новыми кабинами, и оставшиеся модели со старыми кабинами вряд ли будут выпускаться дольше 2025 года».

Предполагаемая розничная цена российских грузовиков нового поколения еще не объявлена, но при условии сдержанной ценовой политики КамАЗ имеет шансы успешно конкурировать с зарубежными моделями грузовиков, причем как на российском, так и на зарубежных рынках, что позволит компании быстро окупить вложения в новый завод. «Новое поколение российских грузовиков уже будет считаться премиум-сегментом, серийное производство новых КамАЗов позволит компании улучшить показатели маржинальности с пяти–шести процентов по EBITDA до 20–30 процентов уже через несколько лет, — считает Анастасия Соснова, аналитик ИК “Фридом Финанс”. — В новый завод были вложены существенные средства — более 14 миллиардов рублей. Но дизайн, функциональные характеристики, а также цена ниже, чем у основных конкурентов, и, на мой взгляд, это обеспечит востребованность новых грузовиков как в России, так и за рубежом. Таким образом, проект нового завода кабин может окупиться уже за три–пять лет». 

Москва — Набережные Челны

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дикая ягода в цене Дикая ягода в цене

«Альфа-групп» приобрела контрольный пакет ГК «Русбиоальянс»

Эксперт
Как сохранить крепкую семью, если один из партнеров не может иметь детей Как сохранить крепкую семью, если один из партнеров не может иметь детей

Как уберечь любовь, если супруги хотят ребенка, но физически это невозможно

Psychologies
Самый русский динозавр Самый русский динозавр

Почему Сибирь — родина динозавров

Русский репортер
Renault и Nissan выведут автопилот от материнской компании Google на глобальный рынок Renault и Nissan выведут автопилот от материнской компании Google на глобальный рынок

Waymo будет развивать беспилотные автоперевозки во Франции и Японии

Forbes
Интернет без очереди Интернет без очереди

Шестое поколение связи Wi-Fi качественно улучшит доступность интернета

Эксперт
Негативное мышление: самая опасная зависимость Негативное мышление: самая опасная зависимость

Почему мы навязчиво цепляемся за свою боль и неприятные переживания?

Psychologies
«Хороший сервис и экономия времени клиента» «Хороший сервис и экономия времени клиента»

О том, что ожидает страховой рынок в 2019–2020 годах и как на нем работать

Эксперт
Человек-кремень Человек-кремень

О русском кино, внутренней свободе и актерских техниках как опыте трансмедитации

OK!
Первое, второе и компорта Первое, второе и компорта

Модное, но все еще тайное поселение джет-сеттеров в Португалии

Tatler
«Мы умеем лечить около 300 заболеваний» «Мы умеем лечить около 300 заболеваний»

Каково состояние нашей медицинской генетики и будут ли «редактировать» младенцев

Огонёк
Хочешь жить — умей лениться: колумнист Esquire Дуайт Гарнер рассуждает о вреде амбиций и пользе лени Хочешь жить — умей лениться: колумнист Esquire Дуайт Гарнер рассуждает о вреде амбиций и пользе лени

Дуайт Гарнер призывает отказаться от чрезмерных амбиций и отдаться лени

Esquire
6 овощей, которые не так полезны, как мы думали (и даже наоборот) 6 овощей, которые не так полезны, как мы думали (и даже наоборот)

Некоторые овощи совсем не такие хорошие, как тебе кажется

Playboy
Бизнесмен, чью компанию регистрировал Путин: как он зарабатывает на кофе на АЗС Бизнесмен, чью компанию регистрировал Путин: как он зарабатывает на кофе на АЗС

Как компания бывшего советского офицера зарабатывает на оборудовании кофе-зон

Forbes
В зеркале заднего вида В зеркале заднего вида

Нынешние события на Украине причудливым образом вписались в историческую канву

Огонёк
Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы

Увеличивая размер пособия, правительство оказывает медвежью услугу матерям

Forbes
Похищенный на Рублевке. Кто пожаловался в ФСБ на Давида Якобашвили Похищенный на Рублевке. Кто пожаловался в ФСБ на Давида Якобашвили

Бизнесмен Борис Минахи обвинил Давида Якобашвили в попытке рейдерского захвата

Forbes
Варвара Визбор: «Вдохновением может быть вкусная еда» Варвара Визбор: «Вдохновением может быть вкусная еда»

Варвара Визбор – о рэпе, совместной работе с L'One и новом альбоме

GQ
Привычка питаться правильно: как уговорить организм есть то, что полезно? Привычка питаться правильно: как уговорить организм есть то, что полезно?

Как договориться с организмом, чтобы он хотел именно этого, а не шоколада?

Psychologies
Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля

На пресс-конференции команда фестиваля представила список музыкантов

Cosmopolitan
В S&P усомнились в способности криптовалюты Facebook заменить деньги В S&P усомнились в способности криптовалюты Facebook заменить деньги

Libra не станет полноценной альтернативой фиатным деньгам

Forbes
«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам «Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам

В этом году Netflix выпустил киноадаптацию одноименного комикса Джерарда Уэя

Psychologies
Советский вертолет, которому очень не хватало искусственного интеллекта Советский вертолет, которому очень не хватало искусственного интеллекта

Революционный ударный вертолет Ка-50 «Черная акула»

Популярная механика
Дело сестер Хачатурян или дело всей России: можно ли защитить себя и не сесть в тюрьму Дело сестер Хачатурян или дело всей России: можно ли защитить себя и не сесть в тюрьму

Почему российское правосудие носит обвинительный характер

Esquire
Что произошло в карьере Месси за последний год? Что произошло в карьере Месси за последний год?

В честь дня рождения аргентинского футболиста вспоминаем, как он провел год

GQ
Почему половина стартапов в России не сможет привлечь инвестиции Почему половина стартапов в России не сможет привлечь инвестиции

Каждый второй предприниматель не сможет получить финансирование от инвесторов

Forbes
«Желание получить все здесь и сейчас»: Набиуллина, Силуанов, Кудрин и Орешкин о том, что нужно российской экономике «Желание получить все здесь и сейчас»: Набиуллина, Силуанов, Кудрин и Орешкин о том, что нужно российской экономике

На ПМЭФ обсудили стуктурные реформы, слабые институты и риски кредитного пузыря

Forbes
Не волшебная палочка Не волшебная палочка

Мировой опыт доказывает: тратить деньги на ВСМ необходимо с открытыми глазами

Эксперт
Лучшие костюмы Giorgio Armani в кино Лучшие костюмы Giorgio Armani в кино

На большом экране их примерили Джоди Фостер, Кристиан Бейл, Ричард Гир

Vogue
Михаил Шац: «На YouTube гораздо больше искренности, чем в телевизоре» Михаил Шац: «На YouTube гораздо больше искренности, чем в телевизоре»

Шац вернулся на СТС после семилетнего перерыва с программой «Дело было вечером»

Esquire
Объявление кибервойны: противостояние держав приняло опасный оборот Объявление кибервойны: противостояние держав приняло опасный оборот

Новая холодная война уже не кажется просто броской журналистской метафорой

Forbes
Открыть в приложении