Константин Чайкин сумел построить бизнес с выручкой 55 млн рублей в год

ForbesБизнес

Человек из «Машины времени»: как часовщик-самоучка стал лучшим мастером России

Константин Чайкин случайно попал в часовую индустрию — начинал с продаж часов чужого производства. Со временем он вырос в самого авторитетного кабинотье России — мастера, выпускающего единичные шедевры, — и сумел построить бизнес с выручкой 55 млн рублей в год

317a1183.jpg__1564075016__44873.jpg
Константин Чайкин. Фото Георгий Кардава

Накануне крупнейшей в мире часовой выставки Baselworld в 2017 году российская мануфактура «Константин Чайкин», названная по имени основателя, представила новую разработку — наручные часы Joker. Модель вызвала большой ажиотаж. «Тогда в нашем развитии произошел гиперскачок, каких не было никогда. За месяц, к концу «Базеля», на почти всю серию из 99 штук мы получили предоплату, и теперь, что бы мы ни показывали, все продается», — рассказывает в интервью Forbes основатель компании Константин Чайкин. Изначально Joker стоили €6990 ($7550), но уже через полгода на благотворительном аукционе Christie's часы были выставлены по оценке 10 000-15 000 швейцарских франков ($10 000-$15 000), а проданы за 45 000 ($45 000) — в шесть раз дороже, чем в рознице.

Чтобы добиться такого результата, Чайкину потребовалось 14 лет: свои первые часы он сделал в 2003 году. Forbes узнал, как ленинградский мальчик-радиолюбитель стал сначала всемирно известным кабинотье — мастером, выпускающим единичные шедевры, — а затем владельцем мелкосерийного бизнеса с 55 млн рублей выручки в 2018 году. Чайкин — единственный россиянин, принятый в швейцарскую Академию независимых часовщиков и даже возглавлявший организацию с 2016-го по 2019 год. «Даже в Академии Константин один из немногих, кто смог выйти за пределы ремесла кабинотье, — говорит главный редактор журнала «Часовой бизнес» Вячеслав Медведев. — В Академии много мастеров, которые делают единичные шедевры, но всего несколько смогли достичь серийного успеха».

Секрет продаж

Отец Чайкина в юности увлекался радиотехникой: в бабушкином доме на чердаке осталось множество разложенных по спичечным коробкам деталей. В пионерлагере, куда ездил будущий часовщик, был радиокружок и любительская радиостанция, с помощью которой можно было связываться со всем миром. «Нереальная история для пацана [в советское время]», — отмечает Константин.

«Заболев» радио, после школы он поступил в электротехникум, затем отслужил в армии связистом, а когда в 1996 году вернулся и хотел поступить в художественное училище, понял, что пришла пора учиться зарабатывать на жизнь. Устроился слесарем в фирму по изготовлению дверей, затем перешел в коммивояжеры торговой компании: ходил от двери к двери, предлагал ножи и другую утварь. «Это дало большой опыт для бизнеса, — объясняет он. — Раньше у меня был внутренний барьер — трудно было зайти к незнакомым людям, начать разговор, а это [работа коммивояжером] помогло».

Константин всегда старался оптимизировать рабочий процесс. «У Кости был свой способ продаж, — говорит Руслан Никифоров, на тот момент младший ассистент Чайкина. — Он не ходил по квартирам, а шел в организации, договаривался за «комиссионные» с директорами, оставлял товар, а потом забирал деньги».

В 1999 году Чайкина пригласили работать заместителем директора в деревообрабатывающую компанию «Юнион Профи», которая делала дорогую мебель на заказ, и он забрал с собой Никифорова. Через полгода оба уволились — по их версии, из-за конфликта с владельцем Игорем Сержантовым. По словам Никифорова, на тот момент «вся компания держалась на Косте», но, несмотря на это, с Чайкиным не рассчитались, а он решил не устраивать скандал, но дал себе слово больше не заниматься продажами. Сержантов конфликта не помнит. Он рассказал Forbes, что через несколько дней после прихода Чайкина в компанию тот захотел создать собственную систему поставки материалов. «Я ее одобрил, но не принял», — объясняет предприниматель. Информацию о невыплате Чайкину денег он комментирует так: «У меня такое правило: если человек работает — плати, ну а если дверью хлопнул — тогда другое дело».

