Одолеть Ганнибала — это действительно заслуга!

ДилетантИстория

Ганнибал: верность клятве

Молва любит в истории победителей и обиженных. Ганнибал причудливо соединяет в своей судьбе и то, и другое.

Наталия Басовская

Пунийцы. Джузеппе Рава, 2007 год

О Ганнибале немало написано. Причем исключительно его врагами римлянами. В Карфагене вообще не очень любили исторические сочинения. Там составлялись счета, реестры, чеки... Это была страна торговли.

А вот римляне, в том числе Тит Ливий и Плиний Младший, не просто писали о Ганнибале, но и — что удивительно — отдавали ему должное! Они понимали, что Риму не стоило бы гордиться победой над слабым противником, одолеть же Ганнибала — это действительно заслуга!

У такой крупной исторической личности, как Ганнибал, неизбежно появляется мифологический шлейф. Кто не знает выражения «Аннибалова клятва» (Аннибалова, ибо в России до революции говорили Аннибал, а не Ганнибал)? Это означает «твердая решимость бороться до конца, обещание неизменно следовать своим идеалам». И ведь действительно Ганнибал девятилетним мальчиком принес клятву, которую от него потребовал отец, и всегда был ей верен.

Известно и другое знаменитое выражение «Hannibal ante portas» — «Ганнибал у ворот». Оно снова зазвучало в Риме спустя столетия после Пунических войн, во время Спартаковского восстания. Эта фраза — память о страхе, который вызывал Ганнибал у самой мощной воюющей страны древности. За Ганнибалом закрепилась слава гениального полководца. Современные историки военного искусства отмечают его стратегический талант, умение маневрировать, хитроумность, особую роль разведки (у него всюду были надежные люди), личную отвагу. Битва при Каннах до сих пор считается классикой военно-стратегического мышления и поведения. Ее сравнивают даже со Сталинградским сражением Второй мировой войны. Не зря Ганнибал сравнивал себя с Александром Македонским. По преданию, он сказал: «Если бы я победил Рим, я был бы выше Александра. А так я все-таки после Александра».

Карфаген — город-государство, колония людей, которые пришли в свое время из Финикии, с береговой полосы современного Ливана и северо-западной Сирии. Финикийцы, теснимые соседями, прежде всего ассирийцами, вынуждены были искать, где им пристроиться. Торговцы, прекрасные мореплаватели, они рассеялись по Средиземноморью. Больше всего их привлекали остров Сицилия, тогда еще Риму не принадлежавший, и север Африки, где в IX веке до н. э. и был основан Карфаген, стертый римлянами с лица земли после Третьей Пунической войны (название «пуническая» связано со словом «пуны» — так называли себя сами жители Карфагена).

К III веку до н. э. культура Карфагена, служившего торговым посредником между Востоком и Западом, прежде всего Испанией, представляла собой некую смесь наследия Востока и эллинистической Греции. Город насчитывал около 700 тысяч жителей, тогда как Рим, только входивший в разряд первых держав, — менее 300 тысяч.

Ганнибал родился в 247 году до н. э. в семье крупного карфагенского военачальника и государственного деятеля Гамилькара Барки. Отец очень гордился своими тремя сыновьями. Старшего нарекли Ганнибал. Это самое распространенное пуническое имя. Его детство прошло в Иберии, на территории нынешней Испании. Средний сын Гасдрубал примет участие в походе Ганнибала в Италию, возглавит войска в Испании и будет убит в бою. Младший сын Магон погибнет в Италии.

Существует такой исторический анекдот. Три мальчика, Ганнибал и братья, играют, резвятся. Отец смотрит на них и говорит: «Вот львята, которых я ращу на погибель Риму».

Что же это за идея погибели Рима, как она возникла?

Мраморный бюст, предположительно Ганнибала. Капуя, II век до н.э.

Политическое устройство Карфагена в то время сильно отличалось от римского. Рим, объединив Италию под своей властью, продвигался в сторону демократизации. Римляне гордились тем, что народ участвует в управлении. Карфаген же — строго олигархическое государство. У вершины власти — узкая группа людей знатных, богатых и, как покажет судьба Ганнибала, очень жадных и трусливых.

Карфагенская армия, в отличие от римской, была исключительно наемной. Набирали солдат в Испании, Галлии (будущей Франции), Северной Италии и Африке. Командовал ими назначенный полководец, военный вождь. Таковым был отец Ганнибала, а позже и он сам.

Рим и Карфаген были соперниками. Между ними шла борьба за господство и влияние на пространстве от Пиренейского полуострова до Евфрата, от скифских степей Северного Причерноморья до песков Сахары. Бились не на жизнь, а на смерть. Первая Пуническая война (264–241 годы до н. э.) — битва двух морских держав за Сицилию. Римляне отстояли свои позиции. Карфагенянам пришлось уйти с острова и выплачивать Риму контрибуцию. Отец Ганнибала сражался мужественно и отчаянно — и все-таки проиграл. После этого он отправился командовать карфагенскими войсками в Испании, сражаться с местными племенами. Там ему удалось захватить серебряные рудники, что помогало содержать войско, хорошо платить наемникам. Но сам Гамилькар Барка рассматривал все это только как подготовку к будущей войне с Римом. Дети полководца постоянно жили в военном лагере, обучались воинскому искусству. Об образовании Ганнибала судить трудно, так как сведений на сей счет немного. Видимо, с мальчиком занимались и домашние учителя. Он изучал языки, овладел греческим. По свидетельству его римского биографа Корнелия Непота, он сочинил несколько книг на греческом. «Книг» в тогдашнем смысле слова, означавшем рукопись, которая умещается на одном свитке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
За что мы любим «Стартрек» За что мы любим «Стартрек»

50 лет вселенной.

