В Грузии подсчитывают убытки после июньского антироссийского протеста

ЭкспертОбщество

Цена грузинского протеста

Июньское обострение отношений между Москвой и Тбилиси уже негативно отразилось на грузинской экономике, однако возобновление диалога пока вряд ли возможно.

Тихон Сысоев

Из-за обострения в отношениях между Москвой и Тбилиси страдает грузинская туристическая отрасль. ТАСС

В Грузии подсчитывают убытки после июньского антироссийского протеста и ищут решения, чтобы хоть как-то смягчить его последствия. Напомним, что минуло уже почти два месяца с того момента, как президент Владимир Путин запретил осуществлять авиаперевозки пассажиров из России в Грузию и постановил вывезти оттуда российских туристов. Такие действия Кремля были продиктованы не только опасениями возможного нарастания агрессии по отношению к пребывающим в стране российским гражданам, но и желанием дать четкий политический сигнал по поводу выпада в адрес депутата Госдумы Сергея Гаврилова во время сессии Межпарламентской ассамблеи православия. Однако внутри этого политического месседжа для Грузии скрывается еще и экономическая подоплека: ее казна до сих пор довольно сильно зависит от северного соседа, и, хотя мирные отношения с Москвой выгодны грузинскому населению, местная элита не может отказаться от антироссийского курса. И тому есть несколько причин.

Нужны новые гости

Туристический бизнес — существенная статья доходов грузинской экономики. Так, эксперты рейтингового агентства Fitch Ratings отмечали, что вклад туризма в ВВП Грузии составляет порядка 7,5%. Сама страна традиционно входила в десятку самых востребованных российских туристических направлений. Например, в прошлом году Грузию посетили почти полтора миллиона российских граждан — это чуть больше 20% общего турпотока, а доходы по статье «туризм» составили около 710 млн долларов. В 2019 году аналитики прогнозировали рост первого показателя на 20%, второго — на 25%. Более того, с 2014 года между двумя странами ежегодно рос и товарооборот — стабильно на 10–15%. Однако эти цифры уже значительно подпорчены последствиями грузинских протестов.

Двенадцатого августа премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе на встрече с журналистами заявил, что потери страны за время действия запрета на воздушное сообщение между Грузией и Россией составили примерно 60 млн долларов. На 10% сократился пассажиропоток в международных аэропортах Тбилиси и Батуми. И это только за июль. В целом же за 2019 год экономика Грузии, как заявила на недавней пресс-конференции Мариам Квривишвили, глава Национальной администрации туризма, может потерять до двух миллиардов лари (около 700 млн долларов).

Под ударом оказались несколько грузинских авиакомпаний: Georgian Airways по итогам за июль отчиталась о потере порядка 25 млн долларов, а президент авиакомпании «Airzena — грузинские авиалинии» заявил, что если запрет на полеты не будет снят, то компания и вовсе может пойти ко дну. Закономерно страдают и представители малого и среднего бизнеса туристической и околотуристической отраслей. Многие из них уже оказались на грани банкротства и критически нуждаются в государственной поддержке. Шестнадцатого августа владельцы малых и средних гостиниц провели митинг в курортном городе Кобулети, требуя от правительства возместить им убытки из-за обострения отношений с Россией. Кроме того, предсказуемо ослабел и грузинский лари: в конце июня он достиг своего исторического минимума. Сократился приток российских инвестиций. Растут цены на топливо и на некоторые продуты.

Естественно, власть всячески пытается смягчить этот удар. В частности, уже было предложено субсидировать транзитные перевозки через Ереван, чтобы миновать запретное небо между Россией и Грузией. Попасть в страну из Москвы можно и через Минск, Баку, Стамбул и Анкару. Было также принято решение оказать финансовую поддержку владельцам тех гостиниц, которые планировали за счет традиционно прибыльных июля и августа расширить свое дело или вовсе только-только открыть новый отель.

Грузия пытается активнее привлекать гостей из других частей света, переориентировав свой туристический рынок на иные вкусы и запросы. Заметная роль в этом процессе отведена посольствам Грузии за границей, например в Дании, Литве, Великобритании и США. Представители профильных министерств уже проводят встречи с представителями туроператоров этих стран. Ставку делают на обеспеченных и искушенных отдыхающих. Этим критериям как раз соответствуют, к примеру, пожилые жители стран Северной Америки. Есть и соседи из Польши и Украины, которых Грузия также начала напористо зазывать к себе в гости.

Однако для того, чтобы заманить новых туристов, потребуется серьезная модернизация объектов инфраструктуры и масштабная маркетинговая кампания, ориентированная на «новых отдыхающих». Наконец, политики считают, что остаться на плаву Грузии поможет и внутренний туризм: на этом фронте сейчас работают некоторые представители шоу-бизнеса, зазывающие сограждан насладиться отдыхом, не пересекая зону таможенного контроля.