После ухода из «Юнион Профи» будущий часовщик стал помогать отцу, работавшему автослесарем-мотористом. Никифоров же на накопленные на машину 5000 рублей купил в Москве партию дешевых китайских часов, которые сдал в Санкт-Петербурге в комиссионный магазин, а через неделю получил «живые» деньги. Когда он рассказал об успешной бизнес-операции Чайкину, тот сперва обиделся и даже бросил трубку, но позднее перезвонил и признал перспективность идеи. Партнеры начали ездить за новыми партиями часов вместе, а после — раздавать товар по киоскам и магазинчикам, а также сбывать его корпоративным клиентам. «Примерно через год мы держали в руках первые $10 000, — вспоминает Чайкин. — Это были для нас нереальные деньги!»

В 2001 году они зарегистрировали компанию Watch Maximum и стали сами покупать часы у оптовиков. Для продажи товара сначала открыли магазин «Машина времени», позднее выросший в сеть (доходила до десяти точек в формате небольших помещений в торговых комплексах; сегодня работают три).

Константин Чайкин за работой. Фото Георгий Кардава

Первые часы

К 2002 году партнеры несколько раз покупали у оптовиков «довольно дорогие, стоящие в рознице около 3000 рублей настенные часы в общем-то убогого дизайна». «Мы решили делать посложнее», — вспоминает Константин. Чайкин и Никифоров приобрели немецкие механизмы Hermle Clocks со стрелками и нашли подрядчиков, которые вырубали из «нержавейки» листы, гнули их и наносили лазером логотип. В «Машине времени» первая модель собственного производства стоила 1500 рублей и пользовалась спросом, говорят основатели компании.

В 2003-м Чайкин решил сделать подарок отцу на 50-летний юбилей своими руками. Он купил механизм наручных часов швейцарской фабрики ETA, а корпус и циферблат сделал сам. «Меня стала увлекать эта механика, — объясняет предприниматель. — Я начал коллекционировать старинные карманные часы, изучать, как они работают и почему ломаются». Особенно интересовал его турбийон — устройство, нейтрализующее влияние притяжения Земли на точность хода, один из самых сложных и дорогих элементов. Почитав книги, Константин «понял, что ничего особенно сложного нет и буквально на коленке выпилил кусок механизма из настольной «Весны» владимирского часового завода, закрепил другие детали — и макет турбийона заработал».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тихое место: зачем обществу зоны, свободные от технологий Тихое место: зачем обществу зоны, свободные от технологий

Почему пространства без телефонов становятся популярными

VC.RU
Вице-президент США станет миллионером благодаря пенсии Вице-президент США станет миллионером благодаря пенсии

Основную часть активов вице-президента Майка Пенса составляет его пенсия

Forbes
Почему мы цепляемся за вредные привычки и как это изменить Почему мы цепляемся за вредные привычки и как это изменить

Изменить привычное поведение непросто, но возможно

Psychologies
Не было печати! Не было печати!

Некоторые женятся, а некоторые — довольны и так

Добрые советы
Вспышечная: Фотографии, изменившие мир Вспышечная: Фотографии, изменившие мир

От первого селфи до выхода в космос – 10 фотографий, изменивших мир

Esquire
«У нас депрессия не попадает в отчетность» «У нас депрессия не попадает в отчетность»

Психические расстройства скоро станут самыми распространенными заболеваниями

Огонёк
4 героя, в которых может перевоплотиться Рафаэль Надаль 4 героя, в которых может перевоплотиться Рафаэль Надаль

Персонажи, на которых походил Рафаэль Надаль в разные годы

GQ
Ванкувер, Канада Ванкувер, Канада

Эта история полна клюквы, но ты должен в нее поверить

Maxim
Еще раз о депрессии: почему она возникает и как победить Еще раз о депрессии: почему она возникает и как победить

О депрессии сказано немало, но едва ли новый разговор на эту тему будет лишним

Psychologies
Haval F7. Чудеса бутафории Haval F7. Чудеса бутафории

Тест-драйв нового Haval F7

4x4 Club
Алена Яковлева и Мария Козакова. Такие разные... Алена Яковлева и Мария Козакова. Такие разные...

