Ожидать стабилизации политической системы преждевременно

ЭкспертОбщество

Битва с киргизским ханом

Арест экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева вряд ли приведет к гражданской войне, но ожидать стабилизации политической системы преждевременно

Тихон Сысоев

Обугленные боевые машины, разбитые оконные стекла, испещренная пулями роскошная мебель, уже спекшиеся кровавые пятна на стенах — нечасто можно увидеть, чтобы в такой обстановке задерживали бывших президентов. Восьмого августа экс-глава Киргизии Алмазбек Атамбаев был задержан правоохранительными органами республики в своей резиденции и конвоирован в Бишкек в Главное следственное управление МВД. Конечно, эта новость и последовавшие вслед за этим события не могли не породить тревожных толков. Дескать, опять многострадальная Киргизия на пороге революции и гражданской войны, снова неспокойный участник евразийской интеграции не может наладить внутриполитическую обстановку, срывая глобальные экономические сделки и наращивая угрозу дестабилизации и маргинализации всего региона.

Началось все с того, что, казалось бы, нехитрая операция по задержанию уже находящегося практически в полной политической изоляции Атамбаева потребовала колоссальной силовой мобилизации и в конце концов фактически обернулась трагедией. Первые два штурма были отбиты сторонниками экспрезидента. Шестеро силовиков были взяты в плен, еще один от полученных ран скончался в больнице.

Чтобы сломить сопротивление бывшего лидера страны, к селу Кой-Таш, где находится резиденция Атамбаева, пришлось стянуть несколько тысяч сотрудников спецподразделения МВД и спецтехнику, перекрыть все ведущие к селу дороги, заглушить связь, отключить доступ к Сети. После двухчасовой перестрелки Атамбаева вынудили сдаться. В белоснежной выглаженной рубашке, заправленной в светло-голубые джинсы, экс-президент, прихватив с собой лекарства, вместе с телохранителем спокойно покинул свою изрядно потрепанную резиденцию в сопровождении сотрудников МВД — будто бы ничего экстраординарного не произошло. Впоследствии оперативно-следственные группы обнаружили в его доме и изъяли 24 единицы огнестрельного оружия. В больницы были доставлены более сотни раненых.

Показалось, что все только начинается. В Бишкеке прошла короткая, но мощная волна протестов, которую жестко разогнали силовики. Последовала и череда микрорепрессий: закрытие принадлежавшего бывшему президенту телеканала «Апрель», допросы и аресты других сторонников задержанного. В общем, вся эта информационная пестрота ставила единственный вопрос: близка ли очередная точка невозврата для Киргизии?

Верхи не хотят, а низы не могут

Конечно, опасения начала гражданской войны в республике были не праздными. И дело далеко не только в том, что страна за последние девятнадцать лет уже пережила две революции. Республика Кыргызстан — важное геополитическое пространство для всей Центральной Азии, и любое ослабление местной вертикали власти закономерно нервирует соседей и партнеров.

Так, именно через южную территорию этой страны идет теневой наркотрафик из Афганистана, поток нелегальных наличных средств, подпольный транзит оружия, золота и урана. По всей стране рассыпаны бандитские группировки — местная негласная «четвертая ветвь» власти. Силен здесь и террористический фактор: в Киргизии есть люди, получившие боевой опыт в Сирии, готовые по первому зову присоединиться к религиозной утопии Всемирного Халифата. И это вызывает большие опасения у соседей и партнеров республики, в том числе у России, на территории которой работает около миллиона граждан Киргизии.

«Действительно, — рассказывает Сергей Масаулов, председатель Ассоциации аналитиков и экспертов “Изыскания Срединной Азии”, — когда седьмого августа началась операция, у меня возникла очень большая тревога, что те силы, которые выступили на защиту Атамбаева, — а так называемые сторонники президента на самом деле нанятые им боевики, некоторых из них можно даже распознать на видеороликах, — оказавшись в патовой ситуации, пойдут на обострение. Что они обратятся к террористическим кругам юга страны, который, напомню, принял ислам уже в девятом веке. А это могло бы привести к тому, что в самом сердце Центральной Азии возник бы мощный террористический очаг. Не говоря уже о том, что южная часть республики — самая густозаселенная, с очень сложными и запутанными этническими и социальными связями. Именно здесь сосредоточен весь нелегальный бизнес в республике, в то время как конфигурация границ с близлежащими странами часто бывает крайне условной».

