Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

ЭкспертБизнес

«Яндекс.Такси»: выезд на IPO

Совместное предприятие «Яндекса» и Uber ведет переговоры с инвестбанками о первичном размещении акций. Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

Заур Мамедьяров

На прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что «Яндекс. Такси» ведет переговоры с Morgan Stanley и Goldman Sachs о проведении IPO. Компания готовится к размещению на биржах России и США, однако процесс подготовки долгий и может занять до года. На фоне этих новостей акции самого «Яндекса» показали бодрый рост на 4%, однако в мае этого года компания Uber вышла на IPO, по мнению многих неудачно, и это настораживает.

По предварительным оценкам различных инвестбанков, стоимость «Яндекс. Такси» составит от пяти до восьми миллиардов долларов. Goldman Sachs оценивает компанию в 7,7 миллиарда. Для сравнения: перед IPO Uber рассчитывала на оценку в 80–90 млрд, сейчас же, спустя полгода, ее капитализация составляет около 50 млрд долларов. Поэтому окончательная оценка зависит от спроса инвесторов и от итоговой структуры бизнеса, который будет выходить на IPO. «Мы рассматриваем возможность выхода на IPO, как мы говорили ранее, и мы работаем с рядом банков по различным вопросам», — прокомментировал информацию представитель «Яндекс. Такси».

«Яндекс. Такси» — совместное предприятие «Яндекса» и Uber, созданное летом 2017 года, когда компании договорились объединить свои сервисы по онлайн-заказу такси в России и соседних странах (например, в Азербайджане, Армении, Белоруссии). Тогда «Яндекс» получил в объединенной компании долю в 59,3% акций, обещав при этом вложить 100 млн долларов. Uber получил 36,6% акций (сейчас доля выросла до 38%), инвестировав 225 млн долларов.

Пока не ясно, будут ли включены в IPO сервис доставки еды «Яндекс. Еда» и подразделение по разработке беспилотных автомобилей, которые также входят в состав «Яндекс. Такси». Судя по всему, беспилотные автомобили все же останутся за пределами публичного размещения бумаг: вскоре после сообщений о переговорах «Яндекс. Такси» с инвестбанками появилась новость о том, что компания планирует выделить свое беспилотное направление в отдельное юрлицо «Яндекс.СДК». Это позволит не учитывать убытки беспилотного бизнес-юнита в отчетности «Яндекс. Такси» и тем самым на бумагах повысить рентабельность компании.

Вопрос о проведении IPO «Яндекс. Такси» обсуждался с момента создания совместного предприятия с Uber: еще в 2017 году в компании заявили, что планируют выйти на IPO в первой половине 2019 года. В январе этого года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский говорил, что «Яндекс. Такси» планирует стать публичной компанией в 2019 или 2020 году.

Повезет или нет?

В июле этого года в «Яндекс. Такси» сообщили о покупке части бизнеса крупного агрегатора такси ГК «Везет», популярного в регионах и представленного в 123 городах России. В частности, по условиям сделки структура «Яндекса» должна была получить программное обеспечение и колл-центры регионального агрегатора, а нынешние акционеры «Везет» — до 3,6% акций «Яндекс. Такси» и до 71,5 млн долларов в случае успешного достижения показателей эффективности. Сумма сделки не была названа, но отмечалось, что в течение трех лет «Яндекс. Такси» планирует потратить на развитие системы такси в регионах восемь миллиардов рублей, половина этой суммы пойдет на внедрение технологий, отвечающих за безопасность поездок, а вторая половина — на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Вероятно, решение о покупке крупнейшего регионального агрегатора такси было принято как раз с расчетом на проведение IPO — сделка позволит «Яндекс. Такси» усилить лидирующие позиции на рынке сервисов заказа такси.

Уже в октябре в связи с изменением параметров сделки «Яндекс. Такси» отозвало первоначальное ходатайство о покупке и подало новое заявление в ФАС. Как объяснили в компании, это связано с включением в сделку новых объектов бизнеса «Везет», например сервиса заказа грузоперевозок «Везет Добро».

Недовольство в связи с проведением сделки выразили конкуренты «Яндекс. Такси» — Mail.ru Group, которой принадлежит доля в бизнесе сервиса «Ситимобил», и сервис такси Gett. Так, Mail. ru Group в 2018 году инвестировала в «Везет» в виде конвертируемого займа и планировала получить долю в компании. Позже группа компаний сочла актив переоцененным и отказалась от идеи войти в бизнес регионального агрегатора. Представители Mail.ru Group подчеркивали, что, поскольку у группы до конца июля действовало право вето на отчуждение ключевых активов «Везет», компания не могла совершать новых сделок без получения письменного согласия от своего заимодателя. В самой ГК «Везет» при этом отмечают, что условия займа нарушены не были.

