Секреты съемок «Звездных Войн»

Все, что вы хотели знать о закулисье великой киносаги

CHIPСобытия

Секреты съемок «Звездных Войн»

Кино — это возможность визуализировать целые вымышленные миры. И вершины мастерства в этом достигли создатели киносаги «Звездные Войны». CHIP расскажет, как они снимались раньше и теперь.

Сейчас в это довольно сложно поверить, но космические корабли в классической трилогии саги Джорджа Лукаса не «летели», а оставались неподвижными — двигались только снимающие их камеры. Тогда это было отправной точкой рождения нового приема в кинематографе, однако и сейчас популярнейшей фантастической франшизе не занимать новаторства в использовании разнообразных визуальных эффектов. Давайте же заглянем на «кухню» съемочных площадок прошлого и будущего, ведь магия от этого не исчезнет, а просто станет понятней.

Тогда: Новаторы во всем!

Сага о космических баталиях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом стала настолько успешной, что завоевала сердца миллионов людей на всей планете. Свидетельство тому — тонны сувенирной продукции с символикой Star Wars и присутствие персонажей из популярной вселенной в игрушках Lego, рекламных роликах, сериях брендовой одежды и т. д. Не в последнюю очередь эта популярность заслужена завораживающей и динамичной картинкой на экране, показывавшей зрителям совершенно фантастический мир.

Команда Джорджа Лукаса в работе над первым из трех «старых» эпизодов (4, 5 и 6) не только использовала самые передовые разработки в области визуальных эффектов по тем временам, но и создала множество новых и инновационных — ставших эталоном для производителей качественных фантастических лент 80-х и 90-х годов.

Многие сцены из «Новой надежды» и до сих пор не вызывают недоверия — например, кадры, где показывают дом опекунов Люка Скайуокера. Изначально для декораций использовалась самая обыкновенная хижина в одной из тунисских деревень, но едва ли зрители в те времена могли бы это определить. А съемка интерьера этого же дома происходила в эконом-номерах тунисской гостиницы, антураж которой приглянулся Лукасу. Именно поэтому все кадры так реалистичны, а интерьеры лишены «искусственности».

Джедаи сами себе не помогут. Для джедаев настали тяжелые времена. Но одна хрупкая девушка наверняка сможет все исправить, ведь с ней — Сила

Искусство задних планов и фона

Большую часть задних планов «Новой надежды» сняли при помощи так называемого Matte Painting. Суть этого приема состоит в том, что актеры играют свои сцены на монотонном фоне, удобном для монтажа, а художник тщательно воссоздает уменьшенную копию этого бэкграунда, потом кадры совмещаются. Это было хорошим вызовом мастерству художника, ведь органичность сочетания картинки фона и происходящей перед ней сцены всецело зависела от него.

Сейчас на основе этой техники вырос метод хромакеев — бэкграунд создается в компьютерной программе и может как добавить динамичности сцене, так и сделать ее более плавной.

Маски-шоу по-взрослому

Легендарную сцену в картине Мос-Эйсли снимали с использованием масок и грима. Все эти свиньи, сверчки, лягушки — всё было создано умелыми руками мастеров своего дела. Органичности этим сценам добавлял монтаж и искусная операторская работа.

Отдельная история со знаменитыми C-3PO и R2-D2. Поначалу их хотели сделать полноценными механизмами, но это было слишком дорого, и Лукасу пришлось идти на компромисс — создать пластиковые доспехи для C-3PO и контур-ведро для R2-D2. А сыграли их актеры Энтони Дэниелс (C-3PO) и Кенни Бейкер (R2-D2), отлично справившиеся с приданием роботам узнаваемых и поныне характеров.

Кенни Бейкер вспоминает, что из «ведра» тела R2-D2 он не мог выбраться самостоятельно и порой проводил там несколько часов, так как несколько раз персонал съемочной группы просто забывал о нем. Запомнился его золотой костюм и Энтони Дэниелсу, который повредил ногу пластинами своей «золотой брони» в первый же день съемки, настолько хрупким вышел реквизит. А еще он не мог ничего видеть, когда был облачен в свой костюм. Костюм Чубакки был пошит из натуральной шерсти, а сыграл этого персонажа Питер Мейхью, рост которого составлял 221 см. Ему приходилось на съемках тяжелее всех — представьте себе, каково в шерстяном костюме в невыносимой жаре пустыни.