То, что происходило в Киргизии седьмого и восьмого августа, в очередной раз напомнило все описанные выше энтропийные тенденции, столь глубоко интегрированные в киргизскую повседневность. Однако на этот раз, по крайней мере судя по последним событиям, серьезных политических катаклизмов на территории республики не ожидается.

Во-первых, для того чтобы вслед за задержанием бывшего президента начались серьезные гражданские столкновения, в стране должна была сложиться соответствующая, крайне чувствительная и взрывоопасная, социальная обстановка. «Единственным условием для начала гражданской войны в Киргизии была бы вовлеченность всего общества в этот конфликт, — считает Жанар Тулиндинова, заместитель директора Центра аналитических исследований “Евразийский мониторинг”. — Сегодня же в нем доминирует апатия и политическое безразличие. Тот революционный романтизм, который был ему присущ в 2005 году, иссяк. Потому и перевести эти “элитные разборки” в гражданское противостояние вряд ли получится».

Во-вторых, пока незаметно, чтобы в масштабной дестабилизации были заинтересованы и представители крупных элитных кланов. А мелкие группы наемников не способны самостоятельно подорвать политическую стабильность в регионе — им нужен крупный и властный патрон, каким когда-то был сам Атамбаев.

В-третьих, как говорят многие эксперты, резкий поворот страны к радикальной исламизации тоже пока вряд ли возможен: силы, которым такой поворот пришелся бы по душе, также контролируются. Да и сами киргизы постоянно твердят, что республика не может стать частью Халифата, что страна должна самостоятельно выбирать свои политические и экономические союзы, не говоря уже о том, что и сближение с арабами для Киргизии бессмысленно: для последних этот регион традиционно не более чем периферийная глушь. Недаром именно по инициативе Атамбаева Киргизия вступила в ЕАЭС и ОДКБ — это продемонстрировало готовность страны быть представленной в евразийском пространстве. И президент страны Сооронбай Жээнбеков, как видно, эти интеграционные процессы не сворачивает — наоборот, всячески их поддерживает.

Киргизия — один из немногих участников ЕАЭС, где до сих пор преобладают оптимистические настроения по поводу интеграции. Оно и понятно, ведь «Кыргызстан получил намного больше от вступления в ЕАЭС, чем, например, тот же Казахстан. Постоянно растет экспорт, и он более диверсифицированный — это и плодоовощная продукция, и продукция легкой промышленности», — замечает Жанар Тулиндинова. Да, обо всех рисках в Киргизии забывать никогда не стоит, но по всему пока видно, что «верхам» дестабилизация невыгодна, нелегальные «низы» без отмашки не могут, а посередине народ, который просто устал.

«В одном казане две бараньи головы не варят»

Нет повода и разыскивать за арестом Атамбаева иноземный — китайский, американский или даже казахстанский — след, считают эксперты. Случившееся — продукт сугубо внутренней политической кухни. Визит бывшего президента в конце июля в Москву в этом смысле показателен: Владимир Путин, который до этого принял в Кремле и Жээнбекова, по итогам встречи заявил о необходимости «объединиться вокруг действующего президента» Киргизии. По-видимому, российский президент попытался охладить пыл своего бывшего коллеги, однако тот, вернувшись домой, решил все же не сдаваться и довести дело до победного. Этим, собственно, и воспользовался его бывший соратник.

Зная о боевом и своенравном темпераменте Атамбаева, который к тому же никогда не умел держать язык за зубами, нынешний президент сам решил пойти на обострение, чтобы спровоцировать его на жесткие ответные меры. Возможно, именно этим объясняется и фиаско первого штурма: спецназом ГКНБ просто пожертвовали, устроили бой, вынудили таинственных «сторонников» бывшего президента провести несанкционированные митинги. И вот Атамбаев сразу же после задержания чистосердечно признается журналистам, что и сам в ходе штурма отстреливался, при этом заверив, что «старался не попадать в ребят». И теперь бывший президент предстанет перед судом уже не как свидетель, а как обвиняемый, и не только в убийстве, в том числе сотрудника спецназа, но и в организации массовых беспорядков, организации захвата заложников, в подготовке госпереворота. А в довесок к этим обвинениям присовокупят еще и «старые» — коррупцию, содействие незаконному обороту земель, незаконное освобождение «вора в законе» Азиза Батукаева. При любом сценарии вся вина за случившееся была бы возложена на Атамбаева, а тут он и сам вбил последний гвоздь в крышку своего гроба.

