ОЭЗ «Тольятти» интегрируется в мировое производство

ЭкспертБизнес

Целясь на экспорт

ОЭЗ «Тольятти», крупнейший российский кластер по производству автозапчастей, интегрируется в мировое производство

Анна Немолвенко

Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Тольятти», созданная как один из инструментов для решения проблем моногорода Тольятти, в последние годы получила новые импульсы развития. В среднесрочной перспективе она подключится к транспортно-логистическому коридору между Европой и Западным Китаем. Для этого в 2021 году будет достроена железнодорожная ветка от ОЭЗ до существующих путей и открыт таможенный пункт. Кроме того, в этом году «Тольятти» получила дополнительный статус индустриального парка, вошла в границы одноименного города и начала работать с инвесторами по схеме builttosuit — строительство с последующей долгосрочной арендой.

Начиная с автопрома

ОЭЗ «Тольятти» появилась в 2010 году для привлечения инвестиций в Самарскую область на фоне экономического кризиса 2008–2009 годов. Поэтому ее тип был задан как промышленно-производственный, то есть ориентированный на реальный сектор экономики. Инвестор должен был вложить в проект как минимум 120 млн рублей, из них треть — в течение первых трех лет со дня заключения соглашения.

Несмотря на непосредственную близость к городу Тольятти, ОЭЗ юридически относилась к Ставропольскому району Самарской области. Под проект отвели территорию площадью 660 га. Участок впоследствии оснастили необходимой инфраструктурой. Мощность объектов электроснабжения на данный момент составляет 80 МВт, водоснабжения и водоотведения — 7,3 тыс. кубометров в сутки.

За счет бесплатного подключения ко всем инженерным коммуникациям потенциальные инвесторы экономят до 30% затрат по сравнению с капитальным строительством на обычной территории промышленного назначения. К преимуществам размещения на территории ОЭЗ «Тольятти» также относится льготный налоговый режим: налог на прибыль для резидентов составляет 2% в течение первых пяти лет (вне территории ОЭЗ в 2018–2022 годах он составляет 20%), на имущество — 0% на десять лет (вне территории ОЭЗ — 2,2%), на землю — 0% на пять лет (вне территории ОЭЗ — 1,5%), транспортный налог не взимается в течение десяти лет с момента регистрации автомобиля. Кроме того, стоимость аренды земельного участка составляет всего 15 тыс. рублей за гектар в год.

Неудивительно, что первые резиденты ОЭЗ «Тольятти» были связаны с производством автомобильных компонентов для заводов альянса «АвтоВАЗ — Renault — Nissan». Первым производством, запущенным в августе 2014 года, стало ООО «Нобель Автоматив Русиа», производитель компонентов топливных систем, приводов переключения коробок передач.

На данный момент в ОЭЗ работают еще пять заводов — производителей автокомпонентов. Это ООО «Сие Аутомотив Рус» (производство алюминиевых деталей для двигателей Renault), ООО «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (разработка и производство переключателей для коробок передач для АвтоВАЗа и ГАЗа), ООО «Хай-Лекс Рус» (тросы управления для коробок передач, парковочного тормоза, открывания багажника), ООО «Эдша Тольятти» (дверные петли, багажники, ограничители дверей), а также ООО «Гумма лай н» (шланги для тормозной системы автомобиля).

В 2021 году в ОЭЗ планируется запустить еще три предприятия, связанных с автомобильной отраслью.

В апреле 2020-го экспертный совет ОЭЗ одобрил заявку Магнитогорского металлургического комбината, который намерен запустить там уникальный производственно-логистический комплекс для нужд автопромышленности. Его «дочка», ООО «ММК — Производственно-логистический центр Тольятти», расположится в современном комплексе площадью более 30 тыс. кв. м и складской мощностью 150 тыс. тонн. Планируется, что произведенный в Магнитогорске металл будут хранить здесь, обеспечивая автозаводы страны металлопрокатом. Заявленный объем инвестиций в проект составляет 1,3 млрд рублей.

В октябре российская «дочка» французской Faurecia, ООО «Форесия автомобильные решения», сообщила о намерении открыть в ОЭЗ «Тольятти» новое производство автокомпонентов, которое займет более 20 тыс. кв. м. Первая очередь завода начнет работать уже в начале 2021 года. Резидент станет поставщиком для таких АО «АвтоВАЗ», Renault, Nissan и Volkswagen Group Rus.

В марте экспертный совет ОЭЗ также одобрил заявку компании «ИнтЭксПласт», которая намерена запустить производство пластиковых комплектующих и сборочных узлов для АвтоВАЗа. Инвестиции в проект оцениваются в 460 млн рублей.

