Как ездит беспилотный автомобиль из Петербурга

N+1Hi-Tech

Анбоксинг беспилотника «СтарЛайн»

Недавно мне удалось прокатиться на беспилотном автомобиле от петербургского «СтарЛайна» и пообщаться с его разработчиками. Рассказываю, чем отличается беспилотник компании и ее подход, и как вообще обстоят дела с беспилотными технологиями в России.

Григорий Копиев, редактор

Идея протестировать беспилотник «СтарЛайна» у меня, как главного любителя беспилотных автомобилей в редакции N + 1, возникла еще давно, еще в 2018 году, когда он проехал из Санкт-Петербурга в Казань. Мы вообще стремимся к тому, чтобы опробовать все российские разработки, потому что читать и писать про успехи Waymo, Nuro и прочих калифорнийских компаний, конечно, интересно, но куда интереснее разбираться о том, как обстоят дела у российских разработчиков, на машинах которых мы будем ездить в магазин или получать из магазина посылки через несколько лет.

Вообще, ситуация с беспилотниками в России напоминает американскую:

  • Лидируют IT-гиганты: в США Waymo (вышли из Google, и теперь вместе с ней состоит в холдинге Alphabet), у нас Яндекс — а вовсе не производители автомобилей, как предполагали многие на заре развития беспилотного транспорта.
  • Автопроизводители, вроде General Motors и «КамАЗ», пока что пытаются нагнать IT-компании.
  • В 2020 крупные IT-гиганты, которые еще не начали делать беспилотники, попытались «запрыгнуть в последний вагон»: Amazon купил компанию-разработчика Zoox, а Сбер сначала объединил усилия с Cognitive Technologies, а на днях начал тестировать беспилотники собственной разработки.
  • Небольшие компании — несметное число американских страртапов или отдельные российские компании, в том числе «СтарЛайн» — тоже разрабатывают своих «автопилотов», потому что с точки зрения технологий и финансов порог входа в эту область намного ниже, чем создании автомобиля с нуля.

Беспилотники Яндекса мы с выпускающим редактором Николаем Воронцовым на двоих тестировали уже трижды, а с другими компаниями было сложнее, потому что, многие из них расположены в регионах, а редакция находилась в Москве (с приходом пандемии она переехала и располагается где-то посреди рабочих чатов и звонков в Zoom): «СтарЛайн» базируется в Санкт-Петербурге, «КамАЗ» испытывает грузовики с кабиной и без в Набережных Челнах, а беспилотные комбайны Cognitive Technologies собирают зерно с полей Черноземья.

Еще в конце лета я, отчасти как раз благодаря пандемии, переехал в Санкт-Петербург, поэтому список беспилотных поездок «на анбоксинг» расширился. Предвосхищая возможные вопросы про погоду и отсутствие снега скажу, что заезд и разговор с разработчиками происходил еще в ноябре.

Как он устроен

С командой разработчиков мы встретились в центре города, у Марсова поля, где находится одна из основных зон тестирования. Беспилотник «СтарЛайна» постоянно тут катается вокруг поля:

Зона тестирования. Яндекс

Сам автомобиль выполнен на базе Skoda Superb. Его выбрали из-за простоты интеграции вычислительных блоков и датчиков, а также возможности управлять основными функциями (рулем, педалями, коробкой передач) электронно, через команды, а не при помощи отдельных актуаторов. Несколько лет назад мировые разработчики, как правило, выбирали прогрессивную для тех лет Toyota Prius, но сейчас такие возможности есть у многих новых моделей, а подходящий Prius достать в России не так просто.

Беспилотный «стек» у машины стандартный для индустрии: камеры, лидары и радары для зрения, отдельные вычислительные блоки для предварительной обработки данных и работы основных алгоритмов. Большая часть датчиков — в том числе круговой лидар — располагается на крыше, еще один лидар есть на передней части машины.

Компьютеры, блоки питания и прочая низкоуровневая электроника спрятана в багажнике и довольно сильно греется, потому что суммарная мощность составляет около двух киловатт. Вскоре после моей поездки разработчики поменяли два лидара на новые, в том числе заменили верхний лидар на 128-лучевой, и добавили еще один в заднюю часть машины, а также убрали компьютер в багажнике на место запасного колеса и провели жидкостное охлаждение:

Сейчас стоимость беспилотного «обвеса» примерно в два раза больше, чем самого автомобиля, но цены довольно быстро падают (в основном на лидары).

Кстати, однажды один из лидаров на несколько тысяч долларов пришлось менять из-за сильного мороза: в процессе работы он греется, но запускается в холодном состоянии, а если это происходит не в гараже, то он не успевает согреть себя. Когда лидар сломался, инженеры разобрали его и наглядно увидели недостаток электромеханических лидаров, которые сейчас используют почти все разработчики: многие компоненты расшатываются из-за вибраций во время езды. Многие компании связывают надежды с твердотельными лидарами, причем в основном даже не из-за этого недостатка, а из-за гораздо меньшей цены. Кроме того, цена уменьшится и из-за массового производства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот-пылесос научили ходить по ступенькам Робот-пылесос научили ходить по ступенькам

Разработан робопылесос, который способен спускаться и подниматься по лестницам

N+1
Живые клетки — химики Живые клетки — химики

Природные аналоги широко известных искусственных соединений

Наука и жизнь
Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной

Куда движется развитие метавселенной, как в нее попасть?

