«Зеленые» перспективы

Как и когда в Москве ограничат движение неэкологичных автомобилей

АвтоМирАвто

«Зеленые» перспективы

Как и когда в Москве ограничат движение неэкологичных автомобилей?

Текст: Алексей Лучников

Cоветом при Президенте Российской Федерации по правам человека высказана инициатива о введении экологических ограничений для движения в Москве транспортных средств класса евро 3 и ниже. Эта новость, мягко говоря, не вызвала энтузиазма у четырех из десяти москвичей, владеющих старыми машинами, не вписывающимися в нормы. Среди автовладельцев из других регионов таких и вовсе оказалось около 60 процентов. За инициативой совершенно отчетливо проглядывают «уши» правительства Москвы. Именно столичный дептранс в свое время протащил в Правила дорожного движения поправки, которыми с 1 июля прошлого года узаконены так называемые «экологические» знаки. Ну а остальное было делом техники: инициативу озвучили борцы за права человека, а правительство Москвы ее лишь поддержало. «По просьбам трудящихся» будут определены зоны экологических ограничений и создана система администрирования правонарушений. Конкретные предложения, как обещают, сформулируют уже весной. Заглядывая в будущее, спрогнозируем, каким образом могут быть реализованы эти проекты и будут ли еще проблемы, за исключением недовольства автомобилистов.

Знаковая история

Итак, как мы уже выяснили, ограничения будут вводится с помощью специальных знаков, которые появятся на границе «зеленых» зон. Запрет может распространяться как на все механические транспортные средства (знак 5.35), так и только на грузовые автомобили (знак 5.36). Но вот незадача, хотя знаки есть в ПДД, применять их нельзя до тех пор, пока требования к ним и правила их применения не включат в соответствующие национальные стандарты ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 52289-2004. Новая редакция этих документов находится в стадии разработки, хотя дата ее завершения пока не определена.

За въезд в столицу на неэкологичном автомобиле водителя оштрафуют. На сколько именно? Власти определят совсем скоро

Но и новые ГОСТы, сделав знаки полностью легитимными, не решат всех проблем. Согласно Правилам дорожного движения знаки запрещают движение транспортных средств с экологическим классом ниже указанного на них, а также машин, в регистрационных документах которых токсичность выбросов не указана. Напомним, что регистрационный документ у нас только один – это свидетельство о регистрации. Информацию об экологическом классе в него вносят лишь с 2011 года. Несколькими годами раньше эти данные стали проставлять в паспорте транспортного средства, но он к регистрационным документам не относится. А значит, машина может иметь 4 класс, но движение под знак ей будет запрещено из-за отсутствия записи в свидетельстве о регистрации. Возможный выход из ситуации – обратиться в ГИБДД для получения нового регистрационного документа. С другой стороны, очевидно, что вручную проверять запись в свидетельстве о регистрации никто не собирается, и эту работу поручат камерам. Они будут распознавать номер и сопоставлять его с базой данных зарегистрированного транспорта, где содержится информация об экологическом классе. Однако из базы нельзя установить, указан ли он в свидетельстве. Как бы там ни было, правоприменителям придется поломать голову, чтобы выстроить всю логику системы и добиться ее корректной работы. В противном случае их завалят жалобами.

Выписывать штрафы поручат камерам. Они будут распознавать номер и сопоставлять его с базой данных, где содержится информация об экологическом классе автомобиля

Есть еще один парадокс, хотя и временный. Если для транспортных средств, класс токсичности которых указан в документах, ограничение будет действовать с момента его введения, то для машин, не имеющих такой информации, – только с 1 июля 2021 года. Когда в ПДД вносили поправки, этот срок дали на то, чтобы владельцы либо обновили свой парк, либо обратились в ГИБДД для оформления нового свидетельства о регистрации. Но если они этого не сделают, что может сложиться ситуация, когда относительно свежая машина с третьим классом попадет под запрет, в то время как владелец откровенного автохлама еще два года сможет ездить без опасений быть оштрафованным.

Деньги за воздух

Сколько бы ни обвиняли столичные власти в политике вымогательства денег с автомобилистов, путь к введению дополнительных ограничений в движении при всей своей непопулярности альтернативы не имеет. Это показывает опыт других мировых столиц со схожим с Москвой уровнем автомобилизации. Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что атмосфера столицы, особенно ее центральной части, сильно загрязнена. На 80-90 процентов она обязана этим автомобильному транспорту. В какой степени поможет запрет, достоверно покажет лишь время, а горожанам, видимо, придется еще туже затянуть пояс. То ли еще будет.

Маловато будет

В Москву путь будет заказан и тем машинам, в регистрационных документах которых токсичность выбросов не указана вовсе

Законодательно специальных норм, предусматривающих ответственность за нарушение водителями транспортных средств экологических ограничений, не установлено. Поскольку вводиться эти ограничения будут с помощью дорожных знаков, в случае проезда в зону на машине с несоответствующим экологическим классом будет применяться общая норма – часть 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой наказывают именно за нарушение требований знаков и разметки. Ответственность по ней минимальная – предупреждение или штраф 500 рублей. Причем есть возможность «ополовинить» сумму, заплатив в течение 20 дней. По всей видимости, ощутимого профилактического эффекта эти символические санкции иметь не будут. В этой связи можно с уверенностью говорить, что через некоторое время в Госдуму будет внесен законопроект, ужесточающий ответственность за нарушение экологических знаков.