Тем не менее урон туристический отрасли уже нанесен, и грузинские власти вряд ли смогут покрыть все убытки в нынешнем году, не говоря уже о том, что перспективы преодоления конфликта с Москвой пока даже не проглядываются. Президент Грузии Саломе Зурабишвили на днях довольно категорично заявила, что России «необходимо признать, что отношения не могут строиться на принуждении. Когда мы увидим четкие сигналы в этом направлении, то, я уверена, мы будем готовы к диалогу в будущем». Так что кризис вполне может продлиться и усугубиться, и это в первую очередь не на руку грузинскому правящему блоку. У Москвы «в запасе» есть невведенные санкции, в то время как почва под ногами у нынешней политической грузинской элиты становится все более взрывоопасной и зыбкой.

Рейтинги правящей элиты неуклонно падают. Распавшаяся коалиция «Грузинская мечта», когда-то победившая политический блок бывшего президента Михаила Саакашвили, стремительно теряет свой электорат, так что на грядущих парламентских выборах «мечтатели» просто могут остаться не у дел. Правда, все эти тенденции фиксировались еще до обострения отношений с Москвой, и экономические последствия после действий Кремля явно не сыграли на руку и без того теряющей поддержку нынешней правящей силе. Да и в целом имеющийся в стране политический каркас уже долгие годы выглядит крайне пестро и не монолитно — сил, которые готовы побороться за свой «большой кусок пирога», предостаточно. Спрашивается: зачем же было провоцировать эскалацию политического кризиса, подхлестывая его пустеющим кошельком рядового грузинского гражданина?

Политический капкан

С одной стороны, антироссийская повестка уже почти десять лет доминирует в грузинском информационном поле — это важный «риторический козырь» в устах рвущегося к власти политика. То, как Россия решила вопрос Абхазии и Южной Осетии, грузинскую сторону, очевидно, категорически не устроило. Эта травматичная для грузинского сознания «болевая точка» не позволяет хотя бы нормализовать обычную рациональную коммуникацию между двумя странами — о дипломатических отношениях и постоянных политических контактах пока и речи быть не может. Поэтому эксплуатация антироссийских лозунгов — обязательный пункт в программе любого грузинского политика, который хоть на что-то рассчитывает. Даже те немногие силы, которые открыто выступают за нормальный диалог с Москвой, обязательно должны обозначить свою четкую негативную позицию по абхазскому и южно-осетинскому кейсам.

С другой стороны, как уже отмечалось выше, грузинская экономика, конечно, не тотально, но в значительной степени находится в зависимости от России — от ее туристического потока, ее рынка сбыта и т. д. И, казалось бы, спокойные и уравновешенные отношения с Москвой для Тбилиси более чем предпочтительны. Однако проблема в том, что большая часть политического истеблишмента в стране ориентирована на совершенно другие финансовые источники. «На сегодня политическая культура в Грузии, к сожалению, такова, что нынешние политические лидеры связаны не с внутренним, локальным бизнесом, а с крупными грантами, которые приходят в страну из-за рубежа, — рассказывает Вадим Муханов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО. — Они в массе своей не заинтересованы в том, чтобы лоббировать интересы внутренних экономических игроков. Политический истеблишмент, ориентированный на лоббизм внешнего крупного капитала, интересы внутреннего рынка — скажем, представителей малого и среднего бизнеса — игнорирует. В итоге эта зависимость делает их глухими к более широким электоральным группам». По сути, связь с внешним капиталом закономерно ставит на второй план внутреннюю экономичную повестку и еще больше стимулирует оплаченную грантодателем антироссийскую риторику, которая, в свою очередь, бьет по интересам обычного населения.

Складывается парадоксальная ситуация: вроде бы коммуницировать с Россией для Грузии полезно и экономически выгодно, однако стабилизировать этот процесс не получается, потому что это невыгодно политически — в прямом и переносном смысле этого слова. А на все это накладывается специфика закавказской политической культуры. Местное население крайне мобильно: оно легко выходит на улицы и готово идти до победного. Так, например, пришлось покинуть страну бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили. По сути, электорат, проголосовав за «Грузинскую мечту», не поддержал эту коалицию, а использовал ее для того, чтобы продемонстрировать свою усталость от предыдущего правящего класса. Это было протестное голосование. Похоже, такая же судьба уготована и «Грузинской мечте».

Вот и выходит, что грузинская политическая система оказалась в капкане: ее представители повязаны, обслуживая внешние интересы богатых заказчиков, любой спокойный диалог с Москвой равносилен политическому самоубийству и ударит по карманам околовластной элиты, а кошельки грузинских обывателей пустеют, что заставляет их в конце концов выходить на проспект Руставели и требовать отставки правительства. Выхода из этого замкнутого круга пока не видно.