Во время съемок «Новой надежды» использовали также модели из папьемаше и пластика около 30 разных роботов, большинство которых имели дистанционное управление.

Эпоха макетов и копий

Все фантастические ленты тех времен снимались с использованием технологии макетов. Так, город Мос-Эйсли в пустыне создавали с нуля. Декорации для него переправляли из США на самолетах. На возведение города, который органично смотрелся бы в пустыне, ушло более двух месяцев. А знаменитый корабль Хана Соло «Сокол Тысячелетия» был создан в натуральную величину и имел в длину 50 метров, а весил более двадцати тонн. Для него пришлось использовать один из самых больших съемочных павильонов в Англии. Все сцены на корабле снимались внутри этого макета, кроме сцен в рубке управления.

А сцену тряски во время обстрела для большего реализма снимали в отдельно сделанном макете рубки управления. Сам Лукас говорил: «Представьте себе, "Сокол" летит со скоростью света, в него стреляют, а вы это чувствуете, потому что сами стоите с героями на капитанском мостике». Клетку, в которую был помещен макет рубки, трясли вручную.

Краулер, на котором джавы охотились на роботов в пустыне, был сделан на гусеницах и механике экскаватора для карьерных работ. А для съемок крупных планов использовали его миниатюрный макет.

«Звезда Смерти» была и вовсе нарисована по описанной выше технологии Matte Painting. Но для съемки финальной сцены ее атаки пришлось серьезно попотеть и создать детальный макет размером 15 на 15 метров.

Динамичные кадры — новаторство 70-х годов

С помощью миниатюр в те времена создавали объемные и внушительные крупные планы, однако всем им не хватало одного — динамики. Эту-то проблему и решил Джон Дайкстра, глава студии спецэффектов ILM (Industrial Light & Magic), работающей над «Звездными Войнами». Они заставили зрителей пронестись между моделями кораблей и декорациями благодаря особой технологии автоматического управления камерами, которые двигались по заданным траекториям в специальных шахтах по рельсам. Таким образом камера могла совершать по заданной программе самые невероятные пролеты, чего не мог бы сделать человек-оператор. А сами объекты, которые она снимала, оставались неподвижными.

Это изобретение принесло Дайкстре «Оскар» за спецэффекты, а сама технология стала базой для развития жанра и запустила гонку вооружений между студиями, снимающими фантастические блокбастеры.

В следующих частях, «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», все эти идеи были развиты и дополнены, что позволило еще выше поднять планку, установленную первой снятой Лукасом лентой.

Самое сокровенное. Фильмы не дают ответа на множество вопросов, но многочисленные литературные произведения помогают постичь картину в целом. Самое сокровенное — в дневниках принцессы Леи

Сейчас: Больше. Масштабнее. Глубже. Ярче

Трилогия из первой, второй и третьей частей стала введением в историю мира, о котором мы уже знали из «старых» эпизодов саги. И брать зрителя Джордж Лукас решил именно визуальной составляющей. Во многом этим он сгладил прохладную реакцию армии фанатов на новую часть межзвездных приключений.

Фильм «Атака клонов» сняли на цифровую камеру HDW-F900, разработанную Sony и Panavision и использующую высококачественную 24-кадровую цифровую систему. Сняли бы и «Скрытую угрозу», если бы на тот момент Sony успела выпустить достаточное количество камер. Однако «Атака клонов» стала вторым фильмом, полностью снятым на «цифру» после «Видока». А еще коммерческий успех картины окончательно утвердил мнение, что на цифровые камеры можно и нужно снимать масштабные проекты.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Удаленное управление другими ПК Удаленное управление другими ПК

Вы можете быстро и просто подключаться к другим компьютерам!

CHIP, июнь'18
Один кадр Один кадр

Самые яркие кадры из разных стран

Вокруг света, июль'19
Мы с собой друзья Мы с собой друзья

5 фраз, которые на правах лучшей подруги полезно повторять себе

Cosmopolitan, январь'18
Опять одна реклама! Опять одна реклама!