Игромания
Анонимка на царя Анонимка на царя

«Открытое письмо Николаю II»

Дилетант
Колесо обозрения Колесо обозрения

Без угрызений совести по винно-гастрономическому Провансу катаются только на велосипеде.

Tatler
Гладиаторы: идущие на смерть Гладиаторы: идущие на смерть

Правление Нерона ознаменовалось расцветом гладиаторских боев

Дилетант
Работать на себя Работать на себя

Считаете себя прирожденной предпринимательницей? Кризис вынуждает искать новые источники дохода? Давно мечтаете превратить любимое хобби в бизнес? Возможно, пришло время открыть свое дело? Да, затея не самая простая, зато очень интересная и многообещающая!

Добрые советы
Холодные супы Холодные супы

В России тема холодных супов раскрыта куда глубже, чем в других странах

Дилетант
Жезл маршала Даву Жезл маршала Даву

Маршальский жезл — предел мечтаний каждого солдата, символ военного гения

Дилетант
Кровавый и беспощадный Кровавый и беспощадный

Бунт карфагенских наемников оказался страшнее поражения от римских легионов

Дилетант
Город, в котором хочется провести отпуск Город, в котором хочется провести отпуск

Создатели Dishonored 2 о мире, который они создали.

Игромания
Актер на троне Актер на троне

Нерон — самый эксцентричный из античных деспотов

Дилетант
Ford Edge Ford Edge

До Европы большой американский кроссовер доехал в единственной версии – с двухлитровым турбодизелем.

Quattroruote
Крах олигархии Крах олигархии

Карфаген был самым крупным и самым богатым городом Средиземноморья

Дилетант
Семен Слепаков Семен Слепаков

Семен Слепаков – продюсер и автор сериалов, а прославился песнями под гитару

Maxim
Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
Выживший с дядей Томом Выживший с дядей Томом

8 сентября в прокат выходит «Чудо на Гудзоне», в котором Том Хэнкс сажает самолет на воду и спасает всех своих пассажиров.

GQ
Охота за Эйхманом Охота за Эйхманом

Адольф Эйхман вошёл в историю как «архитектор холокоста»

Дилетант
Большая энциклопедия джентельмена Большая энциклопедия джентельмена

Опять скрипит потертое седло? Если вас регулярно заносит в разные уголки земли, прочтите этот свод правил для странствующих джентльменов, чтобы не выглядеть на чужбине варваром.

GQ
Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера

В мае 1945 года по Берлину распространился слух, что обнаружен труп Гитлера

Дилетант
Jaguar F-Pace Jaguar F-Pace

Английский кроссовер – очередное воплощение характера и обаяния, приcущих моделям из Ковентри. Соперничать ему придется с автомобилями высочайшего уровня. Но новичок к этому, кажется, готов.

Quattroruote
Вольному «Вольво» Вольному «Вольво»

GQ прокатился на новом дизельном Volvo 90 и пришел к выводу, что поговорка «кто понял жизнь, тот не спешит» как раз про этот седан.

GQ
Папина дочка Папина дочка

Дочь Стинга, пе­ви­ца Элиот Самнер, вы­шла из тени: пе­ре­ста­ла бо­ять­ся срав­не­ний с от­цом, отыс­ка­ла свой стиль и со­би­ра­ет­ся до­ка­зать всем, что рок-му­зы­ка по‑преж­не­му спо­соб­на спа­сти мир.

Vogue
Портреты героев Портреты героев

Эти внедорожники могли бы занять места на автомобильной доске почета. Сравним весомые авторитеты.

GQ
Минус на плюс Минус на плюс

Люди, завершившие свой роман со школой, рассуждают, хорошо или плохо у нас в ней все устроено.

Tatler
Хрустальная честность Хрустальная честность

На фабрике Lalique пользуются почти теми же технологиями, что и при основателе легендарной компании. А получаются в итоге вещи, которые выглядят всегда современными.

AD
Лейся, песня Лейся, песня

Архитектор Шарль Зана работает над домами и квартирами со всей страстью. А проекты свои сравнивает с музыкой.

AD
Chevrolet Niva Chevrolet Niva

Отчасти очеловеченная версия тольяттинской «Нивы» с момента начала производства в 2002 году не теряет популярности. Попробуем разобраться, почему

АвтоМир
Расписалась Расписалась

Французская художница Клер Баслер поселилась в старинном замке и методично украшает его стены растительными росписями.

AD
Автополигон Автополигон

Каждый месяц специалисты расположенного в Италии испытательного центра журнала Quattroruote дотошно тестируют все автомобили, дебютировавшие на рынке. В этот раз испытания прошли...

Quattroruote
Смена шага Смена шага

Ускорение технологического развития, которое приведет нас к все более автономным и умным автомобилям, неминуемо скажется и на стиле. Три дизайнера, исповедующие различные подходы, рассказывают о будущем.

Quattroruote
Открыть в приложении