По официальным оценкам, на автомобильный кластер Самарской области приходится до 60% общего производства автокомпонентов в стране. Это большие цифры. Но возможности площадки ОЭЗ «Тольятти» позволяют увеличить и эти показатели. По совокупности всех факторов сегодня ОЭЗ «Тольятти», пожалуй, лучшее место для размещения автокомпонентного производства в России.

Генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Сергей Андреев

Новый поворот

Резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются не только представители автомобильной отрасли. В их числе, например, фармацевтический завод «Озон фарм», ООО «Мабскейл» (производство субстанций и готовых лекарственных форм), ООО «Полифарм» (лекарственные препараты), ООО СЗМИ (изделия медицинского назначения), ООО «Праксайр-Самара» (дочерняя компания американской Praxair Inc., производитель технических и медицинских газов), Тольяттинская бумажная фабрика (бумага и картон), ООО «ПМ-Композит» (продукция из композитных материалов).

В 2019 году власти региона разработали новую программу развития ОЭЗ «Тольятти». Первоочередной задачей стало развитие транспортной инфраструктуры: строительство новой железнодорожной ветки и расширение автомобильной дороги, — что позволит связать ОЭЗ с действующим транспортным коридором Европа — Западный Китай.

В августе 2020 года стартовало строительство новой железнодорожной ветки длиной 14 км, которая соединит железнодорожную станцию Тольятти с ОЭЗ и пройдет по всей ее территории. Запустить движение грузового железнодорожного транспорта планируется в четвертом квартале 2021 году. Строительство нового объекта финансируют «Российские железные дороги» в рамках концессионного соглашения с правительством Самарской области. Согласно договору, по завершении работ инфраструктурные объекты передадут в собственность региона. Грузооборот ОЭЗ «Тольятти» оценивается в 1,39 млн тонн в год.

В одной связке со строительством этой железнодорожной ветки — реконструкция автомобильной дороги Тольятти — Ягодное. Сейчас она фактически функционирует как маршрут маятниковой миграции жителей населенных пунктов, ближайших к Автограду. Двухполосная трасса давно не справляется с этой нагрузкой. Проектом предусмотрено строительство двух транспортных развязок и расширение проезжей части до четырех полос движения. Первый этап строительства, включающий в себя строительство путепровода, под которым пройдет будущая ветка железной дороги до ОЭЗ, уже завершен. В дальнейшем дорога Тольятти — Ягодное станет частью международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Это будет реализовано после того, как завершится строительство нового моста через Волгу с обходом Тольятти.

Вторым глобальным направлением стала идея создавать и развивать индустриальные парки. При этом было решено, что управляющая компания ОЭЗ начнет работать в формате build-to-suit, когда производственные корпуса строятся под конкретного производителя и затем сдаются ему в долгосрочную аренду. К 2023 году на территории ОЭЗ планируется возвести более 70 тыс. кв. м производственных площадей, говорил министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов.

Реализацию стратегии развития взял на особый контроль глава региона Дмитрий Азаров. В июне 2020 года он подписал закон о включении ОЭЗ в границы Тольятти, и теперь резиденты смогут пользоваться специальными федеральными мерами поддержки инвестпроектов в моногородах.

Масштабные планы властей уже вызвали оживление среди инвесторов. За прошедшие девять месяцев ОЭЗ «Тольятти» уже перевыполнила годовой план по созданию новых рабочих мест резидентами на 7%, а общий объем инвестиций за этот период увеличился на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Минэкономразвития, Россия входит в число стран — лидеров по объему осуществленных инвестиций в ОЭЗ за 2018 год (более новых данных пока нет). Крупнейшие инвесторы — европейские, их вложения составили 90,7%, или 334,4 млрд рублей.

По оценке директора Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрея Шпиленко, формирование новых и расширение действующих ОЭЗ — один из наиболее значимых вопросов повышения инвестиционной привлекательности регионов. «Для частных инвесторов одним из основных преимуществ ОЭЗ является снижение стоимости инвестиционных проектов до 30 процентов за счет предоставления государством налоговых, таможенных и социальных льгот, а также строительства за счет средств регионального бюджета объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры», — подчеркнул он в разговоре с журналистами.

Фото: предоставлено ОЭЗ «Тольятти»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва за дата-центры Битва за дата-центры

Производитель микрочипов AMD объявил о намерении купить своего конкурента Xilinx

Эксперт
Активная зима: как поддерживать себя в форме Активная зима: как поддерживать себя в форме

Как зимой побудить себя выйти на улицу и начать тренировку

Psychologies
Город без нагромождений Город без нагромождений

Новое оборудование для сотовых сетей не портит городских пейзажей

РБК
Горячая пора для конвейерных роликов Горячая пора для конвейерных роликов

Компания «Промтяжмаш» планирует удвоить производство конвейерных роликов

Эксперт
Вирусы против людей: хроника вечной войны Вирусы против людей: хроника вечной войны

Афинская чума, черная смерть, испанка, СПИД и другие эпидемии человечества

Дилетант
Сомневаетесь в друге? Ответьте на 7 вопросов о ваших отношениях Сомневаетесь в друге? Ответьте на 7 вопросов о ваших отношениях

Как понять, что с дружескими отношениями точно пора заканчивать?

