Андрей Тарковский-младший: «Я жил в том мире, который создавал мой отец»

Андрей Тарковский-младший о своём отце - знаменитом режиссере Андрее Торковском

ЭкспертРепортаж

Андрей Тарковский-младший: «Я жил в том мире, который создавал мой отец»

В прокат вышел документальный фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва», снятый его сыном — Андреем Тарковским-младшим

Вячеслав Суриков

Андрей Тарковский-младший, президент Международного института имени Андрея Тарковского (Флоренция)

Воснове фильма нигде ранее не публиковавшиеся аудио- и видеозаписи лекций, интервью, встреч со зрителями, видеохроника со съемок фильмов. Премьера состоялась в рамках 76-го Венецианского кинофестиваля. «Эксперт» поговорил с Андреем Тарковским-младшим о том, насколько актуально творчество его отца, как он работал над своими замыслами, и о том, почему успел сделать за свою жизнь всего семь полнометражных фильмов.

— Об Андрее Тарковском сказано уже так много… Что вы хотите к этому добавить своим фильмом?

— Информация о Тарковском всегда доходила через призму видения критиков, кинематографистов, друзей и соратников. Мне кажется, что до сих пор не хватало возможности услышать и увидеть самого Тарковского — без фильтров. За последние тридцать лет о нем так много было написано и сказано, что он сам как бы стал неразличим за огромной стеной теорий и легенд о самом себе. Я попытался дать услышать то, что думал Тарковский, чем он жил, что его беспокоило, как он размышлял, каким было его видение мира, его взгляды на культуру, на судьбу человека. Там нет никаких интервью, там только Тарковский.

— Насколько велик объем аудиозаписей Тарковского?

— Фильм основан на аудиозаписях, которые я монтировал из его интервью, лекций, конференций, записей встреч со зрителями. Это шестьсот часов материала. Большая часть архива находится у меня во Флоренции, там главный архив Тарковского, и часть — у Марианны Чугуновой, киноведа, соратника, ассистента отца на всех проектах. Она ездила с ним на все конференции и записывала его выступления. У нее огромный архив, некоторые из записей никогда не были опубликованы.

Сейчас мы работаем над расшифровкой этих лекций. Я же работал не только с лекциями, но и со всем аудиоархивом. Я думаю, что следующим этапом, когда фильм привлечет внимание к этим записям, скорее всего станет их публикация в форме книги или аудиокниги.

— Насколько образ Андрея Тарковского, который сложился за все эти годы в общественном сознании, соответствует вашим личным о нем впечатлениям?

— Он был очень коммуникабельным, он говорил с близкими людьми о вопросах, которые его мучили, делился своими идеями. Конечно, я хотел показать его таким, каким видел, находясь рядом. В этом видении нет ничего нового. Его мироощущение, его религиозные взгляды сформировалось очень рано, и они не менялись, а только расширялись и обогащались. Но когда это все собирается в девяносто минут фильма, они приобретают новую силу звучания, как и его вера в то, что кинематограф — это духовный поиск, что это не цель, а способ познания мира.

Я думаю, что для тех, кто не знает Тарковского, этот фильм очень важен, потому что для первого знакомства лучше всегда встретиться лично с человеком, чем слушать какие-то отголоски или лекции о нем. Так же, как и во время встречи с его фильмами, в которых важен прежде всего эмоциональный контакт, на чем он настаивал, а не интеллектуальный анализ: сначала — эмоциональное принятие или непринятие воспроизведения. Он часто говорил: «Я не философ, я художник, и для меня очень важно, чтобы люди воспринимали мое кино как поэтическое произведение», — потому что для него духовным камертоном было творчество его отца, поэта Арсения Тарковского.

И сейчас, видя реакцию людей нового поколения, которые были на показах и здесь, и в Италии, я понимаю, что им не хватало именно личного общения с Тарковским. Когда я увидел уже смонтированный фильм, я удивился актуальности всего того, о чем говорит мой отец. Такое впечатление, что как бы он говорил все это вчера.

Мы возвращаемся к старым мастерам, когда есть некая пустота в сегодняшнем художественном мире, когда не хватает людей-мастеров, учителей. Не только в кино, в искусстве, но и в жизни.

Пять фильмов за двадцать лет

— То сопротивление, которое Андрей Тарковский встречал на протяжении всей жизни в реализации творческих замыслов, — в какой степени это работало на результат, делало его более концентрированным? Или же он попросту растрачивал силы на преодоление лишних препятствий?

Даже на Западе принято считать, что Тарковский снял пять фильмов за двадцать лет, потому что ему нужно было несколько лет думать, концентрироваться. Ничего подобного! Он был человек чрезвычайно продуктивный, энергичный и работоспособный. По его дневникам видно, сколько у него было идей, сколько заявок он давал на «Мосфильм» и как это всегда было для него болезненно, когда их отфутболивали. Для него это было огромным стрессом. Он был человек чрезвычайно сильный и в то же время слабый, чувствительный. Такие отказы его ранили, ему было больно от невозможности реализовать свои замыслы.

Я думаю, что это судьба. Сейчас можно только гадать, что могло бы быть, если бы его жизнь протекала в ином ключе. Но я точно знаю, что это сопротивление постепенно изнашивает силы, а бывает, и убивает человека: Андрея Тарковского не стало в пятьдесят четыре года. Будучи с ним рядом, я видел, как он переживал за каждую картину, сколько они стоили ему и всем нам — близким ему людям и тем, кто работал с ним.