В сухом остатке конфликт двух президентов, бывшего и нынешнего, — логически завершившаяся двухлетняя история иллюзий Атамбаева, убедившего себя, что он сможет посадить на президентское кресло во всем ему верного человека, а сам будет руководить страной за его спиной. «Никогда еще в Центральной Азии ни у одного политического лидера ничего подобного не получалось. В этом регионе работает железный принцип, который хорошо описывает одна киргизская поговорка: “В одном казане две бараньи головы не варят”», — замечает Сергей Масаулов.

Есть ли у Киргизии, с ее постоянными внутриполитическими кризисами и пертурбациями, хоть какие-то шансы нормализовать свой политический климат? Пока, по-видимому, нет: любые политические договоренности и институциональные гарантии постоянно будут нивелироваться сложившейся за многовековую историю политической культурой.

По словам Сергея Масаулова, во все времена в Киргизии сталкивались два разных принципа. С одной стороны, был запрос на сильного лидера, хана, который должен справедливо распределять блага и полномочия между различными кланами, а также выступать в качестве «третейского судьи». С другой стороны, не меньшим авторитетом у киргизских племен всегда пользовались и локальные лидеры. В итоге все эти домены постоянно, сложно и запутанно взаимодействовали и друг с другом, и с глобальным лидером. «По сути, киргизская политическая система — это постоянный поиск консенсуса между этими локальными авторитетами и ханом-президентом. При этом сам хан никогда не обладал какимито экстраординарными полномочиями, любая тенденция к авторитаризму всегда жестко пресекалась. Недаром, когда киргизы выбирали хана, предводителя похода, то его хоть и поднимали на войлоке, но в отличие от всех соседних народов этот войлок никогда не складывали под его трон. Его разрезали и развозили по всем племенам. Этим представители кланов как бы говорили хану: “Мы тебя поставили, мы тебя и уберем”».

Политические потрясения Киргизии показывают, что страна до сих крепко держится своих устоев: поиск хрупкого баланса между доменами не прекратился. По своему характеру политическая система в республике так и осталась своеобразной племенной демократией, и вычистить этот «археологический слой» из киргизского государственного сознания будет крайне сложно.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Объемное предложение Объемное предложение

Cappasity помогает luxury-брендам сканировать товары в 3D для интернет-магазинов

Forbes
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Стресс-тест большого угля Стресс-тест большого угля

Расширение портовых мощностей по перевалке экспортного угля

Эксперт
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

VOICE
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова» Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

Я думал: «Боже, какой дурью мы занимаемся, чему же нас здесь учат?»

Коллекция. Караван историй
Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами

В чем заключался преподавательский метод Репина?

Forbes
Тана Френч: «В лесу». Роман из «Дублинского цикла» Тана Френч: «В лесу». Роман из «Дублинского цикла»

Фрагмент из дебютного детективного романа Таны Френч «В лесу»

СНОБ
Как искусственный интеллект обретает лицо и теряет свободу: тренды развития ИИ в России Как искусственный интеллект обретает лицо и теряет свободу: тренды развития ИИ в России

Обоснован ли ажиотаж вокруг ИИ и какие тенденции определят его развитие

Наука
Что сажать на рассаду Что сажать на рассаду

Самые популярные и простые в уходе растения на рассаду

Лиза
Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци

Татуировщик сделал себе татуировки с помощью инструментов и техник древних людей

N+1
Охота в гуще неволи Охота в гуще неволи

«Охота за убийцей»: конспирологический триллер об убийстве Авраама Линкольна

Weekend
Мяу-воспитание Мяу-воспитание

4 привычки, которые стоит привить своему коту

Лиза
Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика Авторы фильма о Раисе Горбачевой: Мы сняли кино о любви, которую победила политика

Раиса Горбачева: чему нас может научить ее образ сегодня?

СНОБ
Острова сокровищ Острова сокровищ

В одном из самых малоизученных мест на планете, живут только ученые и животные

Лиза
Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки

Самки кольчатых червяг кормят детенышей богатым липидами и углеводами «молоком»

N+1
Гроздья монет: как Uzum стал первым «единорогом» в Узбекистане Гроздья монет: как Uzum стал первым «единорогом» в Узбекистане

Как узбекистанский Uzum добился инвестиций в размере более $100 млн

Forbes
Золото уходит к центробанкам и частникам Золото уходит к центробанкам и частникам

По итогам года производство золота выросло на 3% до исторического максимума

Деньги
Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия

Как защитить себя и свои средства от кибермошенничества?

Наука и Техника
Мечта как бунт Мечта как бунт

«Алые паруса»: Пьетро Марчелло экранизирует Александра Грина

Weekend
Открыть в приложении