Новые дорожные знаки уже утверждены, они запрещают движение транспортных средств с экологическим классом ниже указанного на них

Власти хотят запретить въезд в Москву автомобилям класса евро 3 и ниже

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; DepositPhotos/Fotodom.ru; Виталий Белоусов/ТАСС, Елена Пальм/Интерпресс и Павел Каравашкин/Интерпресс/ТАСС

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир, июнь'19
Асфальтовые джунгли Асфальтовые джунгли

Современные мегаполисы стремятся впустить в себя леса

Forbes, август'19
Жаропонижающие Жаропонижающие

12 правил пожарного

Men’s Health, апрель'19
Зачем украинцам слуга народа Зачем украинцам слуга народа

После ухода Порошенко мир не наступит

Русский репортер, март'19
Кого боится Дональд Трамп? Кого боится Дональд Трамп?

15 демократов вступили в борьбу за президентское кресло

Огонёк, март'19
Электробудущее Электробудущее

Очередной концепт чешской марки намекает на серийную машину будущего года

АвтоМир, март'19
Здоровье дороже? Здоровье дороже?

Как научиться экономить на лекарствах и не навредить своему организму

Лиза, март'19
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes, апрель'19
5000 продуктов на борту Ковчега Вкуса 5000 продуктов на борту Ковчега Вкуса

Мед народа гурманче стал пятитысячной записью в Ковчеге Вкуса

National Geographic, март'19
Датское королевство Датское королевство

Каспер и Хайди Эгелунд возглавляют дизайнерский бренд Vipp

Robb Report, март'19
Всем на зависть Всем на зависть

Громкие романы Собчак и причины расставаний с мужчинами

StarHit, март'19
Павел Кассинский: Павел Кассинский:

Павел Кассинский рассказывает о своем знаменитом отце Романе Карцеве

Караван историй, апрель'19
Здесь вы точно захотите заняться спортом и даже делами Здесь вы точно захотите заняться спортом и даже делами

Фитнес-клуб, который решает все ваши проблемы

GQ, март'19
Людовик XI: гений коварства Людовик XI: гений коварства

Людовик XI решил покончить с феодальной раздробленностью с помощью коварства

Дилетант, апрель'19
Кошелек «Яндекса» пополнился валютной десяткой Кошелек «Яндекса» пополнился валютной десяткой

На кого рассчитан новый сервис российского интернет-холдинга «Яндекс»

РБК, март'19
Борьба с диктатурой алгоритмов Борьба с диктатурой алгоритмов

На этой неделе Европарламенту предстоит судьбоносное голосование

Огонёк, март'19
Платья 1930-х годов — многообещающий тренд красных дорожек Платья 1930-х годов — многообещающий тренд красных дорожек

Вырезы на спине, струящиеся ткани и декольте обожают дизайнеры и знаменитости

Vogue, март'19
Евангелие от Лукаса Евангелие от Лукаса

Восходящая кинозвезда Лукас Хеджес вырос из ролей сложных подростков

Vogue, апрель'19
У банков отбирают комиссии У банков отбирают комиссии

Экономическая обоснованность комиссий за эквайринг вызывает все больше вопросов

Эксперт, март'19
Весна на Кипре: плюсы, минусы, подводные камни Весна на Кипре: плюсы, минусы, подводные камни

Памятка для тех, кто соберётся на Кипр в самый романтичный сезон

National Geographic, март'19
Самец или самка? Самец или самка?

У гиен очень необычная репродуктивная система

National Geographic, апрель'19
Hyundai Elantra: Интерес к геометрии Hyundai Elantra: Интерес к геометрии

Что принес рестайлинг седану Hyundai Elantra?

АвтоМир, март'19
Большой греческий ужин Большой греческий ужин

11 марта прошел торжественный гала-ужин журнала ОK!

OK!, март'19
Диета молодости Диета молодости

«Включите» гены, которые отвечают за молодость

Домашний Очаг, апрель'19
Снимаем шляпу! Снимаем шляпу!

Звезда нового сериала «Мылодрама» Янина Мелехова

Maxim, апрель'19
Верим на слово Верим на слово

5 марта Еве Мендес исполняется 45

Grazia, март'19
Как всегда! Как всегда!

Женевский автосалон по-прежнему многолюден и насыщен яркими новинками

АвтоМир, март'19
Квартира от ЦБ Квартира от ЦБ

«Дом.РФ» готовится потеснить сервисы по подбору и покупке недвижимости

Эксперт, март'19
Прожигатели жизни Прожигатели жизни

Жители Валенсии ежегодно 19 марта сжигают в ритуальных кострах миллионы евро

Вокруг света, апрель'19
Армения в кадре: древние монастыри в объятиях гор Армения в кадре: древние монастыри в объятиях гор

Увидеть Армению можно с совершенно разных, но по-своему прекрасных сторон

National Geographic, март'19