Это было очень тяжело. Если бы у него были возможности, конечно же он сделал бы больше фильмов. И вряд ли такая медленная реализация его замыслов улучшала их качество. Возьмем любую из его картин: идея «Соляриса» возникла в 1965 году (закончен в 1972-м. —

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выйти из тени Выйти из тени

В тени гигантов набирает силу новый экзотический цветок – космонавтика Индии

Популярная механика
Как глава Mariott добился роста капитализации сети на 226% в эпоху Airbnb Как глава Mariott добился роста капитализации сети на 226% в эпоху Airbnb

Арне Соренсон либо сошел с ума, либо принял лучшее решение в своей карьере

Forbes
«Артемида»: как США хотят закрепиться на Луне «Артемида»: как США хотят закрепиться на Луне

Соединенные Штаты и их союзники твердо нацелились высадиться на Луну в 2020-х.

Naked Science
Четыре фразы, которые разрушают отношения Четыре фразы, которые разрушают отношения

Фразы-агрессоры, за которыми скрывается наша невысказанная обида

Psychologies
«Убойный завод» начала нэпа «Убойный завод» начала нэпа

Василий Комаров - убийца, жертвами которого стали более 30 человек

Дилетант
Секс по дружбе — всегда плохая идея? Секс по дружбе — всегда плохая идея?

Все мы понимаем, что такие отношения непредсказуемы и часто чреваты проблемами

Psychologies
Звезда с звездою говорит Звезда с звездою говорит

Актриса Раиса Максимова в интервью Ренаты Литвиновой

OK!
Психопомп Феллини Психопомп Феллини

Как великий итальянский режиссер и его родной город повлияли друг на друга

Огонёк
Как перестать есть ночью Как перестать есть ночью

Как же себя сдерживать, если ночью еда кажется в два раза вкуснее?

Maxim
Ларек с сигаретами. С чего начинали бизнес успешные предпринимательницы Ларек с сигаретами. С чего начинали бизнес успешные предпринимательницы

Лучше всего на подвиги вдохновляют реальные истории успеха

Forbes
Узнай, как сшить шторы своими руками Узнай, как сшить шторы своими руками

Ремонт набирает обороты или обуяла тяга к обновлению жилища?

Cosmopolitan
Мороз по дому: как выбрать подходящий холодильник Мороз по дому: как выбрать подходящий холодильник

Ни одну современную квартиру невозможно представить себе без холодильника

Популярная механика
Старообрядцы, китайцы и физики Старообрядцы, китайцы и физики

Как попасть в гости к настоящей нетуристической Москве

Seasons of life
Если друг оказался вдруг: 10 типов токсичных знакомых Если друг оказался вдруг: 10 типов токсичных знакомых

10 черт личности, которые, проявляясь в крайней степени, делают друга токсичным

Psychologies
Инвестиционный кодекс для всех, помощь для избранных Инвестиционный кодекс для всех, помощь для избранных

Правительство подготовило масштабный закон о стимулировании инвестиций в России

Эксперт
Элитная недвижимость против сквотов: чем и как живет современный Берлин Элитная недвижимость против сквотов: чем и как живет современный Берлин

Что происходит с рынком недвижимости и стартап-бумом сегодня

РБК
Теплый прием Теплый прием

В поисках идей, где бы провести Новый год, мы решили заглянуть к старым знакомым

Лиза
Мужской взгляд: как бороться с темными кругами и мешками под глазами Мужской взгляд: как бороться с темными кругами и мешками под глазами

Как избавиться от темных кругов под глазами: лайфхаки

Esquire
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
Альбина Мотор Альбина Мотор

Кто создал «Музей борщевика» и помог уличным художникам попасть на сцену БДТ?

Собака.ru
Все дело в зеркалах Все дело в зеркалах

Что такое зеркальные нейроны и чем им обязано человечество

Огонёк
Партия власти дала старт предвыборной кампании Партия власти дала старт предвыборной кампании

Как прошел съезд «Единой России», посвященный следующим выборам в Госдуму

РБК
Искусство как приём Искусство как приём

Интерьер, выстроенный вокруг предметов искусств, сам стал произведением

SALON-Interior
Вспомнить «Про это» Вспомнить «Про это»

Уже лет 20 мы не слышали публичного разговора о сексе

СНОБ
Выиграть всухую Выиграть всухую

Какие ошибки в уходе могут усиливать сухость кожи

Лиза
Пожилых ожидает рост материального расслоения Пожилых ожидает рост материального расслоения

Эксперты представили долгосрочный прогноз благосостояния российских пенсионеров

РБК
В гости к соседям В гости к соседям

Минск — идеальное направление для автомобильного путешествия

National Geographic Traveler
Киндер, окстись! Киндер, окстись!

Маленькая шведская девочка Грета Тунберг все-таки не получила Нобелевскую премию

Maxim
Mazda в России: еще больше кроссоверов Mazda в России: еще больше кроссоверов

Интервью с генеральным директором «Мазда Мотор Рус» Йоргом Шрайбером

Эксперт
Полтава. Возрождение Полтава. Возрождение

Грандиозная реплика петровского корабля «Полтава»

National Geographic
Открыть в приложении