Сервис Gett после информации о планах «Яндекс.Такси» приобрести «Везет» подал жалобу в ФАС, заявив, что сделка нарушает конкурентные условия на рынке такси. Гендиректор Gett в России Максим Жаворонков отметил, что эта покупка создаст «непреодолимые барьеры для новых инвестиций в отрасль».

Есть вероятность, что ФАС не одобрит сделку между «Яндекс. Такси» и «Везет», однако все зависит от того, участниками какого рынка следует считать эти компании. Сервисы онлайн-заказа такси действуют в России сравнительно недавно, и финансово-правовая база по ним пока не успела сформироваться. Например, если относить «Яндекс. Такси» и «Везет» к категории «агрегаторов такси», то, по подсчетам Gett, их совокупная доля на этом рынке составит 70%. При этом ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что заблокирует сделку, если совокупная доля сторон на рынке превысит 50%. «Если они до 35 процентов недотянут на рынке, то мы с легким сердцем дадим согласие. Если будет больше 35 процентов, но меньше 50, то мы обычно даем согласие и жесткое предписание. Если совокупная доля будет больше 50 процентов, ответ будет однозначный: нет», — объяснил Артемьев и отметил, что «большого восторга» по поводу возможной сделки не испытывает. В «Яндекс.Такси», разумеется, учли такой риск, поэтому специально указали в условиях сделки, что планируют приобрести именно программное обеспечение и колл-центры, а не таксопарки «Везет» — в таком случае сделка формально затрагивает не рынок агрегаторов такси, а рынок ПО. Как бы то ни было, ФАС пока не вынесла решения по сделке — и, учитывая недавнее изменение ее условий, объявит его еще не скоро. От сроков закрытия сделки зависит в том числе и срок выхода «Яндекс. Такси» на IPO.

Опыт Uber

В этом году публичной компанией уже стал сервис Uber — аналитики называли его IPO самым ожидаемым размещением года. Перед проведением IPO Uber рассчитывала на оценку в 80,5– 91,5 млрд долларов. Компания планировала продать 180 млн акций по цене от 44 до 50 долларов и привлечь около 10 млрд долларов. Однако результаты размещения на бирже оказались ниже ожиданий компании и инвестбанков: еще в день проведения IPO акции Uber стоили по 45 долларов, а уже на следующий день цена снизилась до 42. Капитализация компании составляла 69,7 млрд долларов.

За полгода, прошедшие с выхода Uber на IPO, ситуация все еще не выправилась: сейчас капитализации компании на 20% ниже, чем в день публичного размещения бумаг. Во втором квартале 2019 года убытки Uber составили около 5,2 млрд долларов — это рекордные квартальные потери для компании, в пять раз больше, чем в первом квартале, и в шесть раз больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В октябре наблюдается положительный тренд, однако прошло слишком мало времени, чтобы можно было делать какие-либо выводы. Цена акции Uber 1 ноября колебалась в районе 33 долларов.

По оценкам аналитиков Альфа-банка, IPO «Яндекс.Такси» состоится не раньше весны будущего года, так как нынешняя неопределенность по поводу закона об иностранном участии в капитале крупнейших российских интернет-компаний является препятствием для крупных иностранных инвестиций в российский интернет-сектор.

Во втором квартале текущего года «Яндекс.Такси» впервые вышла на прибыль: скорректированная EBITDA составила 423 млн рублей. Ранее, с 2015 года, этот показатель был всегда отрицательным — вероятно, из-за расширения бизнеса. По итогам третьего квартала 2019 года компания повысила годовые планы роста выручки до 36–38%. Таким образом, выручка за 2019 год составит 173–176 млрд рублей, чистая прибыль 7,3–7,8 млрд рублей при сохранении чистой рентабельности 15%. Эти показатели выгодно отличают компанию от Uber, поэтому и выход на IPO может оказаться куда более успешным. Однако участники рынка в последний год стали относиться к финансированию ИT-бизнеса строже, оценивая перспективы выхода на прибыль и хорошие дивиденды: показателен недавний провал размещения компании WeWork (стартап считался одним из самых дорогих в США) и продолжающиеся неудачи сервиса Lyft.

Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Водопровод преткновения Водопровод преткновения

Крупнейшая сделка на энергетическом рынка Европы застопорилась из-за водоканала

Эксперт
«Свинг укрепил мои отношения с мужем»: откровенная история одной пары «Свинг укрепил мои отношения с мужем»: откровенная история одной пары

Алена и ее муж Саша вместе уже 11 лет, у них есть дети, работа и маленькая тайна

Cosmopolitan
Спасательный круг для еды Спасательный круг для еды

В Москве запустили сервис Eatme, через который можно купить еду со скидками

Эксперт
Суровые сказки севера Суровые сказки севера

Теплое море экзотических стран мы променяли на ветра Северной Норвегии

Лиза
4 ситуации, в которых можно не оставлять чаевые официанту 4 ситуации, в которых можно не оставлять чаевые официанту

В остальных случаях уже будешь решать сам

Playboy
Держи скорость: какие циклические виды спорта бывают Держи скорость: какие циклические виды спорта бывают

Выбирайте подходящие циклические виды спорта для регулярных тренировок

Cosmopolitan
Встать рядом с китайцами Встать рядом с китайцами

«Обувь России» хочет активнее работать с регионами через AliExpress

Эксперт
Как бросить пить пиво самостоятельно: 9 советов, которые точно помогут Как бросить пить пиво самостоятельно: 9 советов, которые точно помогут

Признание проблемы — первый шаг к победе

Playboy
Вершина класса Вершина класса

Тест-драйв Volkswagen Golf

Популярная механика
Лучшие фильмы, снятые по Стивену Кингу Лучшие фильмы, снятые по Стивену Кингу

Фильмы, снятые по Стивену Кингу: вдруг вам не хочется смотреть «Доктор сон»

GQ
Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам» Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам»

Наши ближайшие предки могут быть причастны к тому, что мы имеем лишний вес

Худеем правильно
Терапия природой подходит не всем? Терапия природой подходит не всем?

Полный отрыв от городской среды полезен не всем

Psychologies
Крутые миражи Крутые миражи

Для «Экспо-2020» в ОАЭ построили город будущего

Огонёк
Доктор Дре Доктор Дре

Правила жизни Доктора Дре

Esquire
Как бывший механник создал бизнес на $4 млн с помощью Kickstarter, смекалки и Ричарда Брэнсона Как бывший механник создал бизнес на $4 млн с помощью Kickstarter, смекалки и Ричарда Брэнсона

Механик ВВС придумал специальный, «нескользящий» коврик для инструментов

Forbes
Вольному воля Вольному воля

Правда ли, что похудеть можно только при сильном самоконтроле

Худеем правильно
Вадим Мошкович Вадим Мошкович

Создатель школы «Летово» — об эндаумент-фонде, «слепом» поступлении и «плане Б»

Robb Report
Искусство обмана: как научиться изощренно манипулировать людьми Искусство обмана: как научиться изощренно манипулировать людьми

Как распознавать манипуляции?

Forbes
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ботсвана Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ботсвана

На Ботсвану наша команда возлагала особые надежды

4x4 Club
Как поколение смартфонов сделало TikTok самым дорогим стартапом в мире Как поколение смартфонов сделало TikTok самым дорогим стартапом в мире

Одной из самых популярных социальных сетей TikTok сделало поколение Z

Forbes
Животные инстинкты Животные инстинкты

Зачем мы заводим домашних питомцев?

Лиза
Четыре ипостаси успешной женщины Четыре ипостаси успешной женщины

О книге «8 ½ шагов. Жить, любить, работать на полной мощности»

СНОБ
Невербалика: как определить, что собеседник врет Невербалика: как определить, что собеседник врет

Вербальная часть занимает в человеческой коммуникации всего лишь от 20 до 40%

Популярная механика
К встрече готова! К встрече готова!

Куда бежать и что делать, если до боя курантов осталось 7 дней

Домашний Очаг
Заклятые друзья: почему важно дружить с братьями и сестрами Заклятые друзья: почему важно дружить с братьями и сестрами

Базовые правила крепкого общения с братьями и сёстрами

Psychologies
«Это не остановить»: NYT рассказала, как Twitter стал политическим оружием Трампа «Это не остановить»: NYT рассказала, как Twitter стал политическим оружием Трампа

Как Трамп превратил Twitter в инструмент политики и средство шантажа советников

Forbes
Крутая мамаша: как экс-глава Columbia в 86 лет предотвратила свое похищение Крутая мамаша: как экс-глава Columbia в 86 лет предотвратила свое похищение

Событий в жизни многолетней главы Columbia Герт Бойл хватило бы на роман-эпопею

Forbes
Фотоистория: Что покупали жители Восточной Германии на свои 100 «приветственных марок» Фотоистория: Что покупали жители Восточной Германии на свои 100 «приветственных марок»

Некоторые жители Восточной Германии до сих пор хранят памятные вещи

Esquire
В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом

Что такое абрикосовские вихри и как их обнаружить?

Популярная механика
«Водород взрывоопасен только в голове» «Водород взрывоопасен только в голове»

Насколько оправданна ставка именно на водородный транспорт

Эксперт
Открыть в приложении