«Я, конечно, не расист, но»: зачем Голливуду нужны слепые кастинги и почему зрители против «черной Гермионы»
«Странно, что британская королева еще белая», — так комментировали в рунете сериал «Бриджертоны», где английскую знать ХIХ века в равной степени играли и белые, и темнокожие актеры. Журналист Вера Рейнер объясняет, зачем нужны слепые кастинги, почему они вызывают такой негатив и чем их можно заменить

Цитата про «белую королеву» — еще самая мягкая из обсуждения сериала «Бриджертоны», ставшего хитом новогодних праздников и главным поводом для интернет-баталий. Основной претензией стал кастинг: аристократов XIX века играли в том числе темнокожие актеры. «Недостоверно!» — взорвался русскоязычный интернет. По мнению протестующих, до британской королевы добраться должны активисты BLM, как уже добрались до Джеймса Бонда и до «Русалочки».
Впервые массовый разговор о методе слепых кастингов задала история с «черной Гермионой». Слепыми называют кастинги, в ходе которых актеров подбирают без оглядки на цвет кожи, а иногда и пол — только на талант. В 2016 году в постановке лондонского Palace Theatre «Гарри Поттер и Проклятое дитя» на роль Гермионы взяли темнокожую Ному Думезвени. И это вызвало скандал. Кто-то радовался разнообразию — многие фанаты и так считали Гермиону темнокожей. Кто-то возмущался — «я, конечно, не расист, но Гермиона не может быть такой». Сама Роулинг написала в своем Twitter: «Роулинг нравится черная Гермиона». И добавила: «Белая кожа не упоминалась». И уже это многие восприняли в штыки, припомнив ей момент с «бледным» лицом книжной Гермионы.
Но то было в театре. В театральных постановках слепыми кастингами никого не удивишь. Мужчин в них, скажем, постоянно играют женщины — для многих ролей это уже традиция. Тем же Гамлетом за всю театральную историю кто только не был. Просто аудитория «Гарри Поттера» куда шире привычной театральной. Когда слепые кастинги касаются по-настоящему массовых продуктов, тогда и начинается скандал. Так вышло с новой «Русалочкой», которая все еще в процессе съемок. О том, что героиню диснеевского мультфильма в киноадаптации сыграет Холли Бэйли, объявили летом 2019. На Алиссу Милано, с которой была списана мультяшная Ариэль, она совсем не похожа. «Мне физически больно от этой новости, с Русалочкой у меня связаны самые теплые детские воспоминания», — писали в комментариях на «Кинопоиске». В самых вежливых.
Претензии к исторической достоверности, как в случае «Бриджертонов», здесь невозможны — британские аристократы в XIX веке все же были. А вот русалок в мировых водах не водилось никогда — это вымышленный вид. Почему у героини может быть рыбий хвост, зеленая кожа или жабры, — что угодно, что подскажет фантазия сценаристов, — но ее не может играть не белая актриса? И почему выбор темнокожей Бэйли на роль в новом фильме кого-то физически ранит? Сложно представить какое-то логическое обоснование кроме расизма — пусть и неосознанного.