Psychologies
Физики на шаг приблизились к решению загадки радиуса протона Физики на шаг приблизились к решению загадки радиуса протона

Физики применили технику частотных гребенок для решения загадки радиуса протона

N+1
Великая Лондонская вонь: позорные страницы из истории Великобритании Великая Лондонская вонь: позорные страницы из истории Великобритании

Исторический анекдот о величайшей Вони в истории человечества

Maxim
Что нужно сделать разработчику, чтобы получить грант от государства Что нужно сделать разработчику, чтобы получить грант от государства

Кому из создателей программного обеспечения государство готово помогать?

VC.RU

Esquire поговорил с продюсером, режиссером и сценаристом «Серебряных коньков»

Esquire
Подъем с переворотом Подъем с переворотом

И века, и десятилетия не всегда совпадают с показаниями календарей

GQ
Бессонница на ранних сроках беременности: считать овец или пить таблетки? Бессонница на ранних сроках беременности: считать овец или пить таблетки?

Бессонница на ранних сроках беременности – частое явление

9 месяцев
Распишитесь в получении перемен: каким оказался 2020-й Распишитесь в получении перемен: каким оказался 2020-й

Что мы поняли, чему научились и как изменились в 2020 году

РБК
Папа может всё что угодно: 6 мифов об отцовском декрете Папа может всё что угодно: 6 мифов об отцовском декрете

Почему так непопулярен отцовский декрет в нашей стране?

Cosmopolitan
Личная жизнь Анны Австрийской Личная жизнь Анны Австрийской

Анна Австрийская считалась самой красивой женщиной Европы своего времени

Дилетант
Полнеют от лет? Полнеют от лет?

Эксперты помогают разобраться в проблеме увеличения веса у женщин старше 50 лет

Худеем правильно
Изгнание торгующих храмом Изгнание торгующих храмом

Почем нынче церкви?

Огонёк
Человек-бабочка: 10 фактов о Вацлаве Нижинском Человек-бабочка: 10 фактов о Вацлаве Нижинском

Вацлав Нижинский стал известен всему Петербургу после первой же своей роли

Культура.РФ
57 м² 57 м²

Дизайнер Наталья Белугина оформила квартиру с панорамным видом на Москву

AD
Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее

В современном мире красавицами не рождаются, а становятся: но нужно ли это?

Cosmopolitan
Герпетологи описали новый род и вид миниатюрных роющих змей с Филиппин Герпетологи описали новый род и вид миниатюрных роющих змей с Филиппин

Герпетологи открыли новый вид очень мелких роющих змей

N+1
Читаем на английском: 5 книг для начинающих (и полезные советы, чтобы не бросить) Читаем на английском: 5 книг для начинающих (и полезные советы, чтобы не бросить)

Что читать и как читать на английском

Esquire
Прошел ли президент проверку на профпригодность Прошел ли президент проверку на профпригодность

Владимир Путин — константа российской государственности

СНОБ
Сотворение миллиардера. Эссе Пола Грэма о том, как пройти интервью в Y Combinator и стать богатым Сотворение миллиардера. Эссе Пола Грэма о том, как пройти интервью в Y Combinator и стать богатым

Пол Грэм рассказывает о том, как устроиться в Y Combinator

Inc.
Российская компания выпустила оборудованный метеостанцией терминал для дронов Российская компания выпустила оборудованный метеостанцией терминал для дронов

Российская компания Gaskar Group представила автоматический терминал для дрона

N+1
«Не хочу и не обязан»: что нам должны наши друзья? «Не хочу и не обязан»: что нам должны наши друзья?

Разбираемся, есть ли границы в дружеской помощи и поддержке

Psychologies
Заклятие «Массандры» Заклятие «Массандры»

Хозяйству на Южном берегу Крыма нужна новая идеология развития

Forbes
Как слушать и слышать того, с кем вы не согласны Как слушать и слышать того, с кем вы не согласны

Как попробовать разобраться в чужой позиции?

Psychologies
73 м² 73 м²

Дизайнеры бюро To Taste сделали в глубине квартиры антресоль

AD
Она была его куколкой: невероятная история любви Элвиса и Присциллы Пресли Она была его куколкой: невероятная история любви Элвиса и Присциллы Пресли

Присцилла Энн Болье – единственная законная жена Элвиса Пресли

Cosmopolitan
Открыть в приложении