«Яндекс» ищет где подороже: Российский поисковик и Сбербанк определились с концепцией нового маркетплейса
Маркетплейс с иностранными поставщиками, созданный Сбербанком и «Яндексом», запустится в октябре. Хотя большая часть поставок сейчас идет из Китая, новый проект будет переориентирован на более дорогие товары из других стран
«Яндекс.Маркет» и Сбербанк выработали концепциею своего маркетплейса, ориентированного на трансграничную торговлю. Он будет запущен в октябре. «В основу логистической модели ляжет опыт компании Amazon», — рассказал РБК директор по международному развитию «Яндекс.Маркет» Алекс Васильев. Это значит, что компания «берет на себя всю ответственность за логистику и доставку товара, за адаптацию контента на русский язык и его маркетинг». И хотя 90% всех трансграничных посылок в Россию идет из Китая, «Яндекс.Маркет» решил ориентироваться на поставщиков из других стран.
Появление нового маркетплейса от «Яндекс.Маркет» идет параллельно с формированием другого крупного игрока e-commerce, AliExpress Russia — совместного предприятия китайской Alibaba Group, Российского фонда прямых инвестиций, «МегаФона» и Mail.Ru Group. О создании новой компании стороны объявили в начале недели.
Чем будет отличаться новая платформа «Яндекса» от российско-китайского конгломерата и как две конкурирующие системы будут делить рынок интернет-торговли в России, разбирался РБК.
Поворот на Запад
С названием нового маркетплейса, несмотря на скорый запуск, в «Яндекс.Маркет» пока не определились. Однако, как рассказывает Васильев, компания выбрала рабочую модель и решила, какую нишу она займет.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в количественном выражении по итогам 2017 года 90% зарубежных интернет-покупок пришлось на Китай, доля товаров из стран Евросоюза — 3%, США — 2%. Но в деньгах китайские покупки занимают куда меньшую долю рынка — всего 53%, у Евросоюза — 22%, у США — 12%. Общий объем рынка трансграничной торговли составил 374,3 млрд руб., или 24% от всех интернет-покупок россиян.
Ориентироваться на Китай «Яндекс.Маркет» не планирует. По словам Васильева, компания уже договорилась с партнерами из Индии, Японии, Кореи, Турции, Израиля, Англии, США. «На локальных рынках есть много сильных игроков, которые производят качественный товар, но они не выходят с ним в Россию. Именно на них мы и будем делать акцент. Это компании с оборотом от $1 млрд в год. Мы рассматриваем варианты партнерства непосредственно с брендами, с ретейлерами и, в перспективе, с зарубежными маркетплейсами», — рассказывает Васильев.
С точки зрения системы поставки «российский Amazon» планирует использовать модель настоящего Amazon. Схема «фулфилмент на платформе» (от англ. fulfilment — выполнение, исполнение) предусматривает, что продавец доставляет свой товар на бондовый (таможенный) склад маркетплейса в Европе (у «Яндекс.Маркет» он расположен в Латвии) или в партнерские логистические хабы, откуда товар направляется покупателю. Логистику полностью организует маркетплейс: если с отправлением что-то случится по дороге, покупатель будет предъявлять претензии не продавцу, а площадке-посреднику.