Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» совершили немало открытий

Популярная механикаНаука

«Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов»: 30 лет на службе океанологии

В 1988 году со стапелей верфи Hollming в финском городе Раума было спущено на воду научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Сергей Вавилов», а годом позже — «Академик Иоффе», которые являются одними из представителей российского научно-исследовательского флота и в XXI веке.

Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» уже совершили немало значительных открытий, которые вошли в историю научного флота России. И на будущее у НИС планы также довольно серьёзные: в рамках национального проекта «Наука» будет реализована модернизация судов, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.

Советский научно-исследовательский флот, который начал формироваться в конце 1950-х годов, был одним из самых мощных в мире. «Академик Сергей Вавилов», который получил своё имя в честь основателя научной школы физической оптики в СССР Сергея Вавилова, и «Академик Иоффе», названный в честь «отца советской физики» академика Абрама Иоффе, стали двумя судами, построенными по общему проекту. Они могут работать как самостоятельно, так и в тандеме друг с другом. 117-метровые корабли водоизмещением почти 7000 тонн отличаются необычным техническим решением. Каждое из судов имеет в своей центральной части вертикальную шахту диаметром под два метра, которая служит для размещения и работы научного оборудования. В частности, если систершипы работают вместе, то одно может опускать в толщу воды излучатель сигналов, а другое — работать как приёмник, получающий акустические сигналы. В роли мобильного излучателя гидроакустических сигналов в полосе частот 25–500 Гц мощностью до 150 Вт и создавался «Академик Иоффе», а «Академик Сергей Вавилов» проектировался именно как мобильный приёмник сверхслабых гидроакустических сигналов.

b764e7ba791de214f8df3fd609ba2c93.jpg
«Академик Сергей Вавилов»

В свой первый рейс в августе-сентябре 1989 года суда отправились вместе — на борту находилось шесть групп исследователей академии наук СССР, перед каждой из которых стояли свои научные задачи. Но основная направленность обоих судов — проведение гидроакустических исследований и в частности экспериментов по изучению распространения звука в океане. В ходе экспедиции в 1989 году удалось зарегистрировать сигналы, прошедшие в океане более 3 тыс. км, а также получить информацию для изучения эффекта потепления арктических вод по анализу прохождения звука (проект «АТОК»), для проведения работ по восстановлению подводной линзы на основе акустических томографических данных (проект THETIS-2) и других исследований.

"Научно-исследовательские суда работают в таких районах плавания, где торговые суда, как правило, избегают плавать или плавают редко и в составе конвоев под проводкой ледоколов. В этих условиях научные суда работают в обычном для них режиме, подолгу находясь во льдах Арктики и Антарктики, в экстремальных штормовых зонах мирового океана — Карском море, районах Северной Атлантики, Южного океана, проливе Дрейка. Работа в таких экстремальных условиях требует от экипажа большого профессионализма по всем службам судна — от мостика до камбуза. Каждый член команды должен быть готов в любой момент прийти на помощь там, где это требуется.

428d50c45d5ab34ba29030063748f988.JPG
«Академик Иоффе»

С технической точки зрения работа научно-исследовательского судна отличается от управления обычным судном торгового флота в первую очередь управлением главными и вспомогательными механизмами судна — режимом работы главных двигателей и вспомогательных, таких как носовое подруливающее устройство, кормовое подруливающее устройство. Режим работы должен быть стабильный, бесперебойный при выполнении научных работ за бортом судна, чтобы избежать потери дорогостоящего научного оборудования, поломки судовых механизмов, намотки тросов на винты», — говорит капитан «Академика Иоффе» Андрей Владимирович Зыбин.

В 2001 году «Академик Иоффе» отправился в очередной свой рейс в экваториальную часть Атлантического океана для проведения детальных геологических исследований в районе сочленения Срединно-Атлантического хребта с трансформным разломом Сьерра-Леоне. Особенностью 10-й по счёту для судна экспедиции стал характер научной работы. Если в предыдущих походах на судне работали морские акустики, океанологи, гидрографы и геофизики, то на этот раз экспедиция носила исключительно геологическую направленность, что наложило свои отпечатки на характер проводимых работ и специфику использования научного оборудования. В том походе удалось собрать множество образцов пород и получить важную для изучения океана информацию, а кроме того экспедиция «Академика Иоффе» стала первой работой научно-исследовательского судна по программе «Меридиан».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Технологии прошлого, которые могут вернуться в нашу жизнь Технологии прошлого, которые могут вернуться в нашу жизнь

Устаревшие технологии, которые вернулись в нашу жизнь

Maxim
Все только начинается Все только начинается

Декабрьские праздники – время радовать близких и укреплять отношения

Лиза
Чудеса и аномалии великой войны Чудеса и аномалии великой войны

В 1941–1945 годах события пошли по наименее вероятному из возможных вариантов

Эксперт
Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО

Какие действия страховщика можно оспорить и чем может помочь РСА

РБК
Душеполезное и душегубительное Душеполезное и душегубительное

Как Андрей Котов «присвоил себе» древнерусскую духовную песню

Русский репортер
Санкции, Зеленский, Вторая мировая и тост за бизнес: как прошла встреча Путина и предпринимателей Санкции, Зеленский, Вторая мировая и тост за бизнес: как прошла встреча Путина и предпринимателей