ТехИнсайдер
Путь из Голливуда на престол: триумф и гибель Грейс Келли Путь из Голливуда на престол: триумф и гибель Грейс Келли

Грейс Келли превратилась из роскошной звезды Голливуда в величественную княгиню

Cosmopolitan
«Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика» «Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика»

Почему вам постоянно не хватает времени?

Psychologies
Горячая пора для конвейерных роликов Горячая пора для конвейерных роликов

Компания «Промтяжмаш» планирует удвоить производство конвейерных роликов

Эксперт
Даня Милохин: «Я не умею петь!» Даня Милохин: «Я не умею петь!»

Блогер Даня Милохин: о музыке, Москве и счастье

ЖАРА Magazine
Что можно мыть в посудомоечной машине: ответы на популярные вопросы Что можно мыть в посудомоечной машине: ответы на популярные вопросы

Какую посуду можно мыть в посудомоечной машине, а что лучше оставить в раковине

CHIP
Изгнание торгующих храмом Изгнание торгующих храмом

Почем нынче церкви?

Огонёк
Бизнес в стиле хиппи: как построить в коммуне самый дорогой стартап в сфере воздушного электротакси Бизнес в стиле хиппи: как построить в коммуне самый дорогой стартап в сфере воздушного электротакси

Джобен Бевирт хочет создать авиатакси по цене UberX

Forbes
7 самых странных вещей, упавших с неба: дождь из рептилий и зеленый метеор 7 самых странных вещей, упавших с неба: дождь из рептилий и зеленый метеор

Иногда с неба падают самые необычные и загадочные предметы

Популярная механика
Новое счастье Новое счастье

Почему новая любовь никак не приходит?

Cosmopolitan
Мир на бобах Мир на бобах

Как американские власти и защитники климата разгоняют цены на продовольствие

Эксперт
Цапли, ибис каравайка и бескрайние просторы: как в России развивается сельский заповедный туризм Цапли, ибис каравайка и бескрайние просторы: как в России развивается сельский заповедный туризм

Показываем, как живут современные заповедники России

Forbes
Ботаники описали новый вид подземных орхидей с Мадагаскара Ботаники описали новый вид подземных орхидей с Мадагаскара

Ученые нашли одну из самых некрасивых орхидей в мире

N+1
Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу Родину Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу Родину

Как формируется чувство патриотизма и кому оно больше свойственно

Maxim
Как распознать самообман: 7 типичных ситуаций Как распознать самообман: 7 типичных ситуаций

Философ Ален де Боттон — о том, как привычка лгать себе осложняет нам жизнь

Reminder
80 м² 80 м²

Как сохранить в квартире атмосферу 1970-х годов, при этом обойтись без винтажа?

AD
Помоги себе сам: 7 способов быстро справиться с эмоциями Помоги себе сам: 7 способов быстро справиться с эмоциями

Как научиться контролировать эмоции и всегда сохранять трезвый ум?

Psychologies
В корне питательно В корне питательно

Как картошка покорила Россию

Огонёк
Байки из дзота. Кто такие панфиловцы, от чего умер Гастелло и как звали Матросова Байки из дзота. Кто такие панфиловцы, от чего умер Гастелло и как звали Матросова

Подвиг их неизвестен, но имя их бессмертно!

Maxim
От Ice Bucket до Skibidi: 10 самых популярных челленджей От Ice Bucket до Skibidi: 10 самых популярных челленджей

Самые знаменитые интернет-челленджи и флешмобы

РБК
Каждый приём пищи – это тренировка новых полезных привычек Каждый приём пищи – это тренировка новых полезных привычек

Эксперт объясняет, как питаться вкусно, разнообразно и правильно

Худеем правильно
«Мне 50, и я не стремлюсь выглядеть моложе» «Мне 50, и я не стремлюсь выглядеть моложе»

История нашей героини о том, почему она отказалась от омолаживающих процедур

Psychologies
P.S.: 2010 год P.S.: 2010 год

Нулевые, которые страна провела в офисах и клубах, закончились

Esquire
Кибербаг: как выход самой долгожданной игры года стал катастрофой для фанатов и инвесторов Кибербаг: как выход самой долгожданной игры года стал катастрофой для фанатов и инвесторов

Почему долгожданный релиз обернулся катастрофой для инвесторов и фанатов игр?

Forbes
Подъем с переворотом Подъем с переворотом

И века, и десятилетия не всегда совпадают с показаниями календарей

GQ
56 м² 56 м²

Неправильную геометрию квартиры дизайнер исправила с помощью систем хранения

AD
#волосы #волосы

У ваших волос тоже был непростой год

Glamour
48 м² 48 м²

Дизайнер Мия Карлова оформила квартиру в стиле кинфолк, но на московский лад

AD
Открыть в приложении