Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах? Оказывается, можно! Самые лучшие разработки — в этой статье.

Maxim

Черный ящик, я не твой! Невероятные проекты по спасению падающих пассажирских самолетов!

Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах? Оказывается, можно! Самые лучшие разработки — в этой статье. Вместе с объяснением, почему их пока невозможно реализовать.

74722-YWQxNGZmZGU1ZA.jpg


Многие в детстве читали замечательную книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», изданную аж еще в 1937 году. А кто не читал, тот уж наверняка смотрел мультфильм. Среди эпизодов, не вошедших в экранизацию, была и история аварийного спасения из самолета: «Если какая авария — взрыв, пожар или крыло отвалится, — летчик одним движением отделяет кабину, и она самостоятельно опускается на парашюте». И хотя капитан любил приврать, но здесь описана действительно проходившая испытания в США в начале 1930-х годов система спасения пассажиров самолетов.

По сигналу тревоги пассажиры продевали руки в плечевые обхваты и застегивали крепления, после чего пилот открывал под ногами путешественников люки, через которые кресла выпадали из самолета и спускались на индивидуальных парашютах, в свернутом состоянии хранившихся в их спинках.

Практического применения система не получила: вероятность спасения с ее помощью оценивалась лишь в 15–20%, поскольку благополучно выпасть из самолета можно было только при горизонтальном полете на достаточной высоте. Уже тогда посчитали, что лучший способ спасти пассажиров — это повышать надежность самолетов. Такая точка зрения остается главенствующей и сегодня, когда гораздо больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт или от упавшего с крыши кирпича.

Тем не менее после каждой авиакатастрофы неизменно появляются новые и новые проекты спасения, не идущие в разработку, но помогающие аэрофобам скоротать паническую атаку.


Дадим всем пассажирам парашюты

74726-YjY4ZWI2MjZkYQ.jpg

Парашют коллективного спасения Г. Е. Котельникова. Рисунок изобретателя, 1923 год

Идея раздать всем пассажирам парашюты сегодня не рассматривается в принципе: на высоте 10 километров (гарантирована взрывная декомпрессия при отсутствии кислорода и морозе за 40 градусов) и при скорости полета порядка 800 км/ч невозможно ни открыть дверь салона, ни выпрыгнуть из него. Невозможно, даже если бы все пассажиры имели специальную подготовку и каким-то волшебным образом удалось за считаные секунды доставить всех к дверям без паники и давки по крутящемуся волчком проходу.

На меньших высотах парашют тоже не спасет, только еще сократится время на эвакуацию при немногим лучших условиях «десантирования». Поэтому все современные системы предполагают спасать пассажиров вместе с герметичной частью салона и без их непосредственного участия.

74728-YTg0NzUzYjVmZQ.jpg

Такую идею в 1927 году запатентовал русский изобретатель Глеб Котельников, создатель первого в мире ранцевого парашюта. «Способ коллективного спасания на самолете» основан на отделении всей пассажирской кабины и ее спуске на грузовом парашюте конструкции Котельникова, разработанном им в 1923 году: «В остов самолета вставляется кабина, в ней находятся пассажиры самолета. Когда надо спасаться, летчик поворотом рычага приводит в действие механизм, который подымает верхнюю часть фюзеляжа самолета, освобождая сложенный под ней парашют. На нем кабина и опускается к земле». Пилот же покидал бы самолет на собственном парашюте — в отличие от пассажиров, он умел бы им пользоваться.

74727-OTJmNjY4Njc3OA.jpg

Глеб Котельников со своим ранцевым парашютом, 1911 год

Патент Котельникова на практике так и не был реализован. Быстрое развитие авиации в 1930-е годы сделало аварийную посадку машины пилотом даже при отказе двигателя значительно более безопасной для пассажиров.


Военные разработки

74734-ZWYzMzYxMWQzOQ.jpg

Проект «Авиаспас» № 061

В воздушно-десантных войсках СССР с середины 1970-х годов используются парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-915 и 925 «Реактавр». Сброшенная с Ил-76 или Ан-12 боевая машина десанта (БМД) опускается на купольной системе, а в мо­мент касания специальным щупом земли запускаются тормозные реактивные двигатели, которые гасят скорость спуска и обеспечивают сравнительно мягкое приземление.

Проект «Авиаспас» № 061, предложенный в 2006 году российскими изобретателями, предполагает использовать ПРСМ для эвакуации пассажиров — с этой целью помещать внутрь фюзеляжа самолетов отсеки на 56 кресел, каждый из которых был бы оборудован парашютно-реактивной системой. При аварии они бы вытягивались парашютами через кормовую аппарель и опускались так же, как боевая машина десанта.

74733-M2I5MmYwMWI5MA.jpg

Креслo «Казбек-Д»

Однако самые распространенные сегодня лайнеры «Аэробус» и «Боинг» в хвостовой части не имеют загрузочного люка и аппарели, а создание нового типа самолета под такую систему едва ли оправданно. Значит, она годится только для «грузовиков» типа Ан-12, Ан-72, Ан-26 или для Ил-76. Но перевозки пассажиров этими типами воздушных судов вряд ли можно назвать массовыми. Кроме того, ПРСМ обеспечивает десантирование при скорости полета до 400 км/ч, а за выживаемость экипажа боевых машин при скорости в момент удара о землю до 8 м/с отвечают специальные амортизационные кресла «Казбек-Д», несколько напоминающие ложементы космонавтов. Оборудовать чем-то подобным пассажирские самолеты едва ли возможно, а следовательно, использовать военные системы в чистом виде не получится.

74735-ZWM3NGZjNDM3ZA.jpg

Система «Реактавр» десантирует БМД, 1976 год

Патент Г. В. Бобылева устраняет один из недостатков «Авиа­спаса»: в этом проекте предполагается отстреливать хвостовую секцию самолета, так что наличие грузовой рампы необязательно. Однако возможность вытягивания спасательных модулей из кувыркающегося без хвоста на скорости крейсерского полета фюзеляжа и состояние после таких эволюций пассажиров в них остаются под большим вопросом.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Молодые и богатые. Готовы ли девелоперы элитного жилья к покупателям-миллениалам Молодые и богатые. Готовы ли девелоперы элитного жилья к покупателям-миллениалам

Готовы ли девелоперы к тому, что покупатель премиального жилья начнет молодеть

Forbes, ноябрь'18
Глобальные корпорации перейдут к гибким офисам через три года Глобальные корпорации перейдут к гибким офисам через три года

Рынок гибких офисных пространств растет стремительными темпами

Forbes, ноябрь'18
Лучший интернет-тариф для планшета: выбираем оператора Лучший интернет-тариф для планшета: выбираем оператора

Лучший тариф с недорогим интернетом для планшета

CHIP, ноябрь'18
Мидии, ламбики, уют: «Траппист» как пример настоящего бельгийского паба в центре Москвы Мидии, ламбики, уют: «Траппист» как пример настоящего бельгийского паба в центре Москвы

Изучаем паб «Траппист» в Большом Черкасском переулке

Men’s Health, ноябрь'18
Из-за вспышек на Солнце сдетонировали десятки мин Из-за вспышек на Солнце сдетонировали десятки мин

Почему в 1972 году в портах Северного Вьетнама боеприпасы взорвались сами

National Geographic, ноябрь'18
13 наглядных примеров, почему быть большим — опасно 13 наглядных примеров, почему быть большим — опасно

Большие вещи — не жильцы на этом свете, ведь они ломаются, взрываются и тонут

Maxim, ноябрь'18
Звездная качалка: борись со сверхъестественным, как герои «Оверлорд» Звездная качалка: борись со сверхъестественным, как герои «Оверлорд»

Как победить сверхъестественные силы в духе крутых ребят из «Оверлорд»

Maxim, ноябрь'18
Бомбические костюмы звезд на Хэллоуин 2018: от Софи Тернер до Александра Овечкина Бомбические костюмы звезд на Хэллоуин 2018: от Софи Тернер до Александра Овечкина

Хэллоуин прошел, время рассматривать костюмы мировых и российских звезд!

Playboy, ноябрь'18
Фискальная нагрузка возложена на правительство Фискальная нагрузка возложена на правительство

Четыре вопроса о налогах и сборах в регионах

РБК, ноябрь'18
7 российских и советских трамваев 7 российских и советских трамваев

Кто строит трамваи в России?

Популярная механика, ноябрь'18
DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется

DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется

Playboy, ноябрь'18
Как обзавестись LP-проигрывателем Как обзавестись LP-проигрывателем

Магическая фраза «Пошли ко мне, пластинки послушаем» снова работает!

Maxim, ноябрь'18
Главреда «Медузы» отстранили за домогательства, а потом простили: мнения журналистов Главреда «Медузы» отстранили за домогательства, а потом простили: мнения журналистов

Иван Колпаков сохранил пост главного редактора "Медузы"

Esquire, ноябрь'18
Компания Аркадия Ротенберга оказалась в центре политического скандала в Литве Компания Аркадия Ротенберга оказалась в центре политического скандала в Литве

Компания Аркадия Ротенберга оказалась в центре политического скандала в Литве

Forbes, ноябрь'18
Наглядный пример: 8 лучших упражнений, чтобы заполучить мощные ноги Наглядный пример: 8 лучших упражнений, чтобы заполучить мощные ноги

Уже год тратите драгоценное время на бесчисленные приседания без отягчения?

Playboy, ноябрь'18
Властелины неба Властелины неба

Арабский шейх спасает соколов от вымирания

National Geographic, ноябрь'18
Марина Федункив: «Не хочу стареть» Марина Федункив: «Не хочу стареть»

Актриса Марина Федункив о бывшем муже и звездной болезни

StarHit, ноябрь'18
Вдохновение года: Ляйсан Утяшева Вдохновение года: Ляйсан Утяшева

Ляйсан Утяшевой подарили именную куклу, сделанную в единственном экземпляре

Glamour, ноябрь'18
Прямой взгляд Прямой взгляд

Победители ежегодного международного конкурса фотографии «Прямой взгляд»

Русский репортер, ноябрь'18
Красота с характером: Полина Киценко Красота с характером: Полина Киценко

Новая круговая тренировка от создательницы инстаграмного ЗОЖ Полины Киценко

Glamour, ноябрь'18
Рецензия: каким получился последний сезон Рецензия: каким получился последний сезон

Карточный домик сюжета популярного сериала рассыпался самым нелепым образом

Esquire, ноябрь'18
Пять безумных миллиардеров Пять безумных миллиардеров

Смирительные рубашки им шьют самые известные модельеры

Maxim, ноябрь'18
Не китайская, но тоже Великая стена и еще 9 вторых по уникальности вещей в мире Не китайская, но тоже Великая стена и еще 9 вторых по уникальности вещей в мире

Не менее важные и уникальные древние сооружения и географические объекты

Maxim, ноябрь'18
Сергей Исаев: «От поклонниц отбиваюсь женой» Сергей Исаев: «От поклонниц отбиваюсь женой»

Сергей Исаев признался, что будет делать после ухода из команды

StarHit, ноябрь'18
«Маккуин» — главная модная премьера осени «Маккуин» — главная модная премьера осени

Александр Маккуин дома и за кулисами показов

Vogue, ноябрь'18
Когда друг бросает вызов смерти Когда друг бросает вызов смерти

Алекс Хоннолд поднялся на скалу Эль-Капитан в Йосемитском парке без страховки

National Geographic, ноябрь'18
Особенности национального прикуса: кому и когда нужно выравнивать кривые зубы? Особенности национального прикуса: кому и когда нужно выравнивать кривые зубы?

Особенности национального прикуса: кому и когда нужно выравнивать кривые зубы?

Лиза, ноябрь'18
«Неизвестные» витамины F, H, K и PP: как организм кричит об их нехватке? «Неизвестные» витамины F, H, K и PP: как организм кричит об их нехватке?

Зимой мы часто налегаем на витамины C и D, а об остальных забываем

Лиза, ноябрь'18
Общий астрологический прогноз на неделю с 5 по 11 ноября Общий астрологический прогноз на неделю с 5 по 11 ноября

О том, что нас ожидает в самых разных аспектах нашей жизни в ближайшие дни

Лиза, ноябрь'18
Кризис среднего возраста — как его распознать и безболезненно из него выйти? Кризис среднего возраста — как его распознать и безболезненно из него выйти?

Как выйти из кризиса среднего возраста?

Лиза, ноябрь'18