Ежегодная предновогодняя встреча Владимира Путина с деловым сообществом

Forbes
Как пить знать Как пить знать

Новый формат «лекция под бокал» успешно осваивается в барах

Огонёк
Федерико Арнальди: «К салату оливье я равнодушен» Федерико Арнальди: «К салату оливье я равнодушен»

Своими вкусными открытиями делится итальянский актер Федерико Арнальди

Лиза
9 качеств, которые вы не сможете исправить в партнере 9 качеств, которые вы не сможете исправить в партнере

Черты характера партнера, в отношении которых важно находить компромисс

Psychologies
«Второй половинке» в романтическом лексиконе не место! «Второй половинке» в романтическом лексиконе не место!

Пора избавляться от замшелых представлений о взаимоотношениях мужчины и женщины

Playboy
7 ошибок по уходу за собой у мужчин, которые втайне ненавидят все женщины 7 ошибок по уходу за собой у мужчин, которые втайне ненавидят все женщины

Быть ухоженным мужчиной — не стыдно, а абсолютно нормально

Playboy
С небес на землю: знаменитости тоже летают экономклассом С небес на землю: знаменитости тоже летают экономклассом

Звезды тоже путешествуют лоукостерами и стоят в очереди за багажом

GQ
Жасмин Одемар, Audemars Piguet — о семейном бизнесе и часах Code 11.59 Жасмин Одемар, Audemars Piguet — о семейном бизнесе и часах Code 11.59

Интервью с президентом совета директоров Audemars Piguet

РБК
Как вывести пятно с ткани: лучшие народные рецепты Как вывести пятно с ткани: лучшие народные рецепты

Домашними средствами можно справиться с любыми загрязнениями

Cosmopolitan
Конец передела: как зять миллиардера Тимченко создал морского монстра с выручкой 22 млрд рублей Конец передела: как зять миллиардера Тимченко создал морского монстра с выручкой 22 млрд рублей

Русская компания Глеба Франка растолкала конкурентов по промыслу краба

Forbes
Крылья желания Крылья желания

Частные самолеты остаются главным синонимом тяжелого люкса

Tatler
Неудачи по-крупному: 5 самых масштабных авиакатастроф Boeing Неудачи по-крупному: 5 самых масштабных авиакатастроф Boeing

Самые крупные трагедии с участием самолетов американского авиагиганта

Популярная механика
Делится на два Делится на два

Куда поехать в отпуск в январе? В Европе есть и горы, и море

Grazia
Сирша Ронан. Свободное плавание Сирша Ронан. Свободное плавание

К своим двадцати пяти годам актриса была уже трижды номинирована на «Оскар»

Караван историй
Ирина Антоненко: «Настоящий мужчина должен быть как Магомаев» Ирина Антоненко: «Настоящий мужчина должен быть как Магомаев»

В фильме о Муслиме Магомаеве его жену Тамару Синявскую играет Ирина Антоненко

Караван историй
Любовь прошла?.. Любовь прошла?..

Как понять, не пора ли тебе скинуть эмоциональный багаж?

Лиза
Квартира для ценителей традиционного стиля, 97 м² Квартира для ценителей традиционного стиля, 97 м²

Дизайнеры использовали элементы в форме арок во всей квартире

AD
Необычные стили в украшениях, о которых вы мало знали Необычные стили в украшениях, о которых вы мало знали

Ювелирные изделия – это целая вселенная, в которой ещё много непознанного

Cosmopolitan
8 самых инстаграмных мест мира, куда все едут сфотографироваться 8 самых инстаграмных мест мира, куда все едут сфотографироваться

Люди едут туда за самыми незабываемыми снимками

Playboy
1992 год 1992 год

Отныне российское ядерное оружие не направлено на американские города

Esquire
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Я больше не буду Я больше не буду

92% людей, дающих новогодние обещания, не выполняют их

Cosmopolitan
Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни» Обри ди Грей: «Медицина может предложить совершенно другое качество жизни»

Почему богатые не смогут жить дольше бедных, а диктаторы — править вечно

РБК
Мод Жульен: Рассказ дочери. 18 лет я была узницей своего отца. Отрывок из книги Мод Жульен: Рассказ дочери. 18 лет я была узницей своего отца. Отрывок из книги

Книга о непростом детстве и насилии со стороны отца

СНОБ
Представлена новая теория появления кислорода на Земле Представлена новая теория появления кислорода на Земле

Уровень кислорода в атмосфере Земли изменялся на протяжении всей ее истории

Популярная механика
Открыть в приложении