«Яндекс» позарился на скидки
Крупнейший российский мультипортал стал владельцем стартапа «Едадил»
«Яндекс» купил агрегатора скидок «Едадил». Сделка нужна, чтобы повысить доходы от рекламы: зная, какие покупки делал конкретный пользователь, «Яндекс» сможет доказать рекламодателям, что продвижение товара было эффективным.
«Яндекс» увеличил с 10 до 100% свою долю в стартапе «Едадил», который развивает одноименное мобильное приложение, позволяющее получать информацию об акциях в ближайших магазинах, персональные купоны на скидку, а также кешбэк. О сделке РБК рассказала основатель «Едадила» Наталия Шагарина и подтвердил представитель «Яндекса».
Каталог со скидкой
Наталия Шагарина — бывший продакт-менеджер «Яндекса». Идея запустить электронный каталог, в котором будут собраны скидки на продукты и хозтовары из ближайших магазинов, пришла ей в 2010 году, но создать продукт удалось только во время декретного отпуска в 2012 году. В апреле 2015 года было зарегистрировано ООО «Едадил». Кроме Шагариной долю в компании (10%) получил программист Святослав Иванов, создавший техническую часть проекта. «Яндекс» впервые вошел в капитал «Едадила» в середине 2015 года, получив 10% (у Наталии Шагариной оставалось 80% компании). Стороны не раскрывали условий сделки. Отказались они сообщить и сумму, которую «Яндекс» заплатил за увеличение доли до 100%.
По оценке аналитика Sova Capital Александра Венграновича, 100% «Едадила» могут стоить 600–800 млн руб., то есть за 90% «Яндекс» мог заплатить 540–720 млн. «Максимальная стоимость такой компании может составлять около пяти ее годовых выручек. Компания убыточна, но ее основная ценность состоит в доступе к аудитории», — рассказал Венгранович.
Пользоваться сервисом можно через мобильное приложение и сайт компании. Изначально «Едадил» развивал только рекламную модель: производители и сети размещали информацию об акциях. В 2016 году появились купоны — при сканировании на кассе их предъявителю предоставляется скидка. С декабря 2017 года пользователи могут получать кешбэк по определенным товарам из каталога, если сканируют QR-код своего чека. «Едадил» получает процент с каждого предъявленного купона или сканированного чека (размер не раскрывается). В сентябре, по данным «Едадила», у приложения было более 6,2 млн пользователей (по данным MediaScope, на август в городах с населением более 100 тыс. человек у приложения было 7 млн посетителей, оно занимало 19-е место по популярности у российских пользователей). Партнерами сервиса являются более 650 ретейлеров, а также топ-50 крупнейших производителей FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного потребления) в России. Выручка «Едадила» в 2017 году равнялась 39,977 млн руб., у его «дочки» «Едадил Промо» — 106,4 млн руб., по данным СПАРК. Чистый убыток составил 95,63 млн и 90,4 млн руб. соответственно.