 В подготовке статьи принимала участие Виктория Арутюнян

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каркас будущего Каркас будущего

Почему высокоскоростные магистрали — нечто большее, чем просто удобный транспорт

Эксперт
30 удовольствий и приключений для двоих 30 удовольствий и приключений для двоих

Пары, которые играют вместе, остаются вместе

Psychologies
Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт
Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений

Почему Хидэо Кодзиму так любят в России

РБК
Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
7 признаков, что отношения не сложатся 7 признаков, что отношения не сложатся

Вы влюблены и готовы представить c партнером долгую и счастливую жизнь

Psychologies
«Желание мажоритарного акционера всегда видно» «Желание мажоритарного акционера всегда видно»

Лариса Морозова — о двузначной доходности и о том, как начать инвестировать

Эксперт
Опыт читателя: почему я купила Honor 8X Опыт читателя: почему я купила Honor 8X

Короткий рассказ нашей читательницы о том, как она выбрала смартфон

CHIP
Как вернуть деньги за товар с AliExpress Как вернуть деньги за товар с AliExpress

Рассмотрим возврат денег на примере популярной площадки AliExpress

Популярная механика
Как заманить инвестора Как заманить инвестора

Российские регионы активно борются за инвестиции

Эксперт
Все побежали – и я побежал Все побежали – и я побежал

Популярность марафонов и разных экстремальных самоистязаний уверенно растет

Playboy
Советы племени Советы племени

Спросили у самых стильных мужчин на Pitti Uomo, что и как носить в этом сезоне

Robb Report
Неожиданный лидер: банк из третьей сотни заработал больше всех в России на переводах компаний Неожиданный лидер: банк из третьей сотни заработал больше всех в России на переводах компаний

Небольшой банк ВРБ неожиданно стал лидером по доходам от переводов средств юрлиц

Forbes
Жареным не пахнет Жареным не пахнет

Сегодня уже миллионы кухонь в России оснащены вытяжками

Лиза
Юлия Хлынина: «Вечно мучаю себя самокритикой» Юлия Хлынина: «Вечно мучаю себя самокритикой»

Встретилась с исполнительницей одной из главных ролей в сериале «Коллцентр»

Grazia
Венера могла быть пригодной для жизни Венера могла быть пригодной для жизни

Венера могла быть пригодной для жизни в течение двух-трех миллиардов лет

Популярная механика
Евгений Писарев: «Существует множество мифов о том, что этот театр проклят» Евгений Писарев: «Существует множество мифов о том, что этот театр проклят»

Театр я возглавил в тридцать восемь и был, видимо, самым молодым худруком Москвы

Караван историй
Миллиард взаймы: как построить успешную компанию на микрозаймах для Индии и Африки Миллиард взаймы: как построить успешную компанию на микрозаймах для Индии и Африки

Гендиректор Tala Шивани Сироя превратила стартап в компанию из 600 человек

Forbes
Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци

55-летний Уэнделл Пирс признался, что сохранил теплые отношения с Меган Маркл

Cosmopolitan
Как переустановить Windows: инструкция для чайников Как переустановить Windows: инструкция для чайников

С переустановкой операционной системы справится даже новичок

CHIP
Как поддержать первоклассника: разговор по душам Как поддержать первоклассника: разговор по душам

Ребенок пошел в школу. Для него это сложный переходный период

Psychologies
Опыт читателя: как я перешла на электронную книгу и выбрала отличную модель Опыт читателя: как я перешла на электронную книгу и выбрала отличную модель

Валерия недавно купила электронную книгу и решила дать несколько советов

CHIP
Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019 Лучшие профессиональные фены для волос: топ 2019

Какой профессиональный фен лучше купить в 2019 году?

CHIP
Станислав Поздняков: «Допинг-офицер – это не враг, а точно такой же участник соревнований» Станислав Поздняков: «Допинг-офицер – это не враг, а точно такой же участник соревнований»

Станислав Поздняков рассказал о недопустимости смешивать спорт и политику

GQ
Как захотеть снова заниматься сексом? Как захотеть снова заниматься сексом?

Любителям долгих отношений посвящается

GQ
Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена

Свыше половины добычи угля в России приходится на экспорт

Forbes

Рассказываем о двух громких фильмах, с которыми Netflix штурмовал Венецию-2019

Esquire
«Француженки голосовали за Макрона, потому что он — не мачо». Фредерик Бегбедер про эпоху цинизма, век феминизма и французскую любовь «Француженки голосовали за Макрона, потому что он — не мачо». Фредерик Бегбедер про эпоху цинизма, век феминизма и французскую любовь

Фредерик Бегбедер из циника превратился в сентиментального отца семейства

Forbes
На реконструкции На реконструкции

Выясняем, какой кератин на самом деле нужен волосам

Glamour
Ничего лишнего! Ничего лишнего!

Все ли эти кухонные приспособления тебе на самом деле нужны?

Лиза
Открыть в приложении