Реклама была такой интересной, что ей посвящали це­лые статьи в журналах

Maxim, январь'18
Бекс бьет правой Бекс бьет правой

Чем живет легендарный Дэвид Бекхэм после футбольной карьеры

GQ, январь'18
Высокие упражнения Высокие упражнения

Тренировка, которую использует одна из главных звезд НБА — Кайри Ирвинг

Men’s Health, январь'18
Он такой Один Он такой Один

Интервью с Одином Байроном

СНОБ, декабрь'17
7 правил творческой диеты Джулии Кэмерон 7 правил творческой диеты Джулии Кэмерон

Не расставаться с тетрадкой и ручкой — вот, похоже, главный принцип необычной диеты писательницы Джулии Кэмерон. Она заметила: как только человек расцветает творчески, он преображается и физически. И предлагает несколько инструментов, основанных на письменной практике, которые помогут постройнеть. В самом деле, если мы можем едой заглушать чувства, то почему бы не сделать обратное и не заглушить аппетит словами?

Psychologies, декабрь'17
Стоит и стоять будет Стоит и стоять будет

Об очереди на «Щелкунчика» как природном феномене

GQ, январь'18
Громкое дело Громкое дело

Зачем мы повышаем голос во время ссоры

Добрые советы, январь'18
Под крышей дома своего Под крышей дома своего

Старинный дом Клаудии Шиффер и Мэтью Вона в сельской Англии

Vogue, январь'18
Крафтовые гонки Крафтовые гонки

Роман Русинов остановился на гонках на выносливость

Men’s Health, январь'18
Вуди Харрельсон Вуди Харрельсон

Вуди Харрельсон – дебошир и любимец режиссеров

Playboy, декабрь'17
Золотая Пенелопа Золотая Пенелопа

Пенелопа Крус рассказала Esquire, как стала музой Педро Альмодовора

Esquire, январь'18
Идет в обход Идет в обход

Арми Хаммер теперь зарабатывает свои кровные на Голливудских холмах

Glamour, январь'18
Острова-сокровища Острова-сокровища

Поездка в Индонезию

Cosmopolitan, январь'18
Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика, январь'18
Брошенные в небо Брошенные в небо

История орбитальных станций

Мир Фантастики, январь'18
Папа может Папа может

В декабре Джуду Лоу исполняется 45

Лиза, декабрь'17
Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim, январь'18
Светлана Зейналова: «В каждом ребенке есть искра» Светлана Зейналова: «В каждом ребенке есть искра»

Самая позитивная ведущая Светлана Зейналова – о мечтах и воспитании детей

Лиза, декабрь'17
Елена Яковлева: «Елки проверяют на прочность» Елена Яковлева: «Елки проверяют на прочность»

Интервью с актрисой, известной как «интердевочка» и Каменская

Лиза, декабрь'17
Небо и земля Небо и земля

Поездка из Мальмё в Копенгаген по Эресуннскому мосту

Elle, январь'18
Димитрис Папаиоанну Димитрис Папаиоанну

О том, почему иногда жутко не хочется отвечать на почту

Numéro, декабрь'17
Звездный билет Звездный билет

Человечество опять мечтает о Луне, куда переместятся автомобильные гонки

Quattroruote, январь'18
Читаем в декабре: выбор Psychologies Читаем в декабре: выбор Psychologies

Длинные выходные могут себе позволить быть разными – вкусными, веселыми, трогательными, интеллектуальными, шумными, тихими. Обозреватель Psychologies Елена Пестерева выбрала книги, с которыми можно...

Psychologies, декабрь'17
Мама, я толстая… Мама, я толстая…

Что делать, если твой ребенок полный? Как помочь ему сбросить лишний вес

Лиза, декабрь'17
Федор Смолов Федор Смолов

Форвард рассказал, как ему удалось стать самым крутым рос­сийским футболистом

Maxim, январь'18
Война командных строк Война командных строк

Живая сила в военных действиях становится все менее важной

CHIP, январь'18
Макс атакует Макс атакует

Максим Виторган — о театре и кино, вдумчивом характере и жизни с Ксенией Собчак

Vogue, январь'18