Интервью с матерью и дочерью — актрисами Аленой Яковлевой и Марией Козаковой

Караван историй
Книжка с картинками: как учить английский по комиксам Книжка с картинками: как учить английский по комиксам

Почему комиксы могут быть лучше учебников и как учить по ним английский язык

Psychologies
Узник Сбербанка: как основатель Антипинского НПЗ объяснил свое уголовное преследование Узник Сбербанка: как основатель Антипинского НПЗ объяснил свое уголовное преследование

Дмитрий Мазуров считает, что невиновен в банкротстве завода

Forbes
Как делать кольца из дыма кальяна: 6 способов быстро научиться Как делать кольца из дыма кальяна: 6 способов быстро научиться

Как научиться пускать кольца из дыма кальяна, чтобы все были в восторге

Playboy
Второй китайский стелс-истребитель J-31 появится через год Второй китайский стелс-истребитель J-31 появится через год

Работа над истребителем J-31 идет в полном соответствии с графиком

Популярная механика
Кто владеет московскими кладбищами. Как столичный ритуальный рынок заняли ставропольские бизнесмены — и при чем тут ФСБ Кто владеет московскими кладбищами. Как столичный ритуальный рынок заняли ставропольские бизнесмены — и при чем тут ФСБ

Откуда взялись новые выгодополучатели московского похоронного рынка

СНОБ
Рост выплат россиян по кредитам и государству достиг рекордного с 2014 года уровня Рост выплат россиян по кредитам и государству достиг рекордного с 2014 года уровня

Расходы россиян на выплаты государству и текущее потребление растут

Forbes
Покорители Instagram: как создатели приложения VSCO завоевали миллионы пользователей и сохранили независимость Покорители Instagram: как создатели приложения VSCO завоевали миллионы пользователей и сохранили независимость

Фотограф Джоэль Флори и дизайнер Грег Лутце создали проект для профессионалов

Forbes
Безупречный шедевр за токсичные деньги: чем грозит коллекционеру новый закон ЕС Безупречный шедевр за токсичные деньги: чем грозит коллекционеру новый закон ЕС

В 2018 году Евросоюз ужесточил правила по борьбе с отмыванием денег

Forbes
Свадебные прически 2019-2020 — лучшие тренды на примере звезд Свадебные прически 2019-2020 — лучшие тренды на примере звезд

Какие свадебные прически будут модными в этом и следующем году

Cosmopolitan
Лучшие кроссовки будущей недели (с 22 по 28 июля) Лучшие кроссовки будущей недели (с 22 по 28 июля)

Переосмысленные теннисные кроссовки от Йоджи Ямамото

Esquire
Эвелина Блёданс о cборах «особенного» сына в первый класс и его популярности Эвелина Блёданс о cборах «особенного» сына в первый класс и его популярности

Выпуск «Проекта ответственных родителей» с Эвелиной Блёданс

Cosmopolitan
Все, что известно о четвертом сезоне «Очень странных дел» Все, что известно о четвертом сезоне «Очень странных дел»

Для тех, кто не может дождаться продолжения истории «Очень странных дел»

Vogue
Зачем слушать аудиосериал «Пост» Дмитрия Глуховского? Зачем слушать аудиосериал «Пост» Дмитрия Глуховского?

Дмитрий Глуховский рассуждает о грехах и учится быть диктором

GQ
Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
Двум системам тесно в одной стране Двум системам тесно в одной стране

Гонконг уже несколько месяцев сотрясают массовые протестные выступления

Огонёк
Разочарования и надежды: каким будет расклад сил в новом парламенте Украины Разочарования и надежды: каким будет расклад сил в новом парламенте Украины

Предварительные итоги украинских парламентских выборов позволяют делать прогнозы

Forbes
Танковый бой под Прохоровкой: что же там происходило Танковый бой под Прохоровкой: что же там происходило

Битва советских и фашистских танков в сражении под Прохоровкой в июле 1943 года

Maxim
«Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков «Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков

Высококвалифицированные банкиры покидают отрасль и начинать свои проекты

Forbes
Все равно ему водить Все равно ему водить

Адама Драйвера любят и режиссеры, и кинокритики, и даже фанаты «Звездных войн»

Glamour